КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Голливуд последних десятилетий. 2 страницаШАЦБЕРГ (Schatzberg) Джерри (р. 1927), американский режиссер. Окончил университет в Майами. Работал фотографом, снимал рекламу. Дебютировал в кино, поставив драму «Головоломка с падшим дитя» (1969). Подлинный успех принес ему фильм о наркоманах «Паника в Нидл-парке» (1971), в котором снялся замечательный актер Аль Пачино. Главные персонажи фильма (мелкий воришка и его подружка) тщетно пытаются избавиться от своей пагубной склонности к наркотикам. Пристрастие к глубокой психологической разработке неустойчивых характеров проявилось особенно рельефно в лучшей работе режиссера «Пугало» (1973), получившей главную премию на МКФ в Канне. История мужской дружбы двух обездоленных людей стала гимном человечности благодаря превосходной актерской игре Джина Хэкмена и Аль Пачино, операторской работе Вильмоша Жигмонда. Последующие работы Шацберга в кино, среди которых стоит выделить «Совращение Джо Тайнена» (1979), «Непонятый» (1983), «Клинтон и Надин» (1987) заметно уступают его лучшим лентам начала 1970-х годов. ЭШБИ (Ashby) Хэл (1929 — 1988), американский режиссер. Окончил университет в штате Юта, работал служащим, кинолаборантом, ассистентом режиссера. За монтаж фильма «Душной южной ночью» (1967) получил премию «Оскар», был монтажером и на других лентах Н. Джуисона. В 1970 поставил фильм «Домовладелец», отмеченный легкостью стиля и артистизмом. Следующий фильм «Харолд и Мод» стал культовой черной комедией. Успех имела и социальная драма «Последний наряд» (1974), отмеченная превосходными актерскими работами Дж. Николсона и Рэнди Куэйда. Рассказ о солдатах, конвоирующих в тюрьму своего проштрафившегося коллегу, стал обвинительным актом современным нравам общества, построенного на насилии и принуждении. В его фильме «Шампунь» (1975) Уоррен Битти создал во многом автобиографичный образ альфонса-парикмахера («Оскар» за роль Ли Грант). Однако наибольший успех у критиков (премия «Оскар» Д. Войту и Д. Фонде) и коммерческий успех принес Эшби антивоенный фильм «Возвращение домой» (1978), его лучшая картина, где показаны разрушительные последствия вьетнамской войны для судеб средних американцев. Маленьким шедевром можно считать и экранизацию романа замечательного писателя-эмигранта из Польши Ежи Косинского «Оказаться на месте» (1979). Простодушный Чанс (Питер Селлерс — номинация на премию «Оскар»), благодаря умению красиво говорить, из садовника-нелюдима превращается в знаменитость национального масштаба. Из фильмов 70-х годов несколько особняком стоит история жизни фолк-певца Вуди Гатри «Поезд мчится к славе» (1976), снятая в документальной манере и отмеченная «Оскаром» за операторскую работу Хэскелла Уэкслера. К сожалению, состояние здоровья помешало Эшби в 80-е годы полностью раскрыть свой оригинальный талант. Консервативные 80-е годы были отмечены не столь значительными фильмами: «Второсортные» сердца» (1981), «Жена лентяя» (1985), «Восемь миллионов способов умереть» (1986). Если даже судить по последнему и наиболее заметному фильму в этом списке (сценарий О. Стоуна), то итог будет неутешительным. Гангстерская комедия, несмотря на наличие в ней букета звезд (Розанна Аркетт, Джефф Бриджес, Энди Гарсиа), не поднимается выше среднего уровня. Не стал откровением и концертный фильм о группе «Роллинг Стоунс» «Проведем ночь вместе» (1983). Лучшие фильмы Хэла Эшби остались в семидесятых. ДОННЕР (Donner) Ричард (р. 1930), американский режиссер. Настоящая фамилия — Шварценберг. Изучал бизнес и театральное искусство в Нью-Йоркском университете. Был актером во внебродвейских театрах, снимался в телеэкранизации «Бремя страстей человеческих». В 1958 переехал в Калифорнию, где занимался рекламой, заказными и документальными фильмами. Работал на ТВ — сериалы «Найти живым или мертвым», «Беглец». Дебютировал в кино фильмом «Х—15» (1961). Но получил известность только в 70-е годы, став режиссером, которому продюсеры с легким сердцем вручают свои миллионы долларов, зная, что он умело ими распорядится. Доннер — профессионал, экстенсивно развивающий уже апробированные идеи. «Предзнаменование» (1976) — парафраз «Ребенка Розмари» и «Изгоняющего дьявола». «Супермен» (1978) — экранизация знаменитых комиксов, «Леди-ястреб» (1985) — современная романтическая киносказка. «Балбесы» (1985), снятая в компании Стивена Спилберга «Эмблин энтертейнмент», — скрупулезное воплощение фантазий шефа. «Смертельное оружие» и три продолжения (1987, 1989, 1992, 1998) — захватывающие боевики из жизни полицейских, все более превращающиеся в самопародии. Профессионализм и острое чутье делают уже немолодого Доннера конкурентоспособным в кино «яппи». Именно высокое мастерство «подключает» его к современности. Фильм 1988 года «Превратившийся в Скруджа» в какой-то степени раскрывает творческий метод режиссера — готовность к эксперименту внутри готовых форм, но и неспособность подняться над добротным ремеслом. Лента «Мэверик» (1994) — один из финансовых чемпионов 1994 — своего рода смесь картин «Буч Кэссиди и Санденс Кид» и «Афера», преподанная в ироническом ключе. В меньшей степени ирония чувствуется в боевике «Убийцы» (1995). Новый успех Доннера — триллер «Теория заговора» (1997), пятая по счету совместная работа с актером Мелом Гибсоном. МАЗУРСКИ (Mazursky) Пол (р. 1930), американский режиссер и продюсер. Настоящее имя — Ирвин. Дебютировал как актер в фильме «Страх и желание» (1953), работал на ТВ (писал текст комику Дэнни Кею), выступал комиком, был режиссером в кабаре, писал сценарии (после 1968) в сотрудничестве с Такером. Известность ему принесла роль в «Школьных джунглях» и фильм «Я люблю тебя, Алиса Б. Токлас» (1968), поставленный Авербэком о злоключениях еврейского адвоката в среде наркоманов. Дебютировал скандальной комедией «Боб, Кэрол, Тед и Алис» (1969), о двух супружеских парах, безуспешно пытающихся приспособиться к модному поветрию обмена женами. Неудачи «Алекса в стране чудес» (1970) и «Влюбленного Блюма» (1973) сменились большим успехом фильма «Харри и Тонто» (премия «Оскар» Арту Карни), в котором проявилась любовь режиссера к обездоленным и эксцентричным персонажам. Автобиографичная лента о жизни актера в Нью-Йорке 50-х годов «Следующая остановка — Гринвич Виллидж» (1975) имела средний успех. В 1978 Мазурски поставил свой самый удачный фильм 70-х годов «Незамужняя женщина», талантливо исследующий проблемы одиночества, семьи и брака. Джил Клейберг блестяще передает перепады настроения своей эмансипированной героини. Римейк фильма Трюффо «Жюль и Джим» под названием «Фил и Вилли» прошел незамеченным, как и вольная экранизация «Бури» (1982) Шекспира. «Буря» с ее причудливым чувством юмора и необычным сценарием явно заслуживала большего. Противоречивые отзывы вызвала также смешная и одновременно грустная лента «Москва на Гудзоне» (1984) о русском музыканте, ставшем невозвращенцем. Коммерческий хит «Бродяга из Беверли-Хиллз» (1986) был отмечен искрометным юмором и яркими актерскими работами, но встречен прохладно критикой. Слабыми оказались и последующие комедии: сатира на латиноамериканских диктаторов «Луна над Парадором» (1988), семейная комедия «Сцены в магазине» (1990) и «Огурец» (1993), комедия о неудачнике-режиссере. От мысли о полной деградации его творчества спасла лишь лента «Враги: история любви» (1989), экранизация книги нобелевского лауреата Зингера. В нем удивительно достоверно показана послевоенная атмосфера Нью-Йорка 40-х годов, на фоне которой разворачивается история любви еврейского интеллектуала к трем разным женщинам. Увы, этого не скажешь о камерном фарсе «Верная» (1995), в котором наличие звезд не стало гарантией творческого успеха. БЕНТОН (Benton) Роберт (р. 1932), американский сценарист и режиссер. Учился в Техасском университете, работал художником, драматургом. Сценарист таких известных фильмов, как «Бонни и Клайд» (1967), «В чем дело, док?» (1972). Как режиссер способен справляться с любым жанром, демонстрируя умение подчинять визуальное мастерство социальным и психологическим задачам. Это проявилось уже в дебюте «Плохая компания»(1972), вестерне из жизни грабителей времен гражданской войны в США. В триллере «Позднее шоу» (1977) он не только отдал дань классикам «черного» романа (в духе Р. Чандлера), но и насытил расследование убийства комедийными обертонами. Грандиозный коммерческий и профессиональный успех картины «Крамер против Крамера» (1979), получившей 5 «Оскаров» (в том числе за режиссуру), был предопределен не только выбором жанра мелодрамы, но и новизной материала (мужчина без женщины воспитывает 5-летнего сына). Превосходная игра Д. Хофмана и М. Стрип способствовала успеху этой семейной ленты. После психологического детектива «В ночной тиши» (1982) в стиле А. Хичкока режиссер вернулся к мелодраме и снял трогательную картину «Место в сердце» (1984). Лента о борьбе молодой овдовевшей женщины (С. Филд) с природой и расовыми предрассудками на южной ферме во времена Великой депрессии заслуженно получила два «Оскара» (за сценарий Р. Бентону) и приз на МКФ в Западном Берлине. Сильные характеры и умелое воссоздание времени и места действия быстро поставили картину в разряд классических. После такого двойного успеха Р. Бентон снял непритязательную комедию «Надин» (1987) с Ким Бейсингер и экранизировал роман модного писателя Э. Доктороу в стиле «ретро». История дружбы подростка и матерого гангстера голландца Шульца умело рассказанная в фильме «Билли Батгейт» (1991), не содержит особых новаций. В 1994 он поставил трагикомедию «Дураков нет», в которой, как обычно, блистал талантливый ветеран кино Пол Ньюман. РЕЙФЕЛСОН (Rafelson) Боб (р. 1933), американский режиссер, продюсер, сценарист. Работал на ТВ, радио, занимался адаптацией театральных пьес для телевидения. В 1968 дебютировал с рок-фильмом «Head» о группе «Monkees», но фильм прошел незамеченным. Его вторая картина «Пять легких пьес» (1970) вызвала всеобщий энтузиазм в связи с появлением нового антигероя (Дж. Николсон), бредущего по жизни без руля и ветрил, но обладающего привлекательностью, человека, искренне отрицающего ходячие добродетели буржуазной семьи. Лента «Король Марвин Гарденс» (1972) своей претензией на европейские образцы авторского кино отпугнула и массовую и элитарную аудитории. Более успешной стала оригинальная комедия «Оставайся голодным» (1976), которая умело сочетала показ мира культуристов с социальной критикой. Но и она, несмотря на свои претензии, не стала тем, чем были фильмы Ф. Капры для аудитории Америки времен депрессии. Лучшей работой 1980-х годов оказалась для режиссера четвертая экранизация черного романа Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» по сценарию Д. Мэмета. Фильм не только прекрасно воссоздает отчужденную атмосферу времен Великой депрессии, но и перекидывает мостик в современность, к детям контркультуры 1960-х годов, чувствующих себя неуютно в душной обстановке консервативной Америки. Эротическая сцена между наемным работником (Дж. Николсон) и женой хозяина (Д. Лэнг), с жесткой трактовкой постановщиком животных импульсов чувственных героев, для которых позывы либидо и инстинкт смерти неразделимы, признана классической. Рок, соединивший судьбы двух отчаявшихся людей, их и разъединяет, причем навсегда. Последующие работы режиссера не стали для него большими достижениями. Триллер «Черная вдова» (1986) крепко сколочен, но не блещет острым социальным анализом. Тереза Расселл, убивающая своих мужей и играющая в кошки-мышки со своей подругой-следователем, повторяет во многом роль К. Тернер в «Жаре тела» (1980). Скучна и предсказуема приключенческая лента «Лунные горы» (1989), в которой африканская экзотика снята без особого блеска. Не слишком удачными оказались попытки вновь использовать жестокий талант Дж. Николсона в черной комедии «Человек-несчастье» (1992) и триллере «Кровь и вино» (1996). АЛЛЕН (Allen) Вуди (наст. имя и фам. Аллен Стьюарт Кенигсберг) (р. 1935), амер. кинорежиссер, актер, сценарист, писатель. Поставил фильмы: «Бананы» (1970), «Энни Холл» (1977), «Манхэттен» (1979), «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985). В основе многих фильмов — насмешка над жанровыми условностями кинематографа, бытовыми реалиями повседневности, стереотипностью мышления. Родился в нью-йоркском районе Бруклин. С 17-ти лет влился в богемно-артистическую среду, сотрудничал в журналах «Ньюйоркер», «Плейбой», «Эвергрин», сочинял юмористические скетчи, выступал как актер-комик в ночных клубах, писал пьесы для бродвейских театров («Сыграй это еще раз, Сэм», «Не пейте эту воду»). В кино дебютировал в 1965 сразу как актер и сценарист в фильме Клайва Доннера «Что нового, киска?», а в 1969 сам поставил свой первый фильм «Хватай деньги и беги». Творчество Аллена —образец «авторского кино». Как правило, он сам пишет сценарий, сам режиссирует и сам снимается в главной роли практически каждого своего фильма. Уже к концу 1960-х гг. он завоевал репутацию крупнейшего комедиографа американского экрана, работающего в традиции характерного еврейского юмора и парадоксальных хасидских притч. Созданную им маску уже невозможно отделить от самого Аллена; его герой, как и он сам, одинокий, невротичный, измученный психологическими комплексами интеллигент, обитатель большого современного города. Аллена можно назвать поэтом Нью-Йорка, этого гигантского мегаполиса, современного Вавилона, который для Америки еще является и средоточием культуры, центром обитания интеллектуальной элиты. Большой знаток мирового культурного наследия, Аллен любит пародировать знаменитые сюжеты и стили великих мастеров — от писателей Льва Толстого и Достоевского («Любовь и смерть», 1975) до таких киноавторитетов, как И. Бергман («Сексуальная комедия в летнюю ночь», 1982). Вершина его творчества — нью-йоркская трилогия «Энни Холл», 1977, 4 премии «Оскар»; «Интерьеры», 1978; «Манхэттен»,1979. Лучшим фильмом 1980-х гг. стал его «Зелиг» — пародия на чрезмерное увлечение фрейдизмом, притча о человеке-хамелеоне, который, не имея собственного лица, испытывает на себе все перипетии первой половины 20 века; здесь Аллен показал себя не только тонким сатириком и психологом, но и мастером, одним из первых с подлинной художественностью использовавшим новые возможности спецэффектов: Зелиг разительно менял внешность, мастерски вписывался в подлинные кадры кинохроники. В 1990-е гг. Аллен выпустил на экран ряд довольно монотонных картин, проникнутых одними и теми же мотивами семейных коллизий, сексуальных проблем, страха одиночества («Алиса», 1990; «Сцены в универмаге», 1991; «Мужья и жены», «Тени и туман», 1992). И вдруг в середине десятилетия произошел новый переворот — одну за другой Аллен поставил искрометные, веселые, полные смешных придумок комедии — «Пули над Бродвеем», 1994; «Могущественная Афродита», 1995; «Все говорят, что я тебя люблю», 1996 — и это несмотря на изматывающие, длящиеся не один год судебные тяжбы то с бывшей женой и звездой его фильмов Миа Фэрроу, то с журналистами в связи с обвинениями в сексуальном домогательстве приемной дочери. В 1997 снял в феллиниевских красках фильм «Деконструкция Гарри» с привычным для него рефлектирующим героем-интеллектуалом. ХОППЕР (Hopper) Деннис (р. 1936), американский режиссер, актер, сценарист, продюсер. Выходец из средней американской семьи, с 12 лет начал заниматься живописью, а несколько позднее — играть на сцене. Закончив Актерскую студию Ли Страсберга в Нью-Йорке, дебютировал на телевидении (сериал «Медик»). В кино обратил на себя внимание ролью в «Бунтовщике без причины» Н. Рэя (1955), но из-за конфликтов на киностудии и многообещающих успехов в живописи и фотографии хотел в начале 1960-х годов расстаться с кинематографом. Продолжив сниматься, в основном в вестернах и приключенческих лентах таких, как: «Сыновья Кэти Элдер» (1965), «Кровавая королева» (1966), «Люк-Холодная Рука» (1967), Хоппер нацеливается на постановку собственного фильма, созвучного идеям молодежного бунта и контркультуры. В 1969 ему в полной мере удается осуществить свой замысел, поставив малобюджетный «фильм дороги» — «Беспечный ездок» (премия за лучший дебют на МКФ в Канне), где он одновременно исполнил роль простодушного рокера Билли. «Бунтарская» лента с вызывающим «анти-хэппи эндом» встретила неожиданное сочувствие американцев и имела высокие кассовые сборы. Успех и идею «Беспечного ездока» Хоппер попытался развить в «Последнем кино» (1971) но и как постановщик, и исполнитель главной роли добился весьма посредственного результата. Хотя 1970-е годы прошли для Хоппера под знаком творческого и душевного кризиса (прогрессировало пристрастие к алкоголю и наркотикам, нервное истощение), он смог сыграть несколько ярких ролей в картинах, поставленных в Европе и США, таких как «Американский друг» (1977), «Апокалипсис сегодня» (1979). На исходе десятилетия он вернулся к режиссуре и пытался продолжить линию своего героя — оригинальной, по-своему одаренной личности, обреченной быть изгоем и аутсайдером в фильме «Как гром среди ясного неба» (1980), но фильм был расценен как неудачный. Вехами в творческой биографии Хоппера стали роли в лентах «Уик-энд Остермана» (1983), «Бойцовая рыбка»(1984), «Голубой бархат» (1986, приз за роль на МКФ в Монреале). К концу 1980-х годов, после излечения, в его творчестве наметился новый подъем. Он вернулся к режиссуре, привнося в привычные схемы «мейнстрима» свой горьковато-рефлексивный взгляд на жизнь в фильмах «Обратный след» (1989); «Горячее место» (1990). Не войдя в элиту режиссеров Голливуда и не добившись успеха в прокате, Хоппер продолжает много сниматься в фильмах любого жанра, будь то триллеры «Одураченный» (1992) «Пророк смерти» (1999), боевики «Скорость» (1994), «Крыша мира» (1997), фантастические ленты «Водный мир», (1995), «Звездные водители» (1997), фильмы-катастрофы «Удар из космоса» (2000). ХЕНСОН (Henson) Джим (1936 — 1990), американский режиссер, сценарист, продюсер. Полное имя — Джеймс Мьюари. С 1954 выступал с куклами в различных телешоу, параллельно изучал театральное искусство в университете штата Мэриленд. В 1959 создал первую куклу Кермита-лягушонка для прославившей Хенсона кукольной группы Маппет. Обратившись к кино, снял в 1965 игровую короткометражную картину «Отрезок времени» (номинация на «Оскар»). С 1969 начал выпускать популярную детскую телепрограмму «Улица Сезам», а с 1976 — комедийно-пародийное «Маппет-шоу», в том числе приглашая для участия многих звезд игрового кино. Успех второй передачи был настолько значительным (награждена несколькими телепремиями «Эмми»), что Хенсон получил предложение сделать ряд кинолент с Маппетами: «Маппеты — фильм» (1979, продюсер, исполнитель и автор песен), «Большое ограбление Маппетов» (1981, режиссер, исполнитель и автор песен), «Маппеты захватывают Манхэттен» (1984, продюсер, хореограф, автор песен). Уже после его смерти сын Б. Хенсон создал еще две картины с участием этой кукольной группы — «Рождественский гимн Маппетов» (1992) и «Остров сокровищ Маппетов» (1996). Имея, по мнению американских критиков, наибольшее основание (даже по сравнению с Дж. Лукасом и С. Спилбергом) считаться творцом культуры для детей, которые росли в 70-80-е годы, Дж. Хенсон стремился расширить сферу своей деятельности. Организовал на своей фирме «Хенсон Продакшнз» производство спецэффектов (в частности, он сам был в 1990 разработчиком-дизайнером для популярной ленты «Подростки-мутанты черепашки-ниндзя», своего ученика Стива Бэррона, а после смерти Хенсона его компания была отмечена премией «Оскар» за сложные аниматронные с применением компьютеров эффекты для «Бейба», 1995). В 1983 вместе со своим давним соратником Ф. Озом был постановщиком кукольной сказки для взрослых «Темный кристалл» (о поисках магического кристалла и борьбе с силами зла, в которой сочеталось действие с участием обычных кукол, статистов, облаченных в специально изготовленные причудливые костюмы, и с применением аниматроники, осуществленной фирмой Хенсона в сотрудничестве с лукасовской компанией «Индастриал лайт энд мэджик». Хенсон и Лукас продолжили совместное творчество в ряде оригинальных по технике видеоклипов (например, «Подпольный мир», для певца Д. Боуи) и в новой, менее мрачной и в большей степени игровой волшебной сказке «Лабиринт» (1986), в которой тоже сыграл Боуи. Хенсон был продюсером (а также режиссером третьей и девятой новеллы) в телецикле «Сказочник». КОППОЛА (Coppola) Фрэнсис Форд (р. 1939), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Ф.: "Крестный отец" (1972), "Разговор" (1974), "Крестный отец, II" (1974), "Апокалипсис сегодня" (1979), "Аутсайдеры" (1983), "Клуб "Коттон" (1985), "Сад камней" (1987) и др. По происхождению итальянец, сын композитора Кармине Копполы. Окончил колледж Хофстра и киношколу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (1966). Его первые фильмы, на которые было потрачено десять лет, в прокате успеха не имели [эротический фильм «Сегодня вечером наверняка» (1961), фильм ужасов «Безумие 13» (1963), комедия «Ты теперь — большой мальчик» (1966) — дипломная работа в киношколе, первый студийный фильм «Радуга Файниэна» (1968), мелодрама «Люди дождя»,1969)]. Из одиннадцати написанных им сценариев был замечен лишь один — «Паттон», 1970 — о знаменитом американском генерале времен Второй мировой войны, за который он в соавторстве получил в первый раз премию «Оскар». Феноменальный коммерческий успех и известность режиссеру принес фильм «Крестный отец» (1972). Новаторство этой картины состояло в том, что в привычный жанр гангстерского фильма, действующие лица которого всегда были «одинокими волками», Коппола ввел столь важную для американцев тему семьи. Но если за этот фильм Коппола получил лишь одного «Оскара» — за сценарий (вместе с автором одноименного романа Марио Пьюзо), то за «Крестного отца-2» (1974) — целых три: как продюсер, режиссер и сценарист. Картина была более острой по социальной проблематике, чем первая, но имела меньший успех у зрителя. Сразу же по окончании съемок этой ленты Коппола поставил фильм «Разговор» (1974), где проявил новаторский подход к звуковому оформлению. На фоне только что вынесенного судебного решения по уотергейтскому скандалу, фильм обрел дополнительную актуальность, получив «Золотую Пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Самой же значительной работой режиссера стал «Апокалипсис сегодня» (1979). Кровавая реальность вьетнамской войны была показана в фильме с особой экспрессией. Современная система звукозаписи реалистично передавала шум и грохот боев. Кадры вертолетной атаки на вьетнамскую деревню под аккомпанемент вагнеровского «Полета валькирии» стали классикой мирового кино. Фильм снова получил «Золотую Пальмовую ветвь» в Канне и два «Оскара», но при этом Коппола, вложивший в постановку собственные деньги, почти разорился и был вынужден продать свою киностудию «Америкэн Зоэтроп». Он продолжил работу по договорам, однако ни один из последующих фильмов уже не поднялся до уровня его лучших лент 1970-х гг. В 1983 Коппола экранизировал сразу два романа молодой писательницы С. Хинтон, но ни «Аутсайдеры», ни «Бойцовая рыбка», сделавшие попытку передать мироощущение молодого поколения, успехом у молодежи не пользовались. Фильмы «От всего сердца» (1982) и «Клуб «Коттон» (1984), в которых режиссер увлекся компьютерными и музыкальными экспериментами в ущерб содержанию, оказались слишком сложными для рядового зрителя. Удивительное умение Копполы воскрешать на экране реалии ушедшего времени — сороковых годов в фильме «Такер: человек и его мечта» (1988) и пятидесятых в «Пегги Сью вышла замуж» (1986) привлекли в основном публику старшего поколения. «Сад камней» (1987) оказался слабым отзвуком темы вьетнамской войны, столь грозно прозвучавшей в «Апокалипсисе сегодня». 1990-е годы также не принесли Копполе лавров. Фильм «Дракула Брэма Стокера» (1992), несмотря на интересную актерскую игру, необычное художественное решение и привнесение сексуальных обертонов в фильм ужасов, оказался весьма на далеком расстоянии от прежних шедевров. Практически незамеченной прошла в прокате и фантастическая комедия «Джек» (1996). Коппола остался в своем времени — в семидесятых годах, где он был ведущим режиссером «Нового Голливуда», бросившего вызов многим мифам и штампам старого. Как и многие его коллеги, начинавшие в тот же период, он был заворожен новыми достижениями в области техники кино и стремился широко использовать их в своем творчестве. Кроме того, он стал одним из первых режиссеров, сумевшим объединить личное, авторское видение темы с оглушительным коммерческим успехом. БЭДЭМ (Badham) Джон (р. 1939), американский режиссер английского происхождения. Переехал в США с родителями в возрасте двух лет. Учился в Йельском университете. Работал в отделе писем студии «Юниверсл», ассистентом по подбору актеров, одним из продюсеров. Снял несколько телефильмов, дебютировал в кино в 1976 году, но прославился год спустя во всем мире, поставив «Лихорадку в субботу вечером». Люди, чья юность пришлась на середину 70-х, хорошо помнят культ «диско». Значительный вклад в его создание внес именно Бэдэм. Его лента, на первый взгляд, довольно незамысловатое зрелище. Однако картина ознаменовала не просто появление на экране нового героя, принципиально отличного от лохматых бунтарей, но, в сущности, вывела на арену «молодых городских профессионалов» — яппи, несмотря на то, что персонаж, сыгранный Джоном Травольтой, даже называли «героем рабочего класса». Впрочем, квалифицированный рабочий класс вполне вписывается в мир «яппи». Да и самого Бэдэма можно считать «яппи» — он уверенный профессионал, которому одинаково хорошо удается все, за что бы не брался («Дракула», 1979; «Голубой гром» и «Военные игры», обе ленты 1983 года и с элементами фантастики, как и комедия «Короткое замыкание», 1986). Придраться не к чему, но и найти черты индивидуального стиля тоже непросто. Особенно это относится к работам 90-х — «Птичка на проводе» (1990), «Напролом» (1993), «Точка возврата» (1998), «В последний миг» (2000), которые, по сути, являются очень профессиональной, но рядовой голливудской продукцией. А их якобы «модная» прокладка — только средство. Одним словом, Бэдэм входит в обойму холодных «профи»-яппи, но с учетом того, что значительно опытнее их и не принадлежит к послевоенному поколению «бейби-бумеров». КРЕЙВЕН (Craven) Уэс (р. 1939), американский режиссер. Закончил филологический и философский факультеты в Университете штата Огайо, преподавал, со своими студентами снимал фильмы на 16 мм — в основном, в жанре фантастики. Его самая знаменитая лента «Кошмар на улице Вязов» (1984) — своего рода шедевр и предмет многочисленных подражаний. Популярность картины свидетельствует о том, что идеи Фрейда действительно пропитали американское общество как губку — если они без всякого сопротивления адаптируются в массовом жанре фильма ужасов. Иррациональное и страшное вторгается в слишком уж уравновешенную и благостную жизнь «улицы Вязов» в типичном пригороде. Однако многие продолжения этого фильма-ужасов оказались менее успешны и в художественном, и в коммерческом смысле. Новый успех ждал режиссера тогда, когда в «Новый кошмар Уэса Крейвена» (так назывался фильм 1994 года, седьмая серия в цикле) никто не верил. Но «Крик» (1996) пришелся по душе современной молодежи, поскольку это более иронический ужас, розыгрышный кошмар. Было выпущено еще два продолжения «Крик—2» (1997) и «Крик—3» (2000). БОГДАНОВИЧ (Bogdanovich) Питер (р. 1939), американский режиссер, сценарист, продюсер, критик. Начал творческую карьеру как театральный актер и режиссер, но получил всеобщее признание как киновед и кинокритик, издав несколько книг. Дебютировал в кино как режиссер в 1968 («Мишени»), предварительно поработав ассистентом у Р. Кормена. Следующий фильм — «Поставлено Джоном Фордом» (1971) — был художественно-документальным исследованием творчества любимого режиссера. Многие ленты Богдановича созданы в жанре ретро, отмечены любовным и внимательным воссозданием ушедшей эпохи. Таковы его картины «Что нового, профессор?» (1972) и «Никельодеон» (1976): первый стилизован под «немую комическую» ленту, а второй повествует о периоде становления Голливуда. Однако подлинный триумф Богданович узнал с другим ретро-фильмом «Бумажная луна» (1973), где цитаты из лучших лент старого кино были заявлены не на уровне сюжета, а как бы растворены в истории двух бродяг — симпатичного неудачника и его маленькой дочери. В жанре, который у нас в стране именуют «близкое ретро» (по аналогии с одноименным произведением А. Битова), была сделана лучшая картина Богдановича — «Последний киносеанс» (1971), рассказывающая о юности его собственного поколения, об американской глубинке 50-х годов. Впоследствии режиссер снял продолжение — «Техасвилль» (1990), но фильм уже не пользовался таким успехом. Изящные экранизации («Дейзи Миллер»,1974), лукавые комедии («Все они смеялись»,1981) и человечные, умные мелодрамы («Маска»,1985) выдают в Богдановиче интеллигентного, думающего режиссера, обретшего свое место в кино США предшествующих двух десятилетий. В 1990-е гг. был вынужден в основном работать только на ТВ. После семилетнего перерыва снял триллер «Кошачье мяуканье» (2001), основой для которого послужил случай из жизни Ч. Чаплина. ШУМАХЕР (Schumacher) Джоэл (р. 1939), американский режиссер, художник по костюмам, сценарист, продюсер. Учился в технологическом институте моды в Нью-Йорке, там же — в школе моделирования Парсон. Начинал как оформитель витрин в магазине, затем был художником по костюмам, открыл собственный бутик. С 1972 создавал костюмы для фильмов «Заснувший» (1973) и «Интерьеры» Вуди Аллена (1978), «Влюбленный Блюм» (1973) Пола Мазурского, «Последняя с яхты «Шила» (1973) и «Заключенный со второй авеню» Херберта Росса (1975). В 1974 дебютировал как режиссер телефильмом «История Вирджинии Хилл» о любовнице знаменитого гангстера Багси Зигела. Написал сценарии комедии «Автомойка» (1976), мюзикла «Волшебник» (1978). Как и многие режиссеры Голливуда, работает в разных жанрах. Наибольший успех Шумахеру принесли драмы об экзистенциальных, то есть пограничных ситуациях — «Клинически умершие»/«Коматозники» (1990), «Умереть молодым» (1991) и «Падение»/«С меня хватит!» (1993). Кстати, Майкл Дуглас, сыгравший главную роль в «Падении», был сопродюсером ленты «Клинически умершие», участвовал как актер в одной из первых режиссерских работ Шумахера — фантастической комедии «Невероятно уменьшенная женщина» (1981). Тяга Шумахера к мистике проявилась в картине «Заблудшие парни» (1987). Неожиданно для многих не только согласился ставить третью серию кинокомикса о «Человеке-Летучей мыши» — «Бэтмен навсегда» (1995), но и не отказался продолжить этот цикл еще с меньшим успехом — «Бэтмен и Робин» (1997). В то же время в этих фильмах в скрытой форме, а также более явно в мелодраматических лентах «Огни святого Эльмо» (1985) и «Кузены» (1989), в упомянутых картинах «Клинически умершие» и «Умереть молодым» заметно стремление режиссера к молодежной тематике, отображению на экране настроений среднего класса или «яппи» («молодые городские профессионалы»). Социально-сатирические нотки, улавливаемые в «Падении», впервые прозвучали в творчестве Шумахера еще в ранней работе «Такси из округа Колумбия» (1983). Поставил также мелодраматический триллер «Клиент» (1994) по роману Джона Гришема. В 1999 поставил криминальный триллер «8 миллиметров».
|