Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Голливуд последних десятилетий. 5 страница




РАЙТМЕН (Reitman) Айвен (р. 1946), американский режиссер и продюсер. Родился в Комарно (Чехословакия). Когда Айвену исполнилось пять лет, его семья перебралась в Канаду, а так как дела у отца пошли неплохо, мальчик получил хорошее образование в Макмастерском университете. Свой путь в кино начал с эротических картин — «Рыжая леди» (1971) и «Девушки-каннибалы» (1973), из-за которых даже имел неприятности с полицией нравов. Урок пошел на пользу, и Айвен предпочел (и не без успеха) заняться продюсерской деятельностью в кино и на телевидении. Его шоу, сначала на канадском, а затем и на американском телевидении, имели огромный успех, и вскоре он получил приглашение сделать картину в качестве режиссера. Первые фильмы Райтмена в США — «Придурки» (1979) и «Нашивки» (1981). Комедия «Охотники за привидениями» (1984) получилась веселой, остроумной, ироничной. Позже он снимет продолжение этой популярной ленты — «Охотники за привидениями II» (1989). Райтмена заметили, а его фильмы «Близнецы» (1988), «Детсадовский полицейский» (1990), «Дейв» (1993) и «Джуниор» (1994), «День отца» (1997) доказали, что в американском кино появился режиссер, умеющий работать в таком сложном жанре, как комедия. Кстати, именно в фильмах Райтмена по-новому раскрылся талант Шварценеггера-актера, которого до этого зрители воспринимали лишь как груду мускулов. Пока с меньшим успехом режиссер пробует себя и в других жанрах. Снял приключенческую картину «Шесть дней, семь ночей» (1998) с Хариссоном Фордом в главной роли. Ленты Райтмена по-настоящему добры и человечны. Его герои — симпатичные и обаятельные люди, которые могут попадать в смешные ситуации, но никогда не унижают других, и не унижаются сами. Вероятно, именно этим они близки и понятны зрителям, которые по праву считают Райтмена одним из лучших мастеров комедии.

ДАНТЕ (Dante) Джо (р. 1946), американский режиссер, сценарист, продюсер, актер. После окончания университета был главным редактором журнала «Филм Буллетин». В начале 70-х годов поступил монтажером в компанию «Нью Уорлд Пикчерз». Благодаря поддержке Р. Кормана, стал режиссером, снял в 1978 фантастический триллер «Пиранья» пользовавшийся определенным успехом. В 1981 после удачи чисто коммерческого фильма ужасов «Вой» заключил контракт с компанией «Эмблин Энтертэйнмент» С. Спилберга. При продюсерском участии последнего стал автором популярного фильма-фэнтэзи «Гремлины» (1984), где соединил элементы сказки с шаржами на современную Америку. Спустя 6 лет сделал сиквел этого фильма «Гремлины—2», не потеряв в изобретательности и остроте взгляда. С переменным успехом работал в жанре фантастики в фильмах «Исследователи» (1985); «Внутренний космос», (1987) и провинциальной драмы («Пригороды», 1989; «Дневной сеанс», 1993). В 1997 поставил фантастический телефильм «Вторая гражданская война».

УОТЕРС (Waters) Джон (р. 1946), американский режиссер, сценарист, продюсер, оператор, актер. Наиболее известный представитель американского киноандерграунда. Уотерс неоднократно повторял, что если бы не стал режиссером, был бы серийным убийцей. Воспитывался в католической семье строгих правил. Премьеры первых короткометражек Уотерса проходили в балтиморской церкви. Прозвища «Король гнусности» и «Принц блевотины» точно отражают характер его творчества. Фильмы Уотерса часто трактуют как едкую сатиру на средний класс, но это верно лишь отчасти. Главная цель режиссера — вызвать у зрителя отвращение, шок, смех, любой ценой добиться непосредственной эмоциональной реакции. В этом он следует формуле американского «мусорного кино» и, в частности, своего кумира — продюсера Уильяма Касла: при минимальном бюджете привлечь внимание зрителей с помощью шокирующих сцен и необычных приемов. Творчество Уотерса можно разделить на три периода. В 60-е годы с помощью 8-мм любительской камеры он снимает немые короткометражки («Стерва в кожаной куртке», «Съешь свою косметику» и др.), постепенно собирая вокруг себя круг друзей и единомышленников. В этой эксцентричной компании выделяется Дивайн (настоящее имя Харрис Гленн Милстед), трансвестит весом 136 кг., который был постоянным актером Уотерса вплоть до своей смерти в 1989. «Множественные маньяки» (1971) — первый звуковой фильм Уотерса, снятый на 16-мм (в этой ленте Дивайн подвергается насилию со стороны гигантского омара). Непревзойденный шедевр-кич «Розовые фламинго» (1972), вышедший с посвящением «семье» Чарльза Мэнсона, повествует о борьбе Дивайна за титул самой гнусной личности в мире. Этот фильм вышел в национальный прокат и принес прибыль, более чем в сто раз превышающую его бюджет ($10000). Добившись признания, Уотерс становится составной частью мэйнстрима. После «Полиэстера» (1981) его фильмы оказываются все более похожими на обычные голливудские эксцентрические комедии. Следует отметить актерские удачи Джонни Деппа в «Плаксе» (1990) и Кэтлин Тернер в «Мамочке-маньячке» (1994).

ШРЕДЕР (Schrader) Пол (р. 1946), американский сценарист, режиссер, писатель и теоретик кино. Родился в семье голландско-немецкого происхождения со строгими религиозными убеждениями. Ему не позволяли до 18 лет посещать кинотеатр. Знакомство с кинематографом во время учебы в кальвинистской семинарии привело к тому, что после ее окончания в 1968 он стал критиком в Лос-Анджелесе и редактором журнала «Cinema». Религиозное образование позволило ему написать оригинальную книгу «Трансцендентный стиль: Одзу, Брессон и Дрейер». В 1970-е годы Шредер становится сценаристом таких известных картин, как «Якудза» (1975) Сидни Поллака и «Таксист» (1976) Мартина Скорсезе. Сотрудничество со своим любимым режиссером Скорсезе он продолжал и в дальнейшем: «Разъяренный бык» (1980), признанный критиками США лучшим фильмом десятилетия; «Последнее искушение Христа» (1988), вызвавший скандал в среде ортодоксальных христиан своей необычной трактовкой образа Христа; триллер «Воскрешая мертвецов» (1999) с Николасом Кейджем в главной роли парамедика, страдающего паранойей. Режиссерский дебют Шредера «Синие воротнички» (1978) стал одной из лучших лент о жизни рабочего класса и профсоюзного движения. Смелый подход отличает и картину «Грубая порнография» (1979), посвященную поискам отца своей погрязшей в наркотиках и сексе дочери. Следующие две работы — «Американский жиголо» (1980) о мужчине-проститутке и причудливый римейк фильма Жака Турнье «Люди-кошки» (1982) — отличались стремлением к завоеванию массовой аудитории. Но мрачно-изысканный стиль режиссера, его нравственная бескомпромиссность, стремление передать мистику обыденной жизни не могли прийтись по вкусу американскому обывателю. В 1985 Шредер поставил, пожалуй, свой лучший фильм — «Мисима: жизнь в четырех главах», исследуя личность писателя-гомосексуалиста, пытавшегося возродить империалистический дух Японии. Два последующие фильма были откровенно неудачными: музыкально-семейная картина «При свете дня» (1987) и «Патти Херст» (1988), история дочери мультимиллионера, похищенной террористами. Претенциозный триллер «Утешение чужаков» (1990) также не снискал особого успеха, хотя собрал замечательный актерский ансамбль и затронул проблему дьявольского начала в людях. Не стали событиями и драма из жизни торговца наркотиками «Чутко спящий» (1992), ознаменовавшая поворот режиссера к жестокому реализму и фильм «Прикосновение» (1997) — о человеке-экстрасенсе. Успешно сотрудничал с такими изысканными композиторами, как Филипп Гласс и Анджело Бадаламенти, уделяя особое внимание звуку.

СПИЛБЕРГ (Spielberg) Стивен (р. 1947), амер. кинорежиссер, сценарист, продюсер. Ф.: "Дуэль" (1971), "Челюсти" (1975), "Искатели потерянного ковчега" (1981), "Инопланетянин" (1982), "Индиана Джонс и храм рока" (1984), "Пурпурный цвет" (1985), "Индиана Джонс и последний крестовый поход" (1989), "Парк юрского периода" (1993), "Список Шиндлера" (1993), «Спасение рядового Райана» (1998) и др. Работая в разных жанрах (мелодрама, "фильм ужасов", приключенческий фильм и др.), достигает высокого профессионального уровня и исключительного коммерческого успеха. С детства снимал любительские фильмы. Первую сюжетную ленту с актерами снял в 12 лет в Финиксе. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне «Побег в никуда» (1960). Первый профессиональный короткометражный фильм «Эмблин» (1969) обеспечил ему контракт с компанией «Юниверсал». Спилберг — основная фигура нового американского кино: его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров «постшестидесятников». Мощнейший программный заряд и эзотеричность, которыми отмечены его фильмы, впервые проявились — еще несколько неуверенно — в финансовом рекордсмене 1975, ленте «Челюсти». Формально определив ее в рубрику «фильмы катастроф», критики не заметили новаторских элементов. Но по-настоящему новые идеи развернулись только в картине «Близкие контакты третьего вида» (1977). В этом фильме была найдена новая формула: фантастический элемент (в данном случае НЛО и их воздействие на Америку конца 1970-х годов) «вставляется» в гиперреалистически (и одновременно — трепетно романтически) показанную действительность, причем абсолютно без шва — как действующий фактор этой реальности. Открытием стал получивший колоссальный успех фильм «E. T., Инопланетянин» (1982), в котором эта парадигма получила развитие и подтверждение. Не желая заниматься самоповторами в режиссуре, Спилберг создал фирму «Эмблин энтертейнмент». С точки зрения кинотеории, течение, которое возглавил Спилберг в Голливуде, принято называть «синефильством»: его представители снимают фильмы, опираясь на другие фильмы, а не на жизненный опыт, как было принято в традиционном кинематографе. Спилберг «провел ревизию» классического Голливуда и воссоздал на новом уровне гуманистическую традицию лент Ф. Капры (недаром одной из любимых картин Спилберга является капровская «Жизнь прекрасна»). В каждом фильме Спилберга можно найти ссылки на классическое голливудское кино: в «Империи солнца» (1987) — на «Унесенных ветром» В. Флеминга; в «Близких контактах третьего вида» — на «Десять заповедей» С. Б. Де Милля и «Пиноккио»; в «E. T.» — на «Тихого человека» Дж. Форда и «Волшебника из страны Оз» Флеминга; в «Списке Шиндлера» (1993) — на «Гражданина Кейна» О. Уэллса. При этом Спилберга можно считать адекватным представителем интересов, психологии и чаяний американского среднего класса — он очень хорошо знает жизнь современных пригородов, где, как он однажды выразился, «взрослеют с тремя родителями — матерью, отцом и телевизором». Спилберг проложил Голливуду дорогу в современность, а сам некоторое время снимал не очень прибыльные фильмы («Цвет лиловый», 1985; «Всегда», 1989). Но уже в ленте «Капитан Крюк» (1991), грандиозном римейке полнометражного диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953), Спилберг как бы собрал все мотивы и сюжеты своих картин и вывел инвариантный характер, в том или ином обличье присутствовавший во всех его фильмах, нестареющего мальчика-мужчину, почти что alter ego автора. В 1993 появился блокбастер «Парк юрского периода» (кассовые сборы составили 356, 8 миллионов долларов) — история динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Причина грандиозного успеха лежит не столько в художественных достоинствах ленты (если не считать парада аттракционов, это не такое уж интересное кино, хотя бы в сравнении с «E. T.»), сколько точном продюсерском расчете, понимании того, чего в данный момент хочет зритель. В «Списке Шиндлера» (1993, 7 премий «Оскар», в том числе за фильм и режиссуру), снятом в прямо противоположной «Парку» аскетической черно-белой палитре, Спилберг отдал дань своей многострадальной нации. После почти четырехлетнего перерыва режиссер выпустил «Затерянный мир» — сиквел «Парка юрского периода», собравший 230 миллионов долларов. Спилберг-продюсер громко заявил о себе, создав совместно с двумя другими магнатами — Джефри Катценбергом и Дейвидом Геффеном — киностудию «Dream Works». В 1998 вышел фильм «Спасение рядового Райана», где патриотический сюжет снят в стилизованной под документалистику манере. Едва ли не впервые на американском экране так натуралистично показаны ужасы войны.

ЦУКЕР (Закер) (Zucker) Дэвид (р. 1947), американский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Учился на киноотделении университета в Висконсине. В 1969 организовал вместе с младшим братом Дж. Цукером и с другом детства Дж. Абрахамсом пародийную группу «Кентуккская театральная солянка». Позднее все трое отправились в Лос-Анджелес, где сняли розыгрышную ленту «Кентуккская киносолянка» (1977), состоявшую из коротких скетчей и большой новеллы «За пригоршню йен», в которых в стиле словесных каламбуров и кинематографических гэгов высмеивались самые разные телепередачи и жанры кино. С еще большим успехом в прокате они проделали такую же пародийную операцию с фильмами катастроф и всевозможными «Аэропортами» в следующей картине «Аэроплан!» (1980). Комедии «Совершенно секретно!» (1984) и «С пистолетом наголо» (1988, режиссер — Д. Цукер, основана на их общем телесериале 1982 года «Полицейское подразделение!») высмеивали штампы шпионских и полицейских лент. В 1986 сняли вместе ироническую криминальную мелодраму «Безжалостные люди». После распада режиссерского трио Д. Цукер поставил еще одну пародию «С пистолетом наголо 2 1/2: Запах страха» (1991), а в третьей серии «С пистолетом наголо 33 1/3: Последний выпад» (1994) был только соавтором сценария и сопродюсером. Также вместе с братом являлся продюсером комедии «Доноры мозга» (1992), вольного римейка «Ночи в опере» с участием братьев Маркс, и мелодрамы «Прогулка в облаках» (1995). Снял черную комедию «Бейскетбол» (1998).

КАРПЕНТЕР (Carpenter) Джон (р. 1948), американский режиссер, сценарист, композитор. У него общие для поколения «бейби-бум» черты и пристрастия (раннее синефильство, съемка любительских фильмов, подражающих фантастическому кино 50-х годов, почти плавный и незаметный переход в профессиональный кинематограф — в возрасте 22-х лет получил «Оскар» за короткометражку «Воскрешение Бронко Билли», неразделимость работы и хобби). Но Карпентер так и остался в Голливуде «человеком со стороны», не желающим вписываться в большую киноиндустрию, как, например, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, в то же время не добившись отдельных коммерческих удач подобно Джо Данте, который иногда соглашается делать мультибюджетное кино на крупных студиях, в частности, обе серии «Гремлинов». Самый громкий успех Карпентера связан с лентой «Канун Дня всех святых» (1977), созданной на независимой студии. Но потрясающими являются не общие кассовые сборы (35 млн. долларов — не бог весть какая значительная сумма, особенно в сравнении с суперхитами), а размер чистой прибыли. Ведь эта страшная картина о маньяке-убийце, который сбежал из психбольницы и расправляется с жертвами во время Хэллоуина, обошлась всего лишь в 320 тыс. долларов. Закономерно, что она породила серию продолжений — во второй и третьей Карпентер сам выступил как продюсер, увеличив свой капитал, полученный с первой части. И все-таки он не воспользовался ситуацией, продолжая в качестве режиссера сотрудничать с независимыми компаниями — так сделаны «Туман» (1980), «Побег из Нью-Йорка» (1981), а позже «Князь тьмы» (1987) и «Они живут» (1988), даже по манере напоминающие малобюджетное фантастическое кино 50-х годов. Более дорогостоящие фильмы «Нечто» (1982), «Кристина» (1983), «Человек со звезды» (1984), «Большой переполох в маленьком Китае» (1986), «Исповедь невидимки» (1991) сняты при содействии «мейджоров», но каждый раз иных — «Фокса», «Коламбии», «Юниверсл», «Уорнер», как будто режиссер по очереди испытывает терпение главных студий Голливуда. Несговорчивый постановщик, с детства привыкший выступать в нескольких ипостасях на стадии кинопроизводства и делать все самостоятельно, в большинстве крупных проектов вынужден отказываться и от композиторской деятельности (кстати, отец Карпентера был учителем музыки), и даже от работы в качестве сценариста. Карпентер удовлетворяет свою страсть к сочинительству сюжетов и музыкальных тем в картинах других режиссеров — кроме продолжений «Кануна Дня всех Святых», еще можно назвать «Глаза Лоры Марс» (1978), «Филадельфийский эксперимент» (1984), «Восход «Черной луны» (1986). В телефильме «Мешки для трупов» (1993), снятом на пару с Тоубом Хупером, другим «маргиналом Голливуда», Карпентер появился и как актер в мрачно юмористической роли патологоанатома. Знаменательно, что Карпентер обрел новую поддержку в независимой компании «Нью Лайн Синема», поставив для нее еще один фильм ужасов «В пасти безумия» (1995). И вслед за этим опять получил приглашение киногиганта «Парамаунт» для того, чтобы сделать мультибюджетное продолжение «Побега из Нью-Йорка» — теперь «Побег из Лос-Анджелеса» (1996). Название звучит для Карпентера почти анекдотично. Не добившись ожидаемых суперкассовых сборов, он отшучивается, что следующей серией фантастического боевика о маргинале «Змее» Плискене станет «Побег с Земли». В 1998 снял фильм-ужасов «Вампиры Джона Карпентера».

КАЗДАН (Kasdan) Лоуренс (р. 1949), американский режиссер, сценарист, продюсер. Каздан не так знаменит, как Стивен Спилберг или другие американские режиссеры из поколения «бэби-бум», то есть те, кто родились в первое десятилетие после войны. Но еще до своего режиссерского дебюта «Жар тела» (1981), стилизации жанра «черного фильма», Каздан принимал участие в создании сценариев суперзрелищных картин — «Империя наносит ответный удар» (1980), «Возвращение Джидая» (1983, вторая и третья серии «Звездных войн») и «Искатели потерянного ковчега» (1981). Каздан ставил иронические («Силверадо», 1985) и более серьезные вестерны («Уайэт Эрп», 1994), и раньше других соратников по «школе Спилберга» осознал необходимость утверждения и для нового поколения американцев неких незыблемых ценностей в семейной, обыденной жизни. В таких своих лентах, как «Большое разочарование» (1983), «Случайный турист» (1988), «Я люблю тебя до смерти» (1990), «Большой каньон» (1991, Золотой приз Берлинского кинофестиваля за 1992 год) и «Французский поцелуй» (1995), режиссер отслеживает на экране в жанре психологической драмы, трагикомедии или романтической комедии жизнь и проблемы «бэби-бумеров». Сам Каздан лишь на год старше актера Уильяма Херта, своего первого «альтер-эго» в кино (снимался в нескольких картинах режиссера, начиная с «Жара тела»), и на год младше Кевина Клайна. Режиссер пытается создать на съемках уютную, домашнюю, дружескую атмосферу.

СЕЙЛС (Sayles) Джон (р. 1950), американский режиссер, сценарист, писатель, актер, продюсер. Родился в г. Шенектади (штат Нью-Йорк). По окончании школы поступил в университет, который окончил по специальности психология. В 1975 опубликовал свой первый роман «Гордость бимбо», а его рассказ был номинирован на премию О' Генри. Его вторая книга «Union dues» (1978) была одновременно номинирована на национальную премию и премию критиков, тепло был принят и сборник рассказов, вышедший в 1979. Всего Сейлс написал 2 пьесы и 6 романов. В это же время стали известны его сценарии, которые вначале он писал для Роджера Кормана («Пиранья», «Леди в красном»). Позднее он участвовал в написании сценариев фильмов «Вой», «Аллигатор», а в 90-е годы «Аполло-13», «Быстрый и мертвый», «Титаник». Снимался как актер у режиссера Джо Данте. В 1980 Сейлс дебютировал как режиссер, поставив «Возвращение секакской семерки», фильм, посвященный судьбе ветеранов контркультуры 60-х годов, обошедшийся ему всего в 40 тыс. долларов собственных денег. В нем он постарался проследить, как у людей, которым за 30, меняется политическая ориентация. Они участвуют в маршах протеста, но не возглавляют их. Уже в этом фильме проявился собственный стиль Сейлса, который ни с чьим не спутаешь: его склонность снимать реалистическое кино о конкретных, часто ничем непримечательных людях, не увлекаясь при этом излишествами визуального ряда. Это позволило ему занять свое место в американском кинематографе, далекое как от больших студий, так и от независимых, с их тягой к игре киноформами. Попытка снять для кинокомпании «Парамаунт» «Бэби: это ты» (1983) завершилась коммерческим провалом. Фильм «Лианна» (1983) о женщине, пережившей неудачное замужество и ставшей лесбиянкой, вызвал противоречивые отзывы, а его мрачный колорит отпугнул массового зрителя. В 80-е годы Сейлс снимал ленты, посвященные расовым проблемам: «Брат с другой планеты» (1984); о расстреле шахтеров «Матеван» (1986); о спортивном рэкете «Команда вне игры» (1988). Фильм «Страстная рыбка» (1992) рассказывал о том, как отдельные американцы переживают неудачу в обществе, ориентированном на молодежную культуру и конечный успех. Одиночеству маленькой девочки, ищущей выход из семейного тупика в преданиях и сказаниях островов Ирландии, посвящена картина «Тайна острова Роан Иниш» (1995). Суровая красота фильма была по достоинству оценена критикой, а следующий фильм Сейлса «Одинокая звезда» (1996) единодушно был признан шедевром, детективная история отношений шерифа и его сына, пытающаяся воссоздать прошлое, тронула сердца миллионов зрителей. В центре его творчества (во многом определяемого католическими корнями) проблема, «как примирить личную жизнь с социальной ответственностью». Успех фильма «Одинокая звезда» связан с образом многоликой и пестрой Америки, в которой выходцы из различных мировых культур сплелись в единый клубок, чьи кровные связи и антагонистические отношения настолько перепутались, что их уже не отделить. Его новый фильм «Лимбо» (1999) рассказывает о людях, жизни которых пересекаются на грани цивилизации — на заброшенном острове дикой Аляски.

ЦУКЕР, Закер (Zucker) Джерри (р. 1950), американский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Учился на педагогическом факультете университета в Висконсине. В 1969 организовал вместе со старшим братом Д. Цукером и другом детства Дж. Абрахамсом пародийную группу «Кентуккская театральная солянка». Позднее все трое отправились в Лос-Анджелес, где сняли розыгрышную ленту «Кентуккская киносолянка» (1977), состоявшую из коротких скетчей и большой новеллы «За пригоршню йен», в которых в стиле словесных каламбуров и кинематографических гэгов высмеивались самые разные телепередачи и жанры кино. С еще большим успехом в прокате они проделали такую же пародийную операцию с фильмами катастроф и всевозможными «Аэропортами» в следующей картине «Аэроплан!» (1980). Комедии «Совершенно секретно!» (1984) и «Голый пистолет» (1988, режиссер — Дэвид Цукер, создана на основе их общего телесериала 1982 года «Полицейское подразделение!») высмеивали штампы шпионских и полицейских лент. В 1986 году сняли вместе ироническую криминальную мелодраму «Безжалостные люди». После распада режиссерского трио Дж. Цукер поставил одну из самых успешных картин в истории американского кино — «Призрак» (1990), фантастическую мелодраму с элементами комедии, а спустя пять лет выпустил историческую мелодраму «Первый рыцарь». Также вместе с братом являлся продюсером двух пародийных продолжений «С пистолетом наголо 2 1/2» (1991) и «С пистолетом наголо 33 1/3» (1994), комедий «Доноры мозга» (1992), вольного римейка «Ночи в опере» с участием братьев Маркс, «Свадьба лучшего друга» (1997) и мелодрамы «Прогулка в облаках» (1995).

ХЬЮЗ (Hughes) Джон (р. 1950), американский режиссер, сценарист, продюсер. Учился в Аризонском университете. Автор и редактор популярного сатирического журнала «Нэшнл Лампун». Дебютировал в кино как сценарист комедии «Встреча выпускников в стиле «Нэшнл Лампун»» (1982), затем — «Отпуск в стиле «Нэшнл Лампун»» и «Мистер Мамочка» (1983), в которых Хьюз вышел на свою тему — незлобивое наблюдение за абсурдизмом жизни среднего класса и особенно детей тех, кто принадлежит к поколению «бейби-бум». К этому сюжетному мотиву, так или иначе, привязаны фактически все его фильмы — начиная с режиссерского дебюта «Шестнадцать свечей» (1984), в котором он, помимо прочего, открыл «своих» звезд — Молли Рингуолд и Энтони Майкла Холла. В ленте «Ох, уж эта наука!» (1985) пристрастия и методы режиссера достигли зрелости. Тут представлен весь набор мечтаний современного американского подростка из среднего класса. В «Выходном Фэрриса Бюллера» (1986) стиль Хьюза становится в своем роде безукоризненным. В картине «Самолетами, поездами и автомобилями» (1987) он сделал вялую попытку «повзрослеть», но потом снова с удвоенной энергией занялся детьми и подростками. «У нее будет ребенок» (1988) — как бы развитие сюжета «Шестнадцати свечей» (что произошло бы, если бы парочка из прежнего фильма поженилась). Добившись совершенства, Хьюз частично сдает свои полномочия другим режиссерам (Хауарду Дойчу, Крису Коламбусу). А сам продолжает заниматься писанием сценариев и продюсированием, как в случае с «Красоткой в розовом» (1986), «рабоче-крестьянским» вариантом «Шестнадцати свечей», или блокбастерами «Один дома» (1990) и «Один дома 2: Потерявшийся в Нью-Йорке» (1992), где был открыт как суперзвезда юный Маколи Калкин, дебютировавший еще в семейной комедии «Дядя Бак» (1989), которую поставил сам Хьюз. Все это напоминает карьеру Спилберга и историю появления его компании «Эмблин Энтертейнмент». Далее выступал в качестве сценариста фильмов «Деннис-угроза» (1993), «Малыш на прогулке» (1994), «101 далматинец» (1996), «Один дома 3» (1997), «Бетховен» (2000). Во многих работах Хьюза есть свое видение «субурбии» (американских пригородов) — отличное от спилберговского и очень часто проникающее за благостный официальный фасад.

ЛЭНДИС (Landis) Джон (р. 1950), американский режиссер, сценарист, актер. Работу в кинематографе начал еще подростком в отделе писем кинокомпании «ХХ век-Фокс». Затем был в Европе каскадером на съемках спагетти-вестернов. По возвращении в Голливуд за 60 тысяч долларов, занятых у родителей и друзей, снял пародийный фильм ужасов «Хлам» (1971, выпущен в 1973). «Кентуккская киносолянка» (1977) — экранизация популярного театрального розыгрышного шоу, принесла Лэндису первый финансовый успех, еще более упрочившийся после выпуска через год «Зверинца в стиле «Национального памфлета». Лэндис — ведущий комедиограф послевоенного поколения «бейби-бум», стихийный голливудский постмодернист, который увлеченно анатомирует широко известные кинофабулы — «приключения бродячих музыкантов» («Братья Блюз», 1980), фильм ужасов («Американский оборотень в Лондоне», 1981; видеоклип «Триллер», 1983), комедию нравов («Поменяться местами», 1983), бондиану («Шпионы как мы», 1985), вестерны («Три амигос!», 1986). Постмодернистская игровая стихия его работ очень хорошо просматривается в ленте «Ночью» (1985), в которой режиссер переосмысливает и раскручивает поджанр «триллер о похищении бриллиантов». При том, что этот фильм снят по знакомой формуле «яппи в опасности». Кассовая комедия «Прибытие в Америку» (1988) с Эдди Мерфи в главной роли свидетельствовала о том, что с возрастом Лэндис стал постепенно утрачивать тягу к эксперименту. Но с тех пор коммерческий успех изменил режиссеру, в результате он вынужден браться за съемку продолжений чужих («Полицейский из Беверли-Хиллз III», 1994) и своих фильмов («Братья Блюз 2000», 1998).

БИГЕЛОУ (Bigelow) Кэтрин (р. 1951), американский кинорежиссер, сценарист и художница. Из ее фильмов первым обратил на себя внимание «В сумерках» (1987). Режиссерский стиль Бигелоу отличается жесткой, «мужской» манерой и особым вниманием к визуальной стороне кино. В 1989-91 была женой режиссера Дж. Кэмерона. В 1995 поставила масштабный фильм-утопию «Странные дни». В 2001 сняла экранизацию трагедии российской подводной лодки К-19.

ФЕРРАРА (Ferrara) Эйбл (р. 1951), американский режиссер. Родился в Нью-Йорке. В середине 1970-х годов Феррара познакомился с начинающим литератором Николасом Сент-Джоном, который был за редким исключением неизменным сценаристом Феррары, и закрепил за режиссером статус одного из маниакальных исследователей многоликого зла, таящегося в утробе американской империи. Причем в отличие от других режиссеров, Феррара исследует межличностное зло, которое совершается сознающими собственную порочность индивидуумами по отношению к себе подобным в мире, распадающемся на безжалостные экзистенциальные элементы: секс, насилие, наркотическая зависимость, смерть, власть — одним словом, пространство Каина, а не Авеля. В 1975 Феррара и Сент-Джон создают на ими же основанной «Navaron Films» свой дебют под двусмысленным названием «Девять жизней мокрощелки». В 1979 появляется столь же неоднозначный «Сверлильщик-киллер» — манифестация авторского стиля Феррары, продукт субкультуры жестокого триллера серии В. В 1980-е годы Феррара продолжает наполнять рынок культового кино образчиками грубых фильмов, вдохновляясь «Убойной силой пистолета Магнум» в ленте «Мисс 45»/«Ангел мести» (1981), «Таксистом» Скорсезе и «М» Ланга в «Городе страха» (1984), наконец, самим Шекспиром, снимая в 1987 модерновую историю Ромео из маленькой Италии и Джульетты из Чайнатауна в «Китаянке» (по песне Боуи/Игги Попа). Чтобы подзаработать, снимает по несколько серий для популярных телесериалов «Криминальная история» и «Полиция Майами, отдел нравов». 1990-е годы, ставшие временем бурного расцвета и экспансии внеголливудского альтернативного кино на широкие экраны, окончательно оформляют жесткую стилистику Феррары в эталонных экземплярах «канона» этого режиссера. «Король Нью-Йорка» (1990) — история вышедшего после отсидки на свободу харизматического гангстера, словно прогрызающего себе путь на криминальные вершины. Засев в роскошном отеле Plaza, охраняемый безмолвными телохранительницами разного цвета кожи, «король Нью-Йорка» расправляется со своими итальянскими, латиноамериканскими и китайскими врагами, пока сам не гибнет «богартовской» смертью от раны в живот на заднем сиденье такси. Уже в этом фильме Феррара проводит четкую, принципиальную для себя параллель: гангстер-вампир в сцене, когда в темных очках сидящих в кинозале гангстеров отражается Носферату из фильма Мурнау. Рифмуя два экзистенциальных состояния в одной связке, Феррара интерпретирует их как разновидности фатального пристрастия, губительной привычки падшей натуры, от которой невозможно избавиться и которая в конце концов приводит героя к неизбежной гибели. Прогрессирующая «addiction» (наркотики, пьянство, огромные ставки на тотализаторе) руководит саморазрушительным поведением другого харизматического протагониста Феррары — Плохого лейтенанта из его одноименного фильма (1992). Пережив апоплексический катарсис, раскаявшийся грешник в гениальном исполнении Харви Кaйтелa погибает подобно «королю Нью-Йорка» — за рулем машины посреди суеты большого города. В 1993 Феррара делает вслед за Доном Сигелом и Филом Кауфманом собственную версию апокалиптических «Похитителей тел», создавая мрачнейшую метафору зомбированного современного социума. В 1994 режиссер углубился в «Опасной игре» в исследование наиболее автобиографической «пагубной привязанности» — не знающей границ тотальной одержимости кино, приводящей к реально-«киношной» смерти героини Мадонны, находящейся в нерасторжимо-кровной связке с персонажами безумного Джеймса Руссо и яростного Харви Кaйтелa. Именно фатальная связанность персонажей Феррары пагубной привычкой и создает трагическую подоплеку фильмов зрелого Феррары. В этом смысле картина «Зависимость» (1995) представляет наиболее разветвленную паутину затягивающих в себя привязанностей: гангстеризм-вампиризм-наркомания-философия-телемания. Все эти занятия, по мысли Феррары, как черные дыры затягивают и опустошают душу подпавшей под их авторитарное очарование жертвы, повязывая ее кровавыми узами. «Похороны» (1996) — обращение режиссера к типологии семейно-гангстерского кино, снятое постоянным оператором Кеном Келшем в некоем подобии стиля «cinema-verite», исследует фамильные привязанности невротических гангстеров и приводит их сквозь цепочку предательств к смертоубийственному катарсису финала. «Отключка» (1997) — история шизофренического раздвоения голливудской звезды и его взаимоотношений с двумя ипостасями женского начала — классическое для Феррары погружение в темные бездны зараженного пороком человеческого прозябания в мире бесконечных проекций собственного безумия и несовершенства.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты