Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Бразилия.




С 8 июля 1896 года в Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло демонстрируются иностранные фильмы. Зрителей интересует не столько то, что происходит на экране, сколько само изобретение, сам волшебный аппарат. До 1903 года единственными производителями кинопрудкции в стране были братья Паскоал и Афонсо Сегрето, которые запечатляли на кинопленке события гражданского значения и предстваителей правительства. Показ в 1902 году в Сан-Пауло фильмов об авиационных достижениях Сантоса Дюмона произвел настоящий фурор в стране. Кино быстро проникает во все уголки страны, поражая своей новизной. По мере создания первых кинотеатров, некоторые кинопрокатчики начинают снимать свои собственные фильмы, следуя примеру деятелей кино из Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло. Разворачивается мощное кинематографическое движение, снимаются сотни фильмов различной тематики, начиная от детективов и музыкальных фильмов до классики литературы и комедий. Вот некоторые фильмы того времени: "Душители" - 1906 г., работа Франсиско Марзулло. Этот фильм считается первым крупным успехом бразильского кино. "Зловещий чемодан" - 1908 г., "Покупатель крыс" - 1908 г., "Веселая вдова" - 1909 г., " Возьми чайник" - 1909 г., "Сон вальса" - 1910 г., "Мир и любовь" - 1910 г. 29 июня 1911 года создается Бразильская кинематографическая компания, которая покупает кинозалы по всей стране и организует рынок кинопроката зарубежных фильмов. В результате в национальном кинематографе происходит первый кризис, а американское кино завоевывает лидирующие позиции на бразильском кинорынке. Резко останавливается производство национальных фильмов, и, если раньше в Бразилии выпускалось более ста фильмов в год, то теперь бразильские фильмы полностью сходят с экрана. Начиная с 1920 года, демонстрация фильмов перестает быть одним из номеров, входящих в программу варьете. Кино выделяется в отдельный вид культурной деятельность, чтобы стать в последствии так называемым "седьмым видом искусства". Пионером в этой области становится кинематографическое общество Рио-де-Жанейро: в печати появляются критические материалы, посвященные киноработам и пропагандирующие киноискусство с целью создания индустрии кино, отвечающей высоким мировым требованиям. Фильм "Человеческая глина", созданный в 1929 г. Адемаром Гонзага, Педро Лима, Пауло Вандерлей и Алваро Роша, отвечает самым высоким международным стандартам того времени и считается классикой бразильского немого кино. К сожалению, эта работа, как и некоторые другие, не сохранились. В 30-х годах, с появлением звукового кино, государство начинает принимать участие в кинематографичесой деятельности. В результате появляется первый закон о защите национального кинематографа. Статус кинематоргафа как индустрии был узаконен самой Революцией 1930 года. На волне царившей тогда эйфории руководитель киножурнала "Синеарте" Адемар Гонзага создает в Рио-де-Жанейро фонд Синедиа по производству фильмов. Взяв за основу американские стандарты, Синедиа превращается в настоящее предприятие по производству фильмов и изменяет панораму бразильской кинематографической продукции. Но вскоре у Синедиа возникают трудности с распространением и прокатом своей продукции. Тогда и возникают идеи совместного производства фильмов. Примером тому может служить "Ало, ало, Бразилия (1935), фильм производства Waldow Filme-Cnedia. В фильме впервые была использована запись звука непосредственно на кинопленке, что обусловило присутствие радио в бразильском кинематографе. В Сан-Пауло в этот период вышло не более шести фильмов, которые на фоне засилья иностранных фильмов (в большинстве своем американских) в национальном прокате прошли незамеченными. В начале сороковых годов происходят как обнадеживающие так и удручающие события. Во-первых, Синедиа снижает темпы производства фильмов, а на студии Сонофилмес, созданной в 1937 путем слияния компаний Уоллес Дауни и Алберто Биньон, происходит пожар, полностью парализующий ее деятельность. С другой стороны в 1941 году создается новая многообещающая студия Атлантида, на которой работают такие выдающиеся деятели бразильского кинематографа, как Гранде Отело (псевдоним Себастьао Прата) и Оскарито. Успех Атлантиды растет. Благодаря усилиям Луиса Севериано Рибейро Жуниор, который организовал прокат продукции этой студии по всей стране, фильмы Атлантиды привлекают все больше зрителей, и в 50-х годах комедии из жизни жителей Рио-де-Жанейра достигают пика своей популярности. В то же время в Сан-Пауло открывается Кинематографическая компания Вера Круз, которая видит свою задачу в производстве фильмов более глубоких по своему содержанию и художественным формам в отличие от вульгарных карнавальных комедий Рио-де-Жанейро. Вот некоторые работы того периода: "Кайсара" (1950) Адольфа Сели, " Карнавал Атлантида" (1952) Жозе Карлос Бурле, "Разбойник" (1953) Лимы Баррето, "Ни Самсон ни Далила" (1954), "Два вора" (1960), оба фильма Карлоса Манга, и "Цветы в горах" (1954) Лусиано Салсе. В начале 50-х годов проблемы бразильского кино серьезно обсуждаются на двух конгрессах кинематографистов. Приходит осознание того, что, какие бы ни были финансовые ивестиции в национальное кинопроизводство, его развитие тормозится засильем иностранных фильмов на национальном кинорынке. В конце 50-х бразильский кинематограф приобретает ярко выраженное социальное звучание. Из работ этого периода следует выделить: "Рио, 40 градусов" (1955) и "Рио, Северный Округ" (1957) режиссера Нелсона Перейра, а также "Великий момент" (1958) Роберто Сантоса. Эти работы предопределии появление Нового Кино. 60-е и 70-е годы ознаменованы активным движением за Новое Кино, которое отразило идеологию послевоенного периода и негативного отношения к попытке индустриализации бразильского кино. Отличительными чертами Нового Кино являются национализм, выражающийся в показе малоизвестных сторон Бразилии, критический взгляд на общество, эксплуатация географической тематики, темы угнетения и страдания народа. Появляются фильмы из жизни бандитов, которые выделяются в отдельный жанр 60-х годов. Самыми яркими представителями движения за Новое Кино являются Нелсон Перейра и Глаубер Роша. В группу новаторов входили также и такие деятели кино, как Кака Диегес, Мигел Боржес, Пауло Сарасени, Руй Герра, Алекс Виани и кинокритик, современник движения, Пауло Эмилио Саллес Гомес, с помощью которого были созданы, в 1965, при Университете г. Бразилиа первые высшие курсы кинематографии в Бразилии. Некоторые фильмы того периода: "Бог и Дьявол на земле солнца" (1963), "Земля в трансе" (1967) и "Дракон Зла против Святого Воителя" (1969) - Глаубер Роша, "Ружья" (1963) и "Боги и мертвые" (1970) - Руй Герра, " Иссушенные жизни" (1963) - Нелсон Перейра дос Сантос, " Вызов" (1965) - Пауло Сарасени, "Храбрый воин" (1968) - Густаво Дал, "Наследники" (1969) - Кака Диегес, "Макунаима" (1969), выдающаяся работа о жизни тропиков Жоакина Педро де Андраде. Новое Кино не имело большой аудитории в стране, тем не менее, некоторые работы этого периода получили признание за рубежом и были отмечены призами на многих международных кинофестивалях, открыв двери в мир многим лучшим бразильским режиссерам. В середине 60-х годов группа молодых режиссеров порывает с новаторами и образует свое направление, так называемое Маргинальное Кино. Это направление считают также "третьим поколением" Нового Кино. В это направлении работают такие режиссеры, как Жулио Брессане, Рожерио Сганзерла, Невилле д'Адмейда, Карлос Рейхенбах и Луис Роземберг. "Маргинально- вульгарное" кино тесно сотрудничает с продюссорами местного андеграунда, Бока до Лишо (Сан-Пауло) и отличается возвратом к классическому повествованию, пренебрежением к этическим и художественным нормам, ироничными и вульгарными диалогами и призывами, это появилось в некоторых фильмах, к эротике и порнографии. В качестве примеров Маргинального Кино можно было бы привести такие фильмы, как "Бандит красного цвета" (1968) и "Женщина для всех" режиссера Рожерио Сганзерла, "Прибил семью и пошел в кино" (1969) - Жилио Брессане, "Порнограф" (1970) - Жоао Каллегаро, "Пенный сад" (1970) - Луис Роземберг. С 1970 г. начинаются полицейские преследования представителей Маргинального Кино и многие из них вынуждены покинуть страну. Особняком стоит режиссер из Сан-Пауло Жозе Можика Маринс, работы которого часто путают с работами Маргинального Кино. Он более известен как Зе до Кайшао (Зе из гроба). Можика начинает свою карьеру в сороковых годах на 16 мм пленке, а с 1955 года переходит на формат 35 мм и снимает серию фильмов ужасов, главным героем которых является Зе из гроба. "В полночь я заберу твою душу" (1963), "Этой ночью я вселился в твой труп" (1966) и "Жуткий кошмар" (1967) - вот некоторые из фильмов ужасов, снятые Можикой, которые вдохновляют Маргинальное Кино и достигают пика популярности в 1964-1966 годы. Когда с радикализмом Маргинального Кино, вступившем в противоречие с общественной нравственностью и цензурой, было покончено, а националистические и освободительные идеи Нового Кино утратили свою привлекательность, необходим был новый толчок для развития национального кинематографа. Трудно сосчитать сколько раз национальный кинематограф обращался за поддержкой к государству по самым различным вопросам, включая вопросы законодательства, производства фильмов и проката. Знаменательным шагом на пути структуризации кинематографического производства было создание в 1966 году Национального Института Кино (INC), который увеличил срок обязательного проката бразильских фильмов с 63 дней в 1969 году до 112 дней в 1975 году. Также были установлены поощрения за доходность фильма и его качество, что должно было стимулировать и поддержать национальных кинематографистов. В 1969 году создается бразильское предприятие по производству фильмов Эмбрафильм, а три года спустя проводится I Конгресс кинематографистов. Уже в 1975 году, когда разрабатывается новая Национальная политика в области культуры, проводятся глубокие преобразования в государственных органах, занимающихся кино. Национальный Институт Кино прекращает свою существование, увеличивается общий капитал Эмбрафильма, который берет на себя, помио прочих функций, функции финансирования, организации совместного производства и проката бразильских фильмов. В 1976 году создается Национальный Совет Кино (CONCINE), который отвечает за соблюдение норм и осуществляет контролирующие функции. Разворачивается широкомасштабное развитие национального рынка кинопродукции, что наносит ощутимый удар по историческому засилью иностранного кино, которое переживает нелучшие времена в связи с падением производства фильмов. На волне развития рынка кинопродукции разворачивается дискуссия о развитии контактов представителей Нового Кино с государством. Катализатором дискуссии выступили некоторые фильмы представителей этого направления. Наиболее яркий пример - фильм режиссера Нелсона Перейра дос Сантоса "Амулет Огума" (1974). Можно назвать и другие фильмы этого периода, которые, сделав акцент на народном, национальном колорите, не прошли незамеченными: "Шика да Силва" (1976) - Кака Диегес, "Дона Флор и два ее мужа" (1976) - Бруно Баррето, который в 1984 году стал самым кассовым фильмом в Бразилии: фильм посмотрели более десяти миллионов человек, и "Бай-Бай, Бразилия (1979) - Кака Диегес. В такой благоприятной обстановке, вызванной улучшением ситуации на кинорынке страны и официальной политикой государства в области культуры, бразильский кинематограф вновь принимается за экранизацию литературных произведений, снимаются фильмы о знаменательных исторических и культурных событиях страны: "Лусиола" (1975) - Алфредо Стерейм, "Гуарани" (1979) - Фаузе Мансур, и "Улей" (1979). В 70-е-80-е годы огромным успехом пользуются фильмы с участием Плутов, известных телевизионных комиков Ренато Арагао, Деде Сантана, Муссум и Закариас. Кинематографическая карьера Плутов начинается в 1965 году с фильма "На волне йе-йе-йе" режиссера Аурелио Тейшейра. Потом были еще фильмы с их учатсием и еще, пока их не стало четверо в 1977 году в фильме "Плуты на копях царя Соломона". С тех пор они все время вместе: "Плуты на плоскогорье обезьян" (1976) режиссера Ж.Б.Танко, "Золушко-плут" (1979) - Адриано Стюарт, "Плуты-балаганщики" (1981) и "Плуты-разбойники" (1983) и другие. Особенно впечатляет успех Плутов в период с 1975 по 1984 г.г., когда из 25 самых кассовых фильмов, 14 были с их участием. Количество зрителей, посмотревших их фильмы, колебалось от трех до шести миллионов. Десятилетие подъема сменяется периодом кризиса, резко снижается количество зрителей в кинотеатрах. С 1979 г. по 1985 г. кинорынок страны приходит в упадок, кризис негативно сказывается как на национальном кинематографе, так и на зарубежных фильмах. Кризис затронул в основном небольшие киностудии. Многие продюссеры и режиссеры ринулись в Эмбрафильм, которая, не обладая занчительными ресурсами и структурой, не смогла естественно принять всех. Ситуация усугубилась еще и тем, что интерес государства к участию в производстве культурных проектов несколько снизился. Но даже, несмотря на кризис, на экране появляются фильмы, которые с полным правом можно назвать великими работами. Это -"Киломбо" (1984) режиссера Кака Диегеса, "Поцелуй женщины-паука" (1985) - Эктора Бабенко и "Мемуары заключенного" (1984) Нелсона Перейры. В последние пять лет бразильские работы вновь громко заявляют о себе и занимают заметное место на национальном и международном рынке продукции культурного назначения. Фильм "Карлота Жоакина: принцесса Бразилии" (1993/94) режиссера Карла Кармурати - одна из таких работ. Бразильское кино, особенно на исторические и бытовые провинциальные темы, начинает завоевывать все больше зрителей. Среди последних работ бразильских кинематографистов следует выделить "Ламарка" - Сержио Резенде, "Четверо" - Фабио Баррето, "Чокнутый" - Элвесио Раттон, "В чем дело, приятель?" - Бруно Баррето и "Центральный вокзал" - Вальтер Саллес Жуниор.

КАВАЛКАНТИ (Cavalcanti) Алберту (1897—1982), бразильский кинорежиссер. Фильмы: «На рейде» (1927), «Песнь моря» (1954), «Чудовище Хайгетского пруда» (1960) и др. Всего поставил 55 фильмов.

ПЕРЕЙРА ДОС САНТУС (Pereira dos Santos) Нелсон (р. 1928), бразильский режиссер, сценарист. Изучал право в Сан-Паулу, занимался журналистикой, принимал активное участие в киноклубном движении. Учился в ИДЕК в Париже. В 1950 снял документальный фильм «Юность» и еще несколько короткометражных лент социологического плана. Работал монтажером и ассистентом режиссера, приобретая профессиональный опыт. Первый игровой фильм Дос Сантоса «Рио, 40 градусов» (1954, приз на МКФ в Карлови-Вари-56) о жизни обитателей беднейших кварталов Рио де Жанейро прозвучал новым словом в национальном кинематографе, воссоздав атмосферу подлинности на экране и сделав главными героями простых людей. Эта картина, перекликавшаяся с итальянским неореализмом, но неразрывно связанная с бразильской почвой, считается предтечей «синема ново» (нового кино), направления, сформировавшегося в 60-е годы. Критический настрой фильма вызвал нападки цензуры, тем не менее, режиссер продолжил ту же линию в ленте «Рио, Северная зона» (1957). Вершиной мастерства Дос Сантоса и важной вехой в истории национального кино стала картина «Иссушенные жизни»/«Погубленные жизни» (1963) по роману писателя-реалиста Г. Рамоса. Подчеркнуто простая по стилю, жестокая в своей правдивости, лента раскрывала трагедию умиравших от голода крестьян северо-востока Бразилии. После военного переворота 1964, когда развернулись репрессии против представителей «синема ново», Дос Сантос вынужден был надолго замолчать. В его фильмах 60-х годов «Блюститель порядка» (1967) и «Любовный голод» (1968) доминирует язык метафор и аллегорий. Этот новый иносказательный стиль достиг наибольшей отточенности в картине «Приют для безумцев» (1970), где за великолепием визуальных образов невероятной истории кроется узнаваемый зрителем политический контекст. В жанре гротескной комедии «Как вкусен был мой маленький француз» (1971) Дос Сантос затронул тему коренного индейского населения и ассимиляции чужой культуры. Проблематика своеобычной народной культуры Бразилии занимает значительное место в творчестве режиссера — «Амулет Огума» (1974), экранизации романов Ж. Амаду «Лавка чудес» (1977) и «Жубиаба» (1985). Сторонник хорошей литературной основы, Дос Сантос в своих немногочисленных фильмах 80—90-х годов «Воспоминания о тюрьме» (1984, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) и «Третий берег реки» (1994) обращается к произведениям известных бразильских прозаиков Г. Рамоса и Г. Розы. К 100-летию кино режиссер снял картину «Кино слез» (1995), своеобразную антологию популярного в Латинской Америке жанра мелодрамы.

РОША (Rocha) Глаубер (1939 — 1981), бразильский режиссер и теоретик кино. Изучал право в г. Сальвадор, с 1955 занимался кинокритикой, руководил киноклубами, ставил театральные пьесы, работал на радио и телевидении. Снял короткометражные ленты «Дворик» (1958) и «Крест на площади» (1959). Первый полнометражный художественный фильм «Буря» (1961, приз МКФ в Карлови Вари), показавший жизнь рыбаков Баии, живописного района Бразилии, во всех ее социальных противоречиях и в ореоле мифологически-религиозных верований. Здесь формировался стиль художника-бунтаря, смело сочетавшего разноплановые вещи, такие как негритянский фольклор и прямое политическое высказывание. В 1963 был издан труд Роши «Критический пересмотр бразильского кино», считающийся манифестом «синема ново» (нового кино). Его главной задачей Роша вместе со своими соратниками Карлусом Диегисом, Руи Геррой и др. провозгласили правдивое воссоздание на экране конфликтной национальной действительности. Роша разработал своеобразную эстетику нового кино — эстетику голода, или как ее принято называть за рубежом эстетику насилия. Противопоставленная буржуазным кинотеориям, эта эстетика проистекала непосредственно из социально-духовной реальности всей Латинской Америки, насыщенной насилием. Высшими достижениями «синема ново» стали ленты Роши о судьбе крестьянского люда нищих земель Северо-Востока Бразилии: «Бог и дьявол на земле Солнца» (1964), сделанная на стыке притчи и документальности, под влиянием поэтики народного романса, и «Святой воитель против дракона зла», в Европе более известна как «Антонио дас Мортис» (1969, приз на МКФ в Каннах), первый цветной фильм режиссера, с предельно сгущенной символикой, сложным киноязыком, сплавляющим воедино жанры эпопеи, бразильского вестерна, кинооперы. Огромный резонанс в Бразилии и признание европейской критики получила «Земля в трансе» (1967, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах, 8 премий на МКФ в Локарно), раздумье, охваченное страстью, о месте интеллигенции в борьбе за преобразование общества. С приходом военной диктатуры Роша покинул родину, сняв в эмиграции несколько картин о проблемах так называемого третьего мира (развивающихся стран) — образно-символические ленты «Семиглавый лев» (1970, в Конго-Браззавиле) и «Отрезанные головы» (1970, в Испании), где в роли диктатора выступил известный испанский актер Ф. Рабаль; несколько сумбурный фильм под влиянием Годара «Ясно» (1975, в Италии). В 1978 Роша вернулся в Бразилию, где в 1980 поставил свой последний фильм «Возраст земли», экспрессивно яркий, насыщенный метафорикой и вобравший все социально-политические мотивы его прежнего творчества.

БАБЕНКО (Babenco) Эктор (р. 1946), бразильский и американский режиссер, сценарист, продюсер. Родился в столице Аргентины Буэнос-Айресе (Аргентина) в семье выходцев из Польши и России. В возрасте 17 лет отправился в путешествие по разным странам, сменил множество профессий, а с 1965 начал работать ассистентом режиссера у О. Уэллса, М. Камуса и С. Корбуччи в Испании и Италии. С 1967 снимал технические фильмы. В 1971, будучи поклонником бразильского «синема ново», решил обосноваться в Бразилии, хотя именно тогда в стране произошел военный переворот, сопровождавшийся ужесточением цензуры в отношении фильмов. Бабенко, основав свою компанию «Э. Б. Филмс», начал делать документальные ленты, а в 1974 дебютировал игровой картиной «Конец ночи». Но острый политический резонанс и огромный зрительский успех были связаны со второй работой режиссера — социально-криминальной драмой «Лусиу Флавиу, агонизирующий пассажир» (1977), которая рассказывала о трагической судьбе реального человека, ставшего участником «эскадронов смерти». Уже в этой ленте проявилось стремление Бабенко не только к документированному (порой натуралистическому и жестокому) воспроизведению подлинных событий в жизни отщепенцев общества, но и воспринятый и переработанный им опыт «магического реализма» латиноамериканской литературы, а также социально-метафорического кинематографа. Международную известность режиссеру принес фильм «Пишоте, закон самого слабого» (1980, премия на МКФ в Локарно, 1981), безжалостный, внешне неореалистический и в то же время наполненный сюрреалистическими деталями, похожий на голливудские фантазии 30-х годов рассказ об отверженных детях Сан-Паулу. После этого Бабенко был приглашен в Голливуд, выбрав для экранизации сложную пьесу-притчу «Поцелуй женщины-паука» аргентинца М. Пуига, за которую в 1985 удостоился номинации на премию «Оскар» за режиссуру. Однако этот триумф стиля и человеческой деликатности в анализе судеб двух абсолютно разных заключенных, сведенных в одной камере, высоко оцененный критиками и жюри на международных фестивалях, не избавил режиссера от порой трудных и мучительных взаимоотношений с американскими продюсерами, которые (как шутят критики) еще хуже, чем бразильская политическая цензура во времена военной диктатуры. Бабенко поставил ретро-драму «Чертополох»(1987) о временах Великой депрессии и кинопритчу «Играя на полях Всевышнего» (1991) о поиске человеком собственной идентичности в мире, где исчезают древние индейские цивилизации. В 1998 снял фильм «Corazon iluminado».

БАРРЕТУ (Barreto) Бруну (р. 1953, Рио-де-Жанейро), бразильский режиссер, сценарист, продюсер. Сын известного деятеля кино Луиса Карлуса Баррету. Первый любительский фильм снял в 11 лет. И уже в 1972 дебютировал в профессиональном кино, поставив детскую картину «Девочка Тати». Однако стал известен как мастер чувственных, порой эротических, содержащих карнавально-мистические мотивы, преимущественно женских или любовных историй: «Падающая звезда» (1974), «Дона Флор и два ее мужа» (1976, по Ж. Амаду), «Бандитская любовь» (1978), «Габриэла»(1982, по Ж. Амаду), «И жили они счастливо» (1984), «Поцелуй на асфальте» (1980), «Служебный роман» (1987). Затем перебрался в США, где поставил политический триллер «Демонстрация силы» (1990, на съемках встретился с актрисой Эми Эрвинг, с которой теперь состоит в личных отношениях), криминальную теледраму «Само правосудие» (1993), провокационную мелодраму «Увлеченные» (1996), во многом утратив своеобразие своих бразильских работ.

Актеры:

Брага (Braga) Соня (р. 1951), бразильская актриса. Настоящие имя и фамилия — Соня Мария Кампас. C 14 лет снималась на телевидении в «мыльных операх». Темпераментная и привлекательная девушка быстро превратилась в «телезвезду» и в 1977 получила главную роль в кино — в экранизации романа Жоржи Амаду «Дона Флор и два ее мужа» (режиссера Бруну Баррету). Фильм, получивший огромный успех, принес актрисе международную известность. Она сыграла и в следующей, не столь удачной экранизации Амаду «Габриэла» (1983) в дуэте с М. Мастроянни. Как правило, персонажи Сони Браги видят смысл жизни в любви — это и искательница чувственных наслаждений в скандально известном фильме «Дама из автобуса» (1978), и сосредоточенная на своих чувствах героиня ленты «Я люблю тебя» (1980) режиссера экспериментального направления Арналду Жабора. Дебют Браги в англоязычном фильме Э. Бабенко «Поцелуй женщины-паука» (1985), где она создала три разных образа, открыл ей дорогу в американское кино. У Р. Редфорда в «Войне на бобовом поле Милагро» (1988) Брага выступила в необычном для нее амплуа, сыграв мужественную женщину из народа, требующую справедливости и способную повести за собой людей. Переселившись в США, актриса время от времени снимается не в главных ролях: в фильме П. Мазурского «Луна над Парадором» (1988), в «Новичке» (1991) К. Иствуда, в «Жгучем сезоне» (1994) Дж. Франкенхаймера.

 

Аргентина:

КАРРИЛЬ (Carril) Уго дель (1912 — 1989), аргентинский кинорежиссер, актер. Поставил фильмы: «Кровавые борозды» (1949), «Текут мутные воды» (1952), «Эта земля моя» (1960), «Доброй ночи, Буэнос-Айрес» (1964) и др.Как актер сыграл 49 ролей. Как режиссер поставил 13 фильмов.

ТОРРЕ НИЛЬСОН (Torre Nilsson) Леопольдо (1924 — 1978), аргентинский режиссер, сценарист, продюсер. С юных лет принимал участие в работе своего отца — режиссера Л. Торреса Риоса. Занимался литературной деятельностью и кинокритикой. В 1947 снял короткометражную ленту «Стена» по собственному рассказу. Вместе с отцом поставил фильм «Преступление Орибе» (1950). Первая самостоятельная работа — «Дни ненависти» (1954) по мотивам прозы Х. Л. Борхеса. Индивидуальный почерк режиссера, тяготеющего к «интеллектуальному» кино, тесно связанного с литературой, проявился в картине «Грасиэла» (1956, по роману испанской писательницы К. Лафорет). «Дом ангела» (1956, по сценарию Беатрис Гидо, ставшей впоследствии его постоянной сотрудницей), выдвинул Торре Нильсона в первые ряды кинематографистов страны и превратил в самого известного за рубежом аргентинского режиссера. Последующие ленты «Похититель» (1958), «Падение» (1959), «Рука в ловушке» (1961, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) развивали тематику, открытую «Грасиэлой» — столкновение личности с замкнутым миром буржуазной семьи с его табу и лицемерием религиозной морали, где все взрывы эмоционального протеста героев обречены на неудачу. Фильмы Торре Нильсона отличает совершенство стилистики, в которой ощутимо влияние европейских мастеров — И. Бергмана, О. Уэллса, Л. Бунюэля. Особое место в его творчестве занимает лента «Конец праздника» (1960), опыт прямого обращения к политической проблематике: ситуации в стране после падения президента Перона. В 60-е годы наряду с камерными психологическими драмами («70 раз по 7», 1962; «Терраса» (1963); «Замочная скважина» (1965) и др.) режиссер снимает фильмы на темы национальной истории: «Мартин Фьерро» (1968, по поэме М. Эрнандеса), «Святой со шпагой» (1969), «Гуэмес» (1970). Черты притчи и метафорические мотивы присущи лучшим работам 70-х — «Семеро безумцев» (1972, по новеллам Р. Артля, премия на МКФ в Западном Берлине-73) и «Война свиней» (1975, вольное переложение «Дневника войны свиней» А. Биой Касареса).

СОЛАНАС (Solanas) Фернандо Эсекьель (р. 1936), аргентинский кинорежиссер. Родился в Оливос, провинции Буэнос-Айреса. Изучал три года право, а также основы музыкальной композиции, изобразительные искусства. Занимался журналистикой и работал на радио и телевидении. В начале 60-х годов пришел в кино, поначалу был ассистентом режиссера, затем снимал короткометражные, в основном рекламные ленты. В 1966—1968 был участником группы прогрессивно настроенных кинематографистов «Сине Либерасьон» и создал вместе с Октавио Хетино и Херардо Вальехо своеобразный кинотриптих о политической ситуации в Аргентине и всей Латинской Америке «Час огней» с подзаголовком «Заметки и свидетельства о неоколониализме, насилии и освобождении». Фильм, сочетавший разнообразные формы кино — прямую документальную съемку, игровые куски, текстовые и киноцитаты, стал одним из самых интересных явлений политического кино Латинской Америки, завоевав ряд призов международных фестивалей. В соавторстве с О. Хетино Ф. Соланас в 1973 выпустил книгу «Кино, культура и деколонизация». С приходом к власти военной хунты в 1976 Солану пришлось эмигрировать. Начатый в Аргентине в 1972 фильм «Сыновья Фьерро» — вольное современное прочтение классической поэмы Х. Эрнандеса «Мартин Фьерро», посвященный профсоюзному движению, был завершен в 1977 во Франции. Новый этап в творчестве Соланаса открыла лента «Танго. Изгнание Гарделя» (1985, Франция — Аргентина, Большой специальный приз жюри МКФ Венеции и призы др. фестивалей), рассказ о судьбе эмигрантов в Париже с использованием поэтики аргентинского танго (автор музыки к фильму композитор Астор Пьяццолла), неотъемлемого элемента народной культуры Аргентины. Выступая против чисто жанрового кино по американским образцам, Соланас назвал свою ленту «тангедией», т. е. синтезом танго, комедии и трагедии. Поиски национальной специфики в кинообразе продолжены в картине исповедальной тональности «Юг» (1988, приз за лучшую режиссуру на МКФ в Канне), сотканной из воспоминаний и видений героя, освобожденного из тюрьмы во время краха диктатуры в Аргентине. Фильм Соланаса «Путешествие» (1990) не стал большой удачей и режиссер в 90-е годы посвятил себя политической деятельности. В 1998 снял фильм «Облако», а в 2002 фильм «Афродита». Всего режиссер поставил 9 фильмов.

Актриса:

Торрес (Torres) Лолита (1930 — 2002), аргентинская актриса и певица. Настоящее имя — Беатрис. Окончила Высшую музыкальную школу в Буэнос-Айресе по классу пения и балета. Дебютировала в кино в 13 лет в фильме «Превратности судьбы», первую главную роль исполнила в ленте «Ритм: соль с перцем» (1951). Торрес, хорошо известная публике как исполнительница народных и эстрадных песен, в 50-е годы становится «звездой» экрана. Ее артистическое дарование раскрылось в музыкальных комедиях и мелодрамах «Девушка с огоньком» (1952), «Лучшая из колледжа» (1953), «Беднее церковной мыши» (1955), «Жених для Лауры» (1955), «Невеста для двоих» (1956). Наибольший успех и известность за рубежом (в том числе в нашей стране) Торрес принес фильм «Возраст любви» (1953, режиссер Х. Сарасени), где она сыграла две роли — матери и дочери, найдя разные краски для своих героинь. Даже в картинах с тривиальными сюжетами актриса покоряла своей естественностью, жизнелюбием, пластичностью и профессиональным исполнением музыкальных номеров. Полностью ее талант на экране так и не был раскрыт. В 60 — 70-е годы снималась редко («Перец», 1965, «Там, на севере», 1972); наиболее интересная работа в драматическом амплуа — в фильме «Сорок лет любви» (1963). Уйдя из кино, Торрес выступает как театральная актриса и эстрадная певица.

 

 

Чили.

Рождение национального кино Чили относится к 1902, когда неизвестный оператор заснял тушение пожара в Вальпараисо. В 1907 в Ч. был выпущен первый документальный фильм «Похороны президента». В 1910-х гг. в кино начали работать П. Сьенна, Н. де ла Сотта. В 1920-х гг. в Сантьяго и Вальпараисо были основаны фирмы — «Джамбастиани-фильм», «Чиле-фильм», «Хансфрей-фильм», «Андес-фильм». В 1916—32 было снято более 80 полнометражных фильмов, в том числе режиссером Сьенной поставлены «Паяцы уходят» (1921), «Рывок расы» (1922), «Гусар смерти» (1925, из истории борьбы за национальную независимость); режиссер де ла Сотта — «Ласточка» (1924), «Молодость, любовь и грех» (1926); режиссер М. Дерваль — «Почему совершила преступление эта женщина?» (1924); режиссер Х. Делано — «Свет и тень» (1926), «Улица мечты» (1929). Эти остросоциальные фильмы были отмечены гуманистической направленностью. В 1934 был поставлен первый звуковой фильм «Север и Юг» (режиссер Делано). Во 2-й половине 30-х гг. ставилось в год 2—3 полнометражных фильма, снимались короткометражные, хроникальные и документальные ленты. Режиссер М. Франк поставил фильм «Заря надежды» (1941). В 40-е гг. выпускались коммерческие псевдофольклорные фильмы. Исключением стали социально-политические комедии режиссера Делано «Девушка из Крильона» (1941) и «Таков Голливуд» (1944). В конце 40-х гг. в связи с общим экономическим кризисом выпуск картин почти прекратился. В 1949 производилось 1—2 полнометражных фильма в год. Экраны Ч. заполнила кинопродукция США. С конца 50-х гг. начался новый этап в развитии кино. В Сантьяго при университете в 1957 открылся киноинститут, выпускавший документальные фильмы, в 1960 были созданы экспериментальный Киноцентр и синематека. Молодые деятели возрождали социальную тематику, обращались к политическим событиям («Возвращение к молчанию», 1966, режиссер Н. Крамаренко). Политическую борьбу конца 60-х гг. отразили прогрессивные ленты «Шакал из Науэльторо» (1969, режиссер М. Литтин) и «Три грустных тигра» (1968, режиссер Р. Руис). Значительными по социальной и художественной направленности были фильмы «Кровавая селитра» (1969, режиссер Э. Сото), «Дом, в котором мы живём» (1970, режиссер П. Каулен), «Вальпараисо, любовь моя!» (1970, режиссер А. Франсия), «Араукана» (совместно с Испанией и Италией, режиссер Х. Колл, 1971). При правительстве Народного единства работала государственная студия «Чиле-фильм» (президент Литтин). В 1971 был опубликован «Политический манифест: кинематографисты и правительство Народного единства», который призывал к созданию подлинно национального нар. гуманистическую революционную кино. Были созданы ленты, вошедшие в золотой фонд латиноамериканского кино: «Товарищ президент» (1970, режиссер Литтин), «Голос и винтовка» (1971, режиссер Э. Сото), «Свидетели» (1971, режиссер К. Эльсессер), «Благотворитель» (1973, режиссер Б. Хебель), «Земля обетованная» (1973, режиссер Литтин) и др. При правительстве С. Альенде было поставлено 13 художественных и снято 150 документальных фильмов. Ведущие актёры кино: М. Роно, Т. Феррада, Л. Перуччи, Э. Гусман, С. Пасс и др. В Ч. имелось 310 кинотеатров, из них 3 широкоформатных. После захвата власти фашистской хунтой прогрессивные работники кино подверглись репрессиям, многие вынуждены были эмигрировать. Американские фильмы вновь заполнили экраны страны.

РУИС (Ruiz) Рауль (р. 1941), чилийский и французский режиссер, сценарист. Литература Латинской Америки подарила миру «магический реализм». Чилиец Руис адаптировал его открытия для киноэкрана. В 60-е годы изучал теологию, право и социологию в Аргентине, где попал под влияние Борхеса, его прихотливых текстов-лабиринтов, логических загадок и парадоксов. «Для латиноамериканского интеллектуала библиотека — единственное убежище, — настаивает Руис. — Для всех нас преподавателем литературы стал Борхес». Начинал режиссер на мексиканском телевидении как литературный поденщик, доводя до ума сценарии мыльных опер. «Три грустных тигра» (1968), его первая лента, не осталась незамеченной. А режиссер продолжал свои поиски. Его сюжеты становились все более прихотливыми, загадки — все менее понятными. В 1978 Руис снял фильм «Гипотеза о краже картин», который привлек новых поклонников искусства кино из числа интеллектуальных снобов, доселе презиравших «бульварное» экранное зрелище. Эта картина, равно как и следующий его фильм «О великих событиях и простых людях» (1978), постоянно встречается в опросных листах с подзаголовком «Лучшие (любимые) фильмы всех времен». После путча в Чили Руис уезжает во Францию, где работает на телевидении, не забывая о кино. Каждый новый фильм собирает небольшую, но преданную аудиторию. Обычно это университетская публика и завсегдатаи киномузеев. Крупнейшие мировые фестивали включают в свои конкурсные программы замысловатые, малобюджетные опусы чилийского режиссера. «Я снимаю два-три фильма в год, причем делаю только то, что мне хочется. Для меня провал — снять фильм не так, как мне хотелось», — говорит режиссер. Иногда ему хочется анонимного творчества, тогда появляются картины, подписанные псевдонимом, без указания имени постановщика или же — вовсе лишенные титров. Ленты «Все облака — часы» подписана именем автора одноименного романа, некоего японца, за фигурой которого скрывается истинный автор Рауль Руис, мистификатор и парадоксалист. Вообще, проблема идентификации — центральная, одна из главных как для Борхеса, так и для Руиса. В картине «Три жизни и одна смерть» Марчелло Мастроянни исполняет четыре роли — четырех разных персонажей, тем не менее, постоянно возникает мысль, что это один герой. Три десятка картин чилийского режиссера — это своеобразные сноски на страницах прочитанных книг. Изощренная фабула, изобретательная игра со стереотипами восприятия — на грани яви и сна, действительного и воображаемого, — это его творческий метод. Конечно, ориентация на литературную и даже лингвистическую проблематику, порой в духе так называемой «аналитической философии», уводит его далеко от «физической реальности». У себя на родине, в Чили, где фильмов Руиса никто не видел, он считается национальным достоянием. Зато имя режиссера то и дело встречается в чилийских кроссвордах, что в какой-то степени соответствует принципам его творчества. Премия «СЕЗАР» в номинации «Короткометражный игровой фильм» за 1979 год, Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Приз за вклад в киноискусство» за 1997 год.

ЛИТТИН (Littin) Мигель (р. 1942), чилийский режиссер. В 1959-1962 изучал драматическое искусство в Чилийском университете. Писал пьесы и работал театральным режиссером. В 1964 был ассистентом режиссера Э. Сото и снимался в его короткометражных лентах, в 1965 снял свой первый документальный фильм «По чужой земле». Его дебют в художественном кино — «Шакал из Науэльторо» (1969), основанный на реальном факте нашумевшего убийства, поднимал вопрос справедливости чилийского правосудия и знаменовал начало нового, социально-ангажированного национального кинематографа. Работая на телевидении, в 1970 Литтин активно поддерживал Сальвадора Альенде. В 1971 он возглавил национализированную кинокомпанию «Чиле-фильмс», тогда же снял документальный фильм «Товарищ президент» и начал съемки художественной картины «Земля обетованная», законченной в 1973 в эмиграции, на Кубе. В этой многокрасочной эпической фреске с фольклорными мотивами проявился оригинальный почерк художника пылкого гражданского темперамента. После переворота 1973 года Литтин жил в эмиграции. В 1975 году он поставил в Мексике фильм «События на руднике Марусиа» (награжденный 9 «Ариэлями», призами Мексиканской киноакадемии) о кровавой расправе с рабочими. Будучи оторванным от родины, режиссер обратился к более общей тематике латиноамериканской действительности, поставив экранизации «Да здравствует президент!» (1978) по роману кубинского писателя Алехо Карпентьера и «Вдова Монтьель» (1979) по рассказам колумбийского писателя Габриеля Гарсия Маркеса; а также картины, посвященные освободительному движению «Альсино и Кондор» (1982, главный приз Московского кинофестиваля 1983), построенные на столкновении светлого мира детства и бесчеловечности войны, а также кинобиографию национального героя Никарагуа «Сандино» (1989). Вернувшись на родину, Литтин, активно работая в Ассоциации чилийских режиссеров и продюсеров, снял фильм «Потерпевшие кораблекрушение» (1993), представляющий собой попытку языком ассоциативной образности понять прошлое.

Перу:

ГОДОЙ Роблес (р.1923), перуанский режиссер кино и телевидения, сценарист, писатель. Родился в 1923 г. Роблес Годой вошел в историю перуанской кинематографии как первый режиссер, соединивший в своем творчестве национальную проблематику и попытку освоения опыта европейского авторского кино. Профессиональная карьера Роблеса Годоя начиналась с литератур­ной деятельности: он писал расска­зы, романы ("Двенадцать долин в небе", "Свой узел"), пьесы; в 50-е гг. работал театральным режиссером, в 1962—1963 гг. вел раздел кинокритики в газете "Ла Пренса". Кинокамеру взял в руки, будучи уже зрелым че­ловеком, когда в 1960 г. путешество­вал по стране и снимал короткоме­тражные ленты на 16-мм пленке. Первый полнометражный докумен­тальный фильм Роблеса Годоя "За­работать на жизнь" (1965) потерпел неудачу в прокате, и автор решил попробовать свои силы в игровом кино, написав сценарий по собственному рассказу "В сельве нет звезд". В то время национальная ки­нематография почти не располагала творческими кадрами, и в постановке картины участвовали аргентинские техники, актеры перуанского театра, а также непрофессионалы. Главную роль исполнил аргентинец Игнасио Кирос. Показанная на экране тра­гическая история современного авантюриста, пытающегося завладеть золотом, спрятанным в глуши сельвы (тропических джунглей), свидетельствовала о мастерстве начинающего режиссера и самобытности его худо­жественного почерка. Фильм, при­несший автору широкую известность и на родине и за рубежом ("Золотой приз" на V МКФ в Москве в 1967 г. "за лучшее произведение развиваю­щейся кинематографии"), прекрасно передавал таинственную и тревож­ную атмосферу перуанской сельвы. Но главным был образ героя, чело­века, одержимого идеей легкой до­бычи, беспринципного и жестокого, погибающего в финале вместе с украденными у индейцев бутылками с золотым песком. Чередуя настоя­щее и прошлое, возникающее в вос­поминаниях новоявленного конки­стадора, в детстве вечно голодного мальчишки, режиссер раскрывает личность героя и причины его нрав­ственной деградации, рисуя персо­наж, воспитанный в духе требований своего общества, где высший жиз­ненный критерий — деньги. Действие фильма "Зеленая стена" (1969, приз МКФ в Карлови-Вари), снятого по мотивам автобиографи­ческой повести Роблеса Годоя, также происходит в сельве, которая служит здесь не только красочно-экзотичес­ким фоном, но и сюжетным мотивом, связанным с важной экономической проблемой страны: освоением диких земель в сельве арендаторами-до­бровольцами. Построение картины мозаично, все события из жизни молодой пары с сынишкой, занятой сельскохозяйственным трудом, сняты контрастными по смыслу фрагмен­тами. Противопоставлению мира сельвы, вольного и творческого труда на земле, и мира цивилизации, со­средоточенной в столице Лиме, где герой сталкивается с бездушной бюрократической системой, соот­ветствует противопоставление про­шлого и настоящего центральных персонажей — художественный прием, опробованный Годоем в предыдущей ленте. Несмотря на не­которую излишне навязчивую сим­волику отдельных кадров "Зеленой стены", простая драматическая ис­тория с креном в мелодраму была рассказана в целом доходчивым для широкого зрителя языком. Фильм Годоя "Миражи" (1973), напротив, отличался усложненно­стью стиля, явной ориентацией на европейских мастеров кино. Харак­терное для режиссера сплетение разных временных пластов перехо­дит в "Миражах" в произвольную игру фантазии и ирреальности всего происходящего. В картине вообще превалирует визуальный ряд (пре­восходная работа оператора Марио Роблес Годоя, брата постановщика): на экране безграничье жгучих песков пустыни, слепящее и дурманящее солнце, неведомо откуда возника­ющая пара страстных любовников — действительность и мираж здесь неразличимы. Автора не заботит логическая связность сюжета, он создает фильм размытых видений и ощущений, сквозь которые проби­вается идея, что прошлое, когда в нынешней бесплодной пустыне простирались виноградники, было лучше тоскливой растерянности и неустроенности настоящего. После постановки "Миражей" Роблес Годой перешел работать на телевидение, где снимал коротко­метражные ленты. Он также зани­мается продюсерской и преподава­тельской деятельностью. Творчество Армандо Роблес Го­доя конца 60-х — начала 70-х гг. явилось важной ступенью в станов­лении киноискусства Перу и послу­жило школой для последующих поколений национальных кинема­тографистов.

ЛОМБАРДИ (Lombardi) Франсиско (р. 1949), перуанский режиссер. Учился в Школе документального кино Санта Фе в Аргентине, продолжил обучение на отделении кино и телевидения в Университете Лимы. С 1968 по 1974 работал фотографом и кинокритиком. Первый режиссерский опыт — короткометражная лента «Видение Хосе Мария Эгурена» (1974). В полнометражном кино дебютирует в 1977 картиной «Смерть на рассвете», основанной на реальном судебном факте и получившей признание критики, а также призы международных фестивалей. Творчество Ломбарди отличает высокий накал драматизма, острые психологические конфликты, резкий и четкий кинематографический почерк. Его фильмы, связанные с конкретной действительностью («Смерть магната», 1980; «Маруха в аду», 1983; «Город и псы», 1985, по роману М. Варгаса Льосы, приз за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне), являются метафорами социального насилия в Перу. Картины Ломбарди, поставленные совместно с Испанией — «Волчья пасть» (1988, премия на МКФ в Сан-Себастьяне) о кровавой расправе военных с крестьянской общиной, «Низвергнутые с небес» (1990, главный приз на МКФ в Монреале), три новеллы, объединенные темой смерти и черным юмором, подтвердили его авторитет ведущего режиссера Перу. Интерес к психологии героев доминирует в фильмах «Без жалости» (1993), вольной интерпретации романа Достоевского «Преступление и наказание», действие которого перенесено в Перу 90-х годов, и «Без кожи» (1996) о расследовании серии таинственных убийств.

 

 

Боливия:

САНХИНЕС (Sanjines) Хорхе (р. 1936), боливийский режиссер, сценарист. Настоящая фамилия — Санхинес Армайо. В 1958—1960 учился на киноотделении философского факультета Католического Университета в Сантьяго-де-Чили. По возвращении в Боливию снимал документальные ленты социально-политического характера; международную известность получил фильм «Революция» (1963, приз на МКФ в Лейпциге), сделанный под влиянием теории эйзенштейновского монтажа. С 1965 по 1966 был директором Боливийского Национального киноинститута, вместе с группой кинематографистов поставил около 20 документальных короткометражных лент и игровой фильм «Укамау», (1966), получивший 11 международных премий и ставший символом рождения кино, обращенного к индейскому народу, который составляет большинство населения Боливии. Впервые в стране картина была снята на языке индейцев аймара и играли в ней не профессиональные актеры, а крестьяне индейской общины. Достоверная и поэтичная работа Санхинеса, отчасти близкая принципам неореализма, вскрывала социальные противоречия и потому была запрещена цензурой к показу, а киногруппа, названная «Укамау» во главе с Санхинесом, изгнана из киноинститута. Исходя из главной идеи латиноамериканских кинематографистов 60-х годов, что искусство призвано быть оружием в национально-освободительной борьбе народа, Санхинес в 1969 поставил фильм «Явар Малку» («Кровь Кондора») о преступной деятельности представителей американского Корпуса мира по стерилизации крестьянских женщин в Боливии. Эту картину группа «Укамау» показывала в индейских общинах Андского высокогорья, и фильм вызвал небывалый общественный резонанс по всей стране. Ставя превыше всего интересы своего зрителя, Санхинес отражал в собственном творчестве такую важную черту мировосприятия индейского народа, как коллективность. В его лентах действует коллективный герой — шахтеры-забастовщики в «Мужестве народа» (1971), документальной истории жестоких расправ с рабочим движением в Боливии; крестьянские общины, отстаивающие свои права в картинах, снятых в эмиграции: «Главный враг» (1974, Перу) и «Прочь отсюда!» (1977, Эквадор). Стремление к документальной достоверности, сознательный отказ от художественного вымысла, аскетичность формы, медленный ритм, простая драматургия — основные черты поэтики Санхинеса, обусловленной его кредо: национальное своеобразие в сочетании с четкой идеологической направленностью. В 1983 смог вернуться в Боливию. Снял документальные картины «Как один кулак» и «Знамена будущего», игровые фильмы «Подпольная нация» (1989, главный приз поровну на МКФ в Сан-Себастьяне) и «Чтобы понять пение птиц» (1995).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты