КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Африканский кинематограф.Алжир: ХАМИНА Мухамед Лахдар (р. 1934), алжирский режиссер, сценарист, актер. Учился в ФАМУ в Праге. В 1958-60 участвовал в борьбе за освобождение Алжира от колониальной зависимости. С 1960 снимал документальные ленты в основном пропагандистского плана, в 1964 поставил две игровых неполнометражных картины «Время образа» и «Но в ноябрьский день». В 1966 ярко дебютировал в большом кино фильмом «Ветер с Ореса» (премия на МКФ в Канне, 1967), который впервые представил взгляд на события алжирской революции не с точки зрения извне, со стороны европейских кинематографистов (например, «Битва за Алжир» Дж. Понтекорво), а изнутри. Причем в будто бы хроникальной по манере ленте Хамины уже угадывалось его стремление к художественным обобщениям, что в более явной форме эпической фрески с метафорическими и символическими образами нашло свое адекватное выражение в самой известной работе режиссера — «Хроника огненных лет» (1975, главная премия на МКФ в Канне). Периоду борьбы за независимость посвящены также картины «Хассан Терро» (1968) и «Декабрь» (1972). В большей степени иносказателен фильм «Ветер пустыни» (1982), а во многом автобиографическая лента «Последняя картинка» (1985) удивила неожиданным лиризмом и трогательной интонацией в рассказе о юношеской влюбленности алжирского подростка во француженку-учительницу. Однако подобный уход Хамины от прежней политизированности и даже склонность к переоценке взаимоотношений с бывшими колонизаторами не встретили сочувствия и понимания в Алжире, где стали нарастать фундаменталистские и антифранцузские настроения.
Египет: СЕЙФ Салах Абу (1915 — 1996), египетский режиссер, критик, сценарист и педагог. Родился в старинном каирском «народном квартале» Булак. Воспитывался матерью, ушедшей из патриархального дома мужа. Прежде чем прийти в кино, окончил коммерческое училище. В 1936 против воли родных устроился монтажером на киностудию «Миср». В 1939 был ассистентом у К. Селима, создателя первого египетского реалистического кинофильма «Решимость». Дебютную полнометражную игровую кинокартину «Всегда в моем сердце» поставил в 1946. Талант Салаха Абу Сейфа широко раскрылся после антимонархической и антиколониальной революции 1952, когда он выпустил серию кинолент, составивших ему славу основоположника реализма в кинематографе Египта. Так, в рассказе о простом рабочем в «Мастере Хасане» (1952) впервые в египетском кино с документальной достоверностью показал повседневную жизнь обитателей родного бедняцкого квартала Булак; в «Рае и Сежине» (1953) и «Чудовище» (1954), в основу которых легли нашумевшие преступления в Александрии двух женщин-убийц и главаря шайки бандитов, державшего в страхе район в Верхнем Египте, отразил духовно-нравственные пороки дореволюционного полуфеодального общества; в «Сильном» (1957) убедительно и с большим профессионализмом обличил противозаконные спекулятивные махинации на овощном рынке Каира. После образования в 1963 государственного киносектора, возглавивший его Абу Сейф, в течение трех лет занимался организационно-административной деятельностью. В 1966 снял острую социальную драму «Каир 30-х годов» о выпускниках университета, мечтавших в студенческую пору стать активными участниками демократических преобразований, но разведенных жизненными обстоятельствами «по разные стороны баррикад». И в дальнейшем Абу Сейф находился в центре внимания местной и зарубежной критики, создавая актуальные по общественному звучанию кинофильмы самого разного тематического и жанрового диапазона. Всего в своей жизни Абу Сейф, помимо документальных, поставил 41 полнометражную игровую картину. Лучшие из них сделал в период 50—60-х годов в содружестве с лауреатом Нобелевской премии писателем Нагибом Махфузом, творческий союз с которым вывел кинематограф Египта на мировые экраны и оказал весомое влияние на формирование художественного сознания нескольких поколений режиссеров арабского кино. В историю национального арабского искусства Абу Сейф, многие годы работавший профессором Каирского киноинститута, вошел как крупнейший мастер реалистического направления. ШАХИН (Chahine) Юсеф (р. 1926), египетский режиссер, сценарист, актер и педагог. Родился в Александрии. Кинообразование получил в США. Дебютный игровой кинофильм «Папа Амин» поставил в 1950, известность к нему пришла с выходом фильма «Борьба в долине» (1954), где, используя элементы «вестерна» и арабской мелодрамы, обличил феодальный произвол накануне национально-демократической революции 1952, а в 1958 выпустил социально-политический памфлет «Каирский вокзал» и антиколониальную ленту «Джамиля-алжирка». В 1963 реализовал масштабную историческую киноэпопею «Победитель Салах ад-Дин», в которой борьба мусульманского полководца Саладина ассоциировалась с арабским освободительным движением. В 1965 уехал в Бейрут и снял там фильм-оперетту «Продавец колец» со знаменитой ливанской певицей Фейруз. В Египет вернулся в 1968 и выступил режиссером в совместном советско-египетском фильме «Люди и Нил», из-за придирок цензуры вышедшем в прокат только в 1972. В 1970 создал одну из лучших своих кинокартин «Земля», в которой проследил историю антифеодального крестьянского восстания. С конца 1970-х годов Шахин стал больше ориентироваться на западноевропейского зрителя, подготовив широкую по обхвату событий автобиографическую кинотрилогию «Александрия, почему?» (1979), «Египетский рассказ» (1982) и «Александрия, еще и еще раз» (1990). В перерыве, в 1985 и 1986, при содействии Франции снял историческую драму «Прощай, Бонапарт!» с Мишелем Пиколли в главной роли и трагедийную киноленту «Шестой день» с Далидой. В кинофильмах обнаружилась отстраненность их автора от того, что он изображает, ушла из них и «крепкая драматургия». Прежде всего это проявилось в картинах, где в причудливо организованном потоке характеров и явлений режиссер совместил зарисовки из личной жизни с политическими потрясениями Египта на протяжении 1940—80-х годов. Примерно те же приемы, используя перекрестный монтаж, комбинируя сцены в непрерывно нарастающем темпе, он применил в психоаналитической притче «Эмигрант» (1995). Всего поставил более 40 фильмов. Ставит драматические спектакли, работает в Каирском киноинституте. Актеры: Кульсум Умм (наст. имя Фатьма Ибрахим) (1908—1975), египетская певица. С 1937 солистка Каирского радио, в 1930—40-х гг. снялась в нескольких музыкальных фильмах. Прославилась исполнением арабских песен. В 1982 в Египте учреждена премия им. Кульсум (для композиторов и исполнителей арабских песен). Хамама Фатен (р. 1931), египетская актриса кино и телевидения. Родилась в семье школьного преподавателя в Мансуре. В кино дебютировала еще ребенком в 1940, исполнив эпизодическую роль в фильме М. Карима «Счастливый день». Редкая красота, способность чарующе воздействовать на аудиторию позволили ей довольно быстро стать звездой арабского экрана. Сначала Хамама играла романтических девушек, боровшихся за свою искреннюю любовь, достоинство и благополучие близких. Показывая тонкие легко ранимые натуры героинь, актриса превращала нехитрые сюжеты тогдашних фильмов в полнокровные произведения, исполненные поэзии, лирики и гуманистического звучания. К середине 1950-х годов постепенно отказалась от картин исключительно мелодраматического жанра и стала с успехом выступать в фильмах патриотической тематики, социальных и психологических драмах, кинокомедиях. Наиболее известные среди них — «Небо ада»/«Борьба в долине» (1954) Ю. Шахина, «С нами Аллах» (1955) А. Бадрхана, «Земля мира» (1957) К. Шейха, «Тупик» (1959) С. А. Сейфа. В дальнейшем талант Хамамы ярко проявился в лентах, посвященных проблемам эмансипации соотечественниц: «Зов горлицы» (1959) и «Грех» (1965) Х. Баракята, а также в картине «Требую решения!» (1975) С. Марзука, где ей удалось особенно убедительно передать драму женщины, чья мысль о разводе из-за равнодушия судебных чиновников так и осталась несбыточной мечтой. В 1980-е-90-е годы сотрудничала с кино не столь активно, как в предшествующие периоды творчества. Однако актриса по-прежнему считается «госпожой египетского экрана», а в Каире, на улице М. Рауде, построен кинотеатр, который носит ее имя «Фатен Хамама». Шариф Омар (р. 1931), египетский актер. Настоящее имя Мишель Димитрий Шалхуб. Родился (по другим данным в 1932) в Александрии, в самом интернациональном городе Египта в семье христианского вероисповедания. После окончания привилегированного колледжа «Виктория» пробовал силы на театральной сцене. В кино дебютировал в фильме Ю. Шахина «Небо ада»/«Борьба в долине» (1954). В первых кинолентах партнершей Омара Шарифа была знаменитая египетская актриса Фатен Хамама, ради брака с которой, продолжавшегося до 1971, он принял ислам. Сотрудничество с разными по художественным пристрастиям кинорежиссерами (С. А. Сейфом, К. Шейхом, Х. Баракятом, Ю. Шахином) способствовало совершенствованию профессиональных навыков. К 1961 у себя на родине актер снялся в 22 кинофильмах. В разряде звезд мирового экрана оказался после фильмов «Лоренс Аравийский» (1962) и «Доктор Живаго» (1965) Д. Лина, где создал образ экзотического бедуинского преподавателя Аш-Шарифа Али и далекий от литературного первоисточника характер российского интеллигента Юрия Живаго. В 60-е и 70-е годы снимался в приключенческих и «костюмных» исторических кинокартинах. Наиболее известные среди них — «Падение Римской империи» (1964, США), «Чингисхан» (1965, США), «Сказочное приключение Марко Поло» (1965, Франция), «Майерлинг» (1968, Великобритания—Франция), «Золото Маккенны» (1968) и др. «Русская тема» получила продолжение, в частности, в «Семени тамаринда» (1974, США) и экранизации романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (1987, Польша), в которой Шариф сыграл зловещего политического честолюбца Верховенцева. В своей творческой биографии переиграл роли монархов и революционеров, юристов и преступников, великосветских любовников и ковбоев. Буркина-Фасо: УЭДРАОГО Идрисса (Ouedraogo Indrissa) (р. 1954), африканский режиссер и сценарист из Буркина-Фасо. Учился в Африканском киноинституте на родине в Уагадугу, затем в Киеве и Париже. Снял короткометражные ленты «Поко» (1981), «Миски» (1983), «Исса, ткач» (1985). Его полнометражный дебют «Выбор» (1986), показанный на МКФ в Канне, 1987, вызвал неожиданный интерес и был отмечен премией Ж. Садуля во Франции, а следующая работа «Бабушка» (1988) получила премию ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, 1989. Картина «Тилай — Вопрос чести» (1990, Буркина-Фасо — Франция) удостоена Большой специальной премии в Канне. Фильм «Самба Траоре» (1993, с Францией) отмечен премией ФИПРЕССИ на МКФ в Берлине, а в конкурсе Канна, 1997 участвовала лента «Кини и Эдамс», созданная уже совместно с Великобританией. Успех фильмов Уэдраого за пределами Африки связан, прежде всего с тем, что в его работах удивительно сочетается непосредственность наблюдения, тонкость и деликатность по отношению к персонажам, которых нередко играют непрофессиональные актеры, наконец, живой и искренний юмор, столь необычный для африканских фильмов.
Сенегал: СЕМБЕН(Sembene) Усман (р. 1923), сенегальский писатель, режиссер. Его нередко называют «отцом кинематографии черного континента». Воспитан дядюшкой, передавшим ему, кроме знания языка родного племени улуф, еще и арабский и французский языки. В 1942 был солдатом французской армии (о впечатлениях юности позднее расскажет в фильме «Лагерь в Тиаройе» (1987), совместно с Тьерно Фати Соу, специальная премия на МКФ в Венеции-88). Уехав во Францию, сменил 36 профессий; итогом десятилетнего опыта работы портовым грузчиком в Марселе явился его первый роман «Черный докер» (1955) и несколько следующих произведений, снискавших успех во Франции, но не в Сенегале, так как они были написаны на французском языке. Будучи уже известным писателем, Сембен обращается к кинематографу с целью рассказать о проблемах черной Африки на языке, понятном всему миру. Не скрывая своих левых убеждений, он едет на стажировку в Москву и учится в 1962 во ВГИКе у М. Донского и С. Герасимова. Первый же фильм «Чернокожая из...» (1966) обращает на себя внимание критики и получает во Франции премию Жана Виго. Следующие картины Сембена неизменно становились событиями в мире кино. Особую известность получили: первый игровой фильм на одном из африканских языков — социальная комедия «Почтовый перевод»/«Мандат» (экранизация одного из собственных романов, 1968, особое упоминание жюри на МКФ в Венеции); «Эмитай» (1972, премия на МКФ в Москве) — остросоциальная драма из недавней истории колонизации черной Африки; «Бессилие»/«Ксала» (1974, специальный приз на МКФ в Карлови-Вари, 1976) — злая и точная сатира на нравы благополучных «новых черных», разбогатевших африканцев; «Седдо»/«Отказ» (1977), историческая эпопея о жизни и социально-религиозных проблемах африканского племени в 18 веке. Глубоко индивидуальный стиль Сембена, то иронически-издевательский, то мягкий, насмешливый, отмеченный любовью к своим героям, некоторые критики называют «юмористическим реализмом». В 1992 поставил по своему роману картину «Гюлваар».
|