КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Голливуд последних десятилетий. 7 страницаКРОУ (Crowe) Камерон (р. 1957), американский режиссер, сценарист. Еще подростком начал сотрудничать в рок-журнале «Роллинг Стоунз». Был автором сценариев молодежных фильмов «Беспечные времена в колледже Риджмонт» (1982) и «Бурная жизнь» (1985), затем — сценаристом и режиссером картин «Скажи что-нибудь...» (1989) и «Холостые и незамужние» (1992), пока не добился успеха лентой «Джерри Магуайр» (1996). Эта «производственная мелодрама», не лишенная сатирического подтекста, подводящая своеобразные итоги жизни нынешних американцев на четвертом десятке лет, была воспринята с восторгом именно молодой аудиторией — от яппи до «поколения Х». В 2000 снял автобиографический фильм «Почти знаменитые», в котором рассказал историю своих путешествий вместе с «Роллинг Стоунз» в начале 1970-х годов. КОЛАМБУС (Columbus) Крис (р. 1958), американский режиссер, сценарист. Учился на киноотделении Нью-Йоркского университета. Начинал как сценарист в фирме Стивена Спилберга в фильмах «Гремлины» (1984); «Балбесы» (1985) и «Молодой Шерлок Холмс» (1985); «Гремлины 2: Новый выводок» (1990). Дебютировал в режиссуре авантюрной комедией «Приключения няни» (1987), добился невероятного успеха новыми работами в том же жанре: «Один дома» (1990) и «Один дома 2: Потерявшийся в Нью-Йорке» (1992) с участием ребенка-звезды Маколи Калкина, а также еще одной комедией для семейного просмотра — «Миссис Даутфайр» (1994). Более скромными были результаты картин «Отель разбитых сердец» (1988), «Поймет лишь одинокий» (1991) и «Девять месяцев» (1995). БЕРТОН Тим (Бартон, Burton) (р. 1958), американский режиссер, художник-аниматор, сценарист. С детства проявлял способности к рисованию, закончил факультет анимации Калифорнийского института искусств. Дебютировал короткометражными мультфильмами «Винсент» (1982) и «Франкенвинни» (1984). Дебют в игровом кино — комедия «Большое приключение Пи Уи» (1985). В 1988 поставил фильм «Битлджус» в жанре сюрреалистической сказки-фэнтэзи, предложив зрителю образ «доброго демона», сочетающего черты вампира Носферату и Карлсона. Маской такого же плана, но более сентиментальной и омоложенной стал Эдвард Руки-ножницы из одноименного фильма (1990). Первый и второй фильмы о Бэтмене (1989, 1993) дали критикам повод упрекнуть Бертона в том, что он лишь тиражирует эстетику комикса, но его последующие ленты — «Эд Вуд» (1995) и особенно «Марс атакует!» (1996) продемонстрировали его умение едко и изобретательно высмеивать кич и штампы массовых жанров. Автор сюжета, разработчик художественной концепции и продюсер «Кошмара перед Рождеством» (1993), кукольного фильма-«комедии ужасов». Снятый в готической манере фильм-ужасов «Сонная Лощина» (1999) еще раз показал умение режиссера выстраивать стилистически совершенные и режиссерски выверенные художественные конструкции. ХАРЛИН (Harlin) Ренни (р. 1959), финский и американский режиссер, продюсер. Настоящие имя и фамилия — Ренни Лаури Мауритц Харьола. Один из немногих представителей европейского кино, сумевший вписаться в голливудскую кассовую киносистему. В подростковые годы снимал любительские картины, затем документальные фильмы и клипы. Малобюджетная игровая лента «Рожденные американцами» (1986) была финско-американской, а «Тюрьма» (1987) поставлена уже в США, успех 4-й серии «Кошмара на улице Вязов» (1988) позволил Харлину перейти в мультибюджетное кино. Снял боевик «Крепкий орешек 2» (1990), приключенческий фильм «Скалолаз» (1993). Несмотря на оглушительный провал в прокате пиратской картины «Остров Перерезанной Глотки» (1995) и незначительная прибыль во многом вторичного слабого фильма-ужасов «Глубокое синее море» (1999), режиссер продолжает снимать и коммерческие хиты такие, как триллер «Прощальный поцелуй» (1996). В 2001 вышла его новая картина о жизни пилотов «Формулы 1» «Безумные гонщики» (2001) с Сильвестром Сталлоне в главной роли ушедшего на покой гонщика, которого наняли для тренировки новой звезды. Был женат с 1993 на американской актрисе Джине Дэвис, снимавшейся в двух последних лентах Харлина, но в 1997 они расстались. ХАРТЛИ(Hartley) Хэл (р. 1959), американский режиссер, сценарист, продюсер, монтажер. Один из самых оригинальных авторов независимого кино. Снимал короткометражки «Малыш» (1985), «Подружка картографа» (1986), «Псы» (1987), «Амбиция», «Страстное желание» и «Теория достижения» (1991). Режиссер полнометражных лент «Невероятная правда» (1989), «Доверие» (1990), «Простые люди» (1992), «Любитель» (1994), «Флирт» (1995), в которых выработал свою фирменную стилистику изящного и не сразу улавливаемого чуть юмористического «отстранения» типичных ситуаций американских криминальных картин, семейных драм и любовных историй. Многие критики отмечают несомненное европейское влияние на творчество Хартли, хотя мнение относительно его конкретных кумиров резко расходится. Все-таки пристрастие к иронически или язвительно представленным «моральным историям», которые в какой-то момент могут показаться современными лирическими сказками, позволяет видеть в этом американском режиссере тонкого ценителя фильмов французов Эрика Ромера и Бертрана Блие. МАРШАЛЛ Роб (Rob Marshall) (р. 1960), американский кинорежиссер. В 1982 году окончил университет Карнеги-Меллон. Во второй половине 1990-х годов работал постановщиком танцев на телевидении. Режиссерский дебют Маршалла в кино — мюзикл «Чикаго» (2002) был отмечен призом «Оскар» как лучший фильм года. ЖОАНУ (Joanou) Фил (р. 1961), американский режиссер. Учился на факультете драмы в Южно-Калифорнийском университете, затем — в киношколе. Его студенческая работа «Последний шанс на танец» (1984) привлекла внимание С. Спилберга, который поручил Жоану снять для мистического телецикла «Удивительные истории» сначала серию под названием «Санта 85», затем — «Кукла». Первой работой молодого режиссера в кино стала комедия «Ровно в три часа» (1987), которую называли «тинейджеровским» вариантом знаменитого вестерна «Ровно в полдень», а также отмечали наличие в ней элегантного чувства киностиля и свободу обращения с камерой. Неожиданно громкий успех получил фильм-концерт «Ю-Ту: Грохот и гул» (1988), рассказывающий о турне ирландской рок-группы в США. Эстетский гангстерский фильм «Состояние веры» (1990) не был принят зрителями, но заставил говорить о Жоану как об одном из самых талантливых и многообещающих постановщиков, придающих особое значение визуальной стороне своих работ, а также их жанровому многообразию. Благодаря триллеру «Окончательный анализ»/«Ледяная страсть» (1992), созданному, прежде всего под влиянием «Головокружения» А. Хичкока, молодой режиссер доказал, что может сочетать кинематографические новации и более привлекательные для публики жанровые приманки. В том же году Жоану снял заключительную часть известного минисериала «Дикие пальмы», а в 1993 — новеллу «Тупик для Делии» в цикле «Падшие ангелы». Снятая в 1995 криминальная драма «Пленники небес» вновь показалась зрителям чересчур изощренной по манере. ЭСТЕВЕС (Estevez) Эмилио (р. 1962), американский актер, режиссер. Старший сын актера Мартина Шина, с 18 лет — на ТВ, в 1982 дебютировал в кино, играл в молодежных картинах «Изгои» (1983), «Клуб «Завтрак» (1985) и «Огни святого Эльма» (1985). В последней из них снимался вместе с Деми Мур, с которой состоял в личных отношениях и поставил в 1986 с ее и со своим участием фильм «Уиздом». Играл в занимательных лентах разных жанров — «Молодые стрелки» 1 и 2 (1988 и 1990), «Засада» (1987) и «Другая засада» (1993), «Беглец»/«Фриджек» (1992), «Судная ночь» (1993), «Миссия невыполнима» (1996), а также в детских спортивных комедиях «Могучие утята» 1, 2 и 3 (1992, 1994, 1996), в пародии «Заряженное оружие в стиле «Нэшнл Лампун» 1» (1993). Снял как режиссер комедию «Мужчины за работой» (1990) и драму «Rated X» (1999), в которых сыграл вместе с братом Чарли Шином, а также драму о поствьетнамском синдроме «Война в доме» (1996). В 1992—1994 годы был женат на хореографе и певице Поле Абдул. ХЬЮСТОН (Huston) Дэнни (р. 1962), американский режиссер. Сын Джона Хьюстона. Родился в Риме. После работы на ТВ дебютировал в кино фильмом «Мистер Норт», 1988), по сценарию, написанному его отцом и старшим братом Тони. В дальнейшем работал редко и неудачно: биографический фильм «Как стать Колетт» (1991) и триллер «Доходя до безумия» (1995). Был мужем актрисы Вирджинии Мэдсен, позднее развелся. В 1995 году дебютировал как актер в фильме «Покидая Лас-Вегас», в 1997 снялся в роли Облонского в фильме «Анна Каренина». ФИНЧЕР (Fincher) Дэвид (р. 1962), американский режиссер и продюсер. Родился в Денвере (штат Колорадо). Окончив школу, Финчер поступил на работу в студию мультипликационных фильмов, а в 18 лет перешел работать к Джорджу Лукасу в его фирму «Industrial Light & Magic». Как ассистент комбинированных съемок Финчер принимал участие в создании фильма «Индиана Джонс и храм Судьбы» и очередной серии из «Звездных войн» — «Возвращение Джедая». В 1986 он организовал собственную фирму «Пропаганда» и занялся производством клипов для музыкальных звезд — Мадонны, Джорджа Майкла, Полы Абдул, рок-групп «Аэросмит» и «Роллинг стоунз» и рекламных роликов. Клиентами Финчера стали фирмы «Найк», «Кока-кола», «Ливайс», «Бадвайзер». В 1991 Лукас рекомендовал Финчера в качестве режиссера фантастической ленты «Чужой-З» (1992), рассказывающей о новых приключениях лейтенанта Рипли (Сигурни Уивер). Финчеру пришлось решать сложную задачу — сохранить стиль предыдущих серий, поставленных Р. Скоттом и Дж. Кэмероном, и наполнить вторичный сюжет свежим дыханием. Результат был невысоко оценен критикой, и Финчер вернулся в рекламный бизнес. Вновь заняться режиссурой Финчеру предложила студия «Нью-Лайн синема». В 1996 он поставил фильм «Семь» — рассказ о семи днях, которые отделяют пожилого полицейского Трейси от пенсии. Трагический сюжет фильма находит адекватное воплощение в визуальном ряде. Современный мегаполис переполнен опасностями, насилием и беспределом. Режиссер, оставаясь в рамках жанра, попытался создать нечто большее, чем банальный детектив. Эта тенденция прослеживается и в последующих его фильмах: триллере «Игра» (1998) и психологической драме «Бойцовский клуб» (1999). С профессиональной точки зрения «Игра» сделана блестяще, хотя очевидно, что Финчер пытался выйти за рамки заурядного триллера. К сожалению, оправданная логическая структура ему не удалась. Несомненной удачей режиссера стал фильм «Бойцовский клуб», где ему удалось найти оригинальный стиль, наполненный черным юмором и скрытой философичностью. Попытки современного человека вырваться из рутины жизни оборачиваются насилием и смещением всех моральных ориентиров. Этот фильм принес Финчеру репутацию одного из самых неординарных и талантливых режиссеров Голливуда. ТАРАНТИНО (Tarantino) Квентин (р. 1963), американский режиссер, сценарист, актер. Фильмография Тарантино включает уже несколько десятков названий, но на сегодняшний день он остается, прежде всего, автором двух отличных сценариев: «Настоящий роман» (1993), и «Прирожденные убийцы» (1994) и режиссером двух ошеломляющих фильмов: «Бешеные псы» (1992), и «Криминальное чтиво», 1994, главная премия на МКФ в Канне), перевернувших представление о том, что такое кино. Работы Тарантино заставили пересмотреть границу между авторским и жанровым кинематографом, а также обратили внимание продюсеров на малобюджетный независимый кинематограф, способный, как выяснилось, приносить неплохие прибыли. Это привело к укреплению таких независимых компаний, как Miramax, и повысило статус режиссера как автора картины (несмотря на участие такой звезды, как Харви Кайтел, на рекламном плакате «Бешеных псов» надпись «Фильм Квентина Тарантино» была набрана самым крупным шрифтом). Часто своеобразие Тарантино объясняют его почти патологической киноманией (для него даже изобрели новое слово «синефаг», буквально — пожиратель кино, смотрящий фильмы без разбора, не разделяя их на «высокие» и «низкие»). Но, говоря о тотальной цитатности лент Тарантино, как правило, забывают о том, что источники цитат при непосредственном восприятии его картин абсолютно неважны. Четыре года работы служащим в видеопрокате действительно не прошли для Тарантино даром, но если он и цитирует, то не конкретные фильмы, а сам рulp-дух, атмосферу массовой культуры, а точнее — породивший ее тип мышления. При этом не возникает эффекта дистанцирования автора от цитируемого материала. Секрет Тарантино-сценариста (за сценарий «Криминального чтива» он получил «Оскар» вместе с Роджером Эйвари) часто видят в своеобразной композиции его фильмов, но кинокритики уделили слишком много внимания самым обычным флэшбэкам в «Бешеных псах» и сюжетной инверсии в «Криминальном чтиве». Если и говорить о его фирменном знаке, то это диалоги. Их остроумие строится на контрасте между строжайшим соблюдением правил морали и формальной логики и общей абсурдностью ситуации. Диалоги Тарантино кажутся не связанными с действием, но на самом деле подспудно вводят главные темы фильма. Так, например, беседа о «мелких различиях» между Америкой и Европой в «Криминальном чтиве» подчеркивает автономность и инфантильную замкнутость мира гангстеров. Именно в инфантильности кинематографической вселенной Тарантино кроется причина того необычного впечатления, которое его картины производят как на подготовленных, так и на не слишком искушенных зрителей. Даже психологические мотивировки героев «Криминального чтива» выглядят очень по-детски (крутые гангстеры Джулз и Винсент стараются ликвидировать следы убийства до прихода жены Джимми, совсем как нашалившие дети, опасающиеся скорого прихода мамочки). Фильмы Тарантино — это игра в том значении этого слова, которое мы склонны ему приписывать в 6-летнем возрасте. Это мир, в котором все «понарошку», но именно поэтому его обитатели и творцы относятся к нему с величайшей серьезностью. Территория игры отгорожена от внешнего мира и суверенна. Все должно быть «настоящим»: оружие, кровь, предательство, жизнь и смерть. Это сочетание условности и серьезности возвращает нас во времена детства и воскрешает связанное с ним забытое ощущение счастья. Последние режиссерские работы Тарантино (новелла «Материнство» из телесериала «Скорая помощь» и заключительный эпизод киноальманаха «Четыре комнаты», 1995) «Джеки Браун» (1997) разочаровали многих поклонников его творчества среди массового зрителя и профессионалов кино. СОДЕРБЕРГ (Soderbergh) Стивен (р. 1963), американский режиссер, сценарист и актер. Его дебюту «Секс, ложь и видео» в 1989 году сопутствовал оглушительный успех, подкрепленный «Золотой Пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. Фильм стал легендой. Ведь 26-летний новичок написал сценарий за 8 дней во время поездки в Лос-Анджелес и поставил всего за миллион восемьсот тысяч долларов картину, столь высоко оцененную во всем мире. Преобладание рациональности над чувствами не сделали картину скучной. Четыре персонажа ленты — каждому из них около тридцати — испытывают определенное напряжение в сексуальной жизни. В центре сюжета — Грэм (Джеймс Спейдер), записывающий на видеопленку эротические фантазии женщин, овладевая не их телом, но сознанием и тайнами. В первой половине 1990-х снимает малобюджетное кино: «Кафка» (1991), «Царь горы» (1993), «Подноготная» (1995) и экспериментальное. Пример последнего — «Шизополис» (1996), в котором он сам играет сразу две роли (мужа и любовника), предваряя картину уведомлением, что зрителю предстоит увидеть самый значительный в их жизни фильм и начиняя ленту массой гэгов и загадочной игрой слов. Настоящим взлетом режиссера стал 2000 год. Американская киноакадемия дважды номинировала режиссера на звание лучшего режиссера: за социальную мелодраму «Эрин Брокович» (2000) и триллер «Траффик» (2000) — второй раз в истории Голливуда. Первая картина, за роль в которой Дж. Робертс впервые в своей карьере получила «Оскара», рассказывает о борьбе неудачливой, но весьма экстравагантной матери-одиночки против могущественной корпорации. Во второй — боевике, который многие критики назвали новым шедевром режиссера — разворачиваются три параллельные истории, так или иначе связанные с наркотиками. Стремительно меняющиеся места действия, каждое из которых визуально отличается от другого (оператор — Содерберг), подчеркивают динамизм сюжета. Главным героем фильма становится вечное движение («траффик») странным образом встречающихся и расстающихся знакомых и незнакомых людей в мире законспирированных наркосетей. Картина получила четыре «Оскара», в том числе за режиссуру; С. Гэган (сценарист, адаптировавший британский минисериал) призы «Золотой глобус» и «Эдгар» как лучшему автору сценария детектива; Бенисио Дель Торо, блистательно сыгравший мексиканского полицейского, — «Оскар», «Золотой глобус», приз МКФ в Берлине за лучшую роль второго плана. МЕНДЕС (Mendes) Сэмюэл (р. 1965), англо-американский режиссер театра и кино. По окончании Кембриджского университета работал в театре. Одна из его первых постановок — «Вишневый сад» с Джуди Денч в роли Раневской — была отмечена премией британских критиков как лучший дебют. В 1990 начал работать в Королевском шекспировском театре, где поставил спектакли «Троил и Крессида» с Рэйфом Файнсом, «Ричард III», «Буря». Многие театральные работы режиссера снискали успех у зрителей и у критиков. Со второй половины 1990-х Мендес работает в США. Бродвейская постановка мюзикла «Кабаре» была отмечена четырьмя премиями «Тони». В созданном Мендесом на Бродвее спектакле «Голубая комната» главную роль сыграла Николь Кидман. В кино дебютировал в 1996 фильмом «Компания». В 1999 году поставил драму «Красота по-американски» с Кевином Спейси в главной роли (фильм поставлен на студии Стивена Спилберга «DreamWorks»). В 2000 этот фильм был удостоен пяти премий «Оскар», в том числе за лучший фильм и режиссуру. В 2002 году вышел фильм Мендоса «Проклятый путь». ВАЧОВСКИЕ братья — Энди Вачовский (Andrew Wachowski) (р. 1967) и Ларри Вачовский (Larry Wachowski) (р. 1965), американские кинорежиссеры. Братья Вачовские выросли в обеспеченной семье чикагского бизнесмена, получили хорошее образование. Но университет они не закончили. Некоторое время братья работали плотниками и малярами и одновременно писали киносценарии. В 1995 году по их сценарию режиссер Ричард Доннер снял криминальную драму «Убийцы» с Сильвестром Сталлоне, Антонио Бандерасом и Джулианной Мур в главных ролях. На следующий год братьям было доверено осуществить постановку их сценария «Предел» о двух лесбиянках, пытающихся обмануть мафию. Всемирную славу Вачовским принес фантастический боевик «Матрица» (1999) с Киану Ривзом в главной роли. В 2003 году братья выпустили сиквелы этого фильма — «Матрица. Перезагрузка» и «Матрица. Революция». СИНГЛТОН (Singleton) Джон (р. 1968), американский режиссер, сценарист. Изучал сценарное мастерство в университете Южной Калифорнии. Стал самым молодым (в возрасте 24 лет) и первым афро-американским постановщиком, удостоившимся номинации на «Оскар» за режиссуру (а еще за оригинальный сценарий) впечатляющей социальной драмы «Ребята с улицы» (1991), которая как бы предугадала за год до волнений в Лос-Анджелесе неблагополучие в среде молодых чернокожих парней. Снял также известный видеоклип «Вспомни о том времени» (1992) с участием певца Майкла Джексона и актера Эдди Мерфи, романтическую ленту «Поэтичная Джастис» (1993), драмы «Высшее образование» (1995) и «Роузвуд» (1997), боевик «Шафт» (2000). РОДРИГЕС (Rodriguez) Роберт (р. 1968), американский режиссер, сценарист, монтажер. Будучи одержимым киновундеркиндом, Родригес дебютировал в 1992 культовым фильмом «Марьячи» — супернизкобюджетным (7000 долларов) сомбреро-вестерном, отснятым порхающей, как пьяная бабочка, камерой и смонтированным самим режиссером. Этот впечатляющий образчик заряженной мощным коммерческим потенциалом жанровой продукции, являющийся тем не менее, работой с отчетливо выраженным авторским стилем, был подхвачен голливудской компанией-мейджором «Columbia Рictures» и с успехом выпущен в американский прокат. В 1994 продюсер Лу Аркофф приглашает Родригеса принять участие в проекте, посвященном деятельности его отца Сэмьюэля Аркоффа, вместе с Джеймсом Николсоном руководившего в 60-е годы независимой студией American International Pictures. Родригес снял драму «Лихачи». А в Канне-95 был представлен следующий фильм Родригеса — коммерческий римейк «Марьячи» — фильм «Отчаянный». В этом мощном боевике, полном балетных перестрелок в стиле Джона Ву и с мифологическим возвеличиванием главного героя, маленькую роль исполнил почувствовавший в Родригесе родственную душу Квентин Тарантино, затянувший режиссера в еще один коллективный проект — разножанровый балаган под названием «Четыре комнаты» (1995). Новелла Родригеса называется «Проказники» и представляет уже пародийного (в отличие от «Десперадо») гангстера в исполнении А. Бандераса, тщетно пытающегося урезонить своих разбушевавшихся отпрысков, которые устроили в номере отеля нечто трудно вообразимое. Апофеозом сотрудничества Родригеса и Тарантино стал их следующая совместная картина «От заката до рассвета» (1996), которая начинается как семейная драма, продолжается в стиле гангстерского кино о двух приятелях-мафиози (на самом деле они — братья) с элементами криминального роуд-муви, но после ковбойского эпизода в манере «спагетти-вестерна » оканчивается как вампирский фильм ужасов с намеком на «Прирожденных убийц» под занавес. Снял фантастический триллер «Факультет» (1998) и комедию «Дети шпионов» (2001), в которой удачно соединил пародию на шпионские боевики и незамысловатость и красочность фильмов для детей. Картина стала самым удачным коммерческим проектом режиссера. ДЖОУНЗ Спайк (Spike Jonze; наст. Адам Шпигель) (р. 1969), американский кинорежиссер. В 1987 году Адам начал сотрудничать с молодежными журналами в качестве фотографа и репортера. Свой псевдоним он составил из юношеского прозвища и фамилии известного в 1940-х годах комика-джазмена. С 1992 года Спайк Джоунз начал работать в кино и на телевидении, делал рекламные и музыкальные видеоклипы. Кроме того, он снимался в эпизодических ролях в голливудских фильмах. Один из самых оригинальных в истории мирового кинематографа фильм «Быть Джоном Малковичем» (1999) принес режиссеру Спайку Джоунзу всеобщее признание. В том же году Спайк женился на Софии Копполе (р. 1971), дочери режиссера Френсиса Форда Копполы. В 2003 году фильм Джоунза «Адаптация» получил приз «Серебряный медведь» и Гран-при на Берлинском кинофестивале. ШЬЯМАЛАН Манодж Найт (Night Shyamalan) (р. 1970), американский кинорежиссер индийского происхождения. Манодж Шьямалан родился в Индии, но вскоре его родители-врачи переселились в США, и мальчик вырос в Филадельфии. С детства он увлекался кино, снимал любительские короткометражки. Родители Шьямалана были индуистами, но отдали мальчика в местную католическую школу. По окончании школы в 1988 году он отказался от возможности приобрести медицинское образование и поступил на учебу на отделение кинорежиссуры Нью-Йоркского университета. В студенческие годы юноша приобрел прозвище Найт, которое закрепилось как часть его. Окончив учебу Шьямалан снял полнометражный фильм «Молясь во гневе» (1992) - о своей поездке в Индию. Этот фильм Шьямалан снимал на собственные деньги, сам писал для него сценарий и сам сыграл главную роль. Долгое время он не мог получить работу в кино, писал сценарии. Один из них — «Труд любви» — приобрела студия «20 век Фокс», но постановка не была осуществлена. Лишь в 1998 году Шьямалан дебютировал как профессиональный режиссер фильмом «Бодрствующий» — о десятилетнем мальчике, который после смерти дедушки задается вопросом о существовании Бога. Коммерческий провал фильма был предрешен, и Шьямалану пришлось вновь переквалифицироваться в сценаристы. Здесь его ждал неожиданный успех с киноадаптацией детской книги «Стюарт Литтл». Вернуться в режиссуру помог сценарий фильма «Шестой», который так понравился Брюсу Уиллису, что тот согласился работать за меньший, чем обычно гонорар. Студия «Дисней» решила пойти на риск и доверила Шьямалану постановку. В результате фильм «Шестой» (1999) был снят за 38 миллионов долларов, а собрал в прокате США почти 300 миллионов, став одним из самых удачных кинопроектов года. Шьямалан в одночасье стал знаменитым, войдя в число голливудских кинозвезд. Но он осторожно отнесся к своему новому жизненному статусу и постарался свести контакты с прессой к минимуму. Не изменил он и своему относительно скромному образу жизни — режиссер живет в пригороде Филадельфии с женой Бхавной и детьми. На волне успеха в 2000 году Шьямалан поставил мистический триллер «Неуязвимый», с Брюсом Уиллисом и Самуэлем Джексоном в главных ролях. В прокате «Неуязвимый» имел меньший успех, чем «Шестое чувство», и режиссер отказался от планов создания мистической трилогии. В 2002 году на экраны вышел его мистико-психологический триллер «Знаки», главные роли в котором исполнили Мел Гибсон и Хоакин Феникс. В кино Шьямалан - большой мастер финальных сюрпризов и подвохов. Он смотрит на Вселенную и человека гораздо шире и глубже, нежели остальные голливудские сценаристы и режиссеры, и в его интерпретации окружающая действительность всегда обретает непривычные измерения. АНДЕРСОН Пол Томас (Paul Thomas Anderson) (р. 1970), американский кинорежиссер, сын актера Эрни Андерсона. Еще в школе Пол Томас увлекся кино, снимал любительские короткометражки. Поступив в киношколу при Нью-Йоркском университете, он занимался в ней недолго и карьеру в кино начинал ассистентом на студиях Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Андерсон принимал участие в съемках телевизионных и видеофильмов, игровых шоу, участвовал в постановке нескольких независимых кинолент. В 1992 году Андерсон по собственному сценарию снял свой первый самостоятельный фильм — короткометражную ленту «Сигареты и кофе». В 1996 году его полнометражная картина «Крутая восьмерка» с участием Гвинет Пэлтроу и Сэмюэла Л. Джексона демонстрировалась на кинофестивале в Санденсе и Каннах. Это была стильная драма из жизни азартных игроков и проституток. Следующая работа, «Ночи в стиле буги», в которой рассказывалось о мире порноиндустрии конца 1970-х годов, удостоилась хвалебных откликов критиков, получила несколько профессиональных премий и была выдвинута на премии «Золотой глобус» и «Оскар» в нескольких номинациях. В 1999 году вышел фильм Пола Томаса Андерсона «Магнолия» с Томом Крузом в главной роли. Этот фильм получил приз «Золотой медведь» Берлинского фестиваля (2000). Фильм «Пьянящая любовь» (2002) был отмечен призом за режиссуру Каннского кинофестиваля. Кинооператоры: Жигмонд(Zsigmond) Вилмош (р. 1930), американский кинооператор. Родился в Венгрии, в 1956 эмигрировал в США. Приобрел широкую известность в 1970-е гг., сотрудничая со Б. Де Пальмой, М. Скорсезе. Был оператором-постановщиком свыше 65 фильмов. ЛачменЭдвард (Edward Lachman) (р. 1948), американский кинооператор и режиссер. Как оператор Эдвард Лачмен работал в кино с середины 1970-х годов и сотрудничал с Вимом Вендерсом, Вернером Херцогом, Жаном-Люком Годаром, Бернардо Бертолуччи, Стивеном Содербергом. В 2002 году Лачмен выступил как сорежиссер Ларри Кларка в фильме «Кен-парк». Это разнузданное порно, слегка прикрытое сюжетом о неблагополучной молодежи и социальных проблемах вызвало скандал на Венецианском кинофестивале 2002 года. Но на том же фестивале был показан и другой фильм, над которым работал Лачмен в качестве оператора — «Далеко от рая» (2002) режиссера Тодда Хейнса. Эта история добропорядочной американской семьи конца 1950-х годов была снята оператором в мягкой ретро-манере. Его работа над этим фильмом была отмечена специальным призом Венецианского кинофестиваля. Кинодраматург: Милиус (Milius) Джон (р. 1944), американский сценарист. Автор сценария прославленного «Апокалипсиса сегодня» (1979), Милиус стал одиозной фигурой не только благодаря своим крайне правым убеждениям, но и из-за непомерной склонности к культу силы, к постоянной мифологизации брутальных персонажей истории. Его умению всюду находить врагов и вступать с ними в смертельную схватку позавидовали бы даже персонажи С. Сталлоне, вроде легендарного Рэмбо. Но в 70-е годы его многочисленные сценарии картин («Пистолет Магнум», «Джеремия Джонсон», «Жизнь и времена судьи Роя Бина» и др.) имели немалый успех в Голливуде, как и его писательские опыты. В режиссерском дебюте «Диллинджер» (1973) он мастерски снимает сцены бесконечных перестрелок, не выставляя знаменитого гангстера на суд зрителя, а откровенно им любуясь. В картине «Ветер и лев» (1975) исторический инцидент захвата арабским бандитом (Ш. Коннери) американцев он превращает в легендарное противостояние двух героических личностей (араба и Теодора Рузвельта). Культу мужской солидарности и отваги посвящена быстро канувшая в лету картина о серферах «Большая среда» (1978), хотя ее визуальная красота привлекает и сейчас. Кульминацией брутального кино стал его наиболее известный приключенческий фильм «Конан-варвар» (1982), сделавший знаменитым А. Шварценеггера и наиболее полно выразивший философию самого Милиуса. Следующая картина «Красный рассвет» (1984) о завоевании США русскими и кубинцами своей примитивной плакатностью и безответственностью поразила даже пресыщенных американских критиков. Меньший резонанс вызвали приключенческий фильм «Прощай, король» (1989), в котором Милиус отдал дань своему восхищению в юные годы Тарзаном и военный боевик «Полет «Интрудера» (1991), в котором отчаявшийся пилот с наслаждением бомбит мирное население Ханоя. Композитор: Голденталь Эллиот (Elliot Goldenthal) (р. 1954), американский композитор. Музыкальное образование Голденталь получил в Манхеттенской школе музыки. Его первые композиторские опыты связаны с театром. В 1979 году композитор дебютировал в кино, написав музыку для малобюджетной кинокартины «Cocaine Cowboys». Но в полной мере Голденталь стал востребованным в Голливуде с конца 1980-х годов. Он написал музыку ко многим фильмам, преимущественно к триллерам и лентам мистического плана. Из его наиболее известных работ в кино «Чужие-3», «Интервью с вампиром», «Бетмен навсегда». Из лент рубежа 1990-2000 годов наибольший интерес привлекли работы композитора в фильмах «Тит» и «Фрида» (приз «Оскар» за музыку»). Помимо работы в кино Голденталь пишет музыку классического плана. Он — автор симфонии «Fire Water Paper», посвященной вьетнамской войне, балета «Отелло», мюзикла «Зеленая птица», основанного на пьесе Карло Гоцци. Супруга композитора — режиссер театра и кино Джулия Теймор, с которой Голденталь активно сотрудничает и в профессиональной сфере.
|