КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Голливуд последних десятилетий. 8 страницаХудожник: Эдлунд (Edlund) Ричард (р. 1940), американский художник по специальным эффектам в кино. Участвовал в постановке многих известных фильмов: «Звездные войны » Дж. Лукаса, «Полтергейст », «Охотники за привидениями», «Эльвира — повелительница тьмы», «Призрак » и др. Получил 2 премии «Оскар» за постановку специальных эффектов, 2 — за особые достижения в кино и 3 — за технические изобретения в кинематографе. Актеры: Мидлер (Midler) Бэтт (р. 1945), американская актриса и эстрадная певица. Несмотря на то, что внешность у нее довольно своеобразная и красавицей ее не назовешь, Бэтт Мидлер с детства твердо решила стать актрисой. Она родилась и выросла в Гонолулу на Гавайях, и первый фильм, на съемках которого она оказалась, едва получив диплом драматической актрисы, тоже назывался «Гавайи» (1966). После этого Бэтт Мидлер перебралась в Нью-Йорк, где и началась ее головокружительная карьера. Она выступала на Бродвее в мюзикле «Скрипач на крыше» и спектакле «Золушка вернулась», пластинки с песнями Бэтт Миллер вышли миллионными тиражами. Актриса написала книгу мемуаров «Взгляд с Бродвея» и детскую книгу «Сага о божественном ребенке». Сыграв певицу в фильме «Роза» (1979), Мидлер в большей степени была оценена после выхода записанных на пленку концертов «Божественное безумие» (1980) и «Божественная мисс Эм». Выступила в ярком комедийном амплуа в лентах «Бродяга из Беверли-Хиллз» (1986), «Безжалостные люди» (1986), «Возмутительная удача» (1987), «Большой бизнес» (1988), «Клуб первых жен» (1996), «Утопим Мону» (2000). Более драматические роли исполнила в картинах «Пляжи» (1988), «Стелла» (1990) и «Сцены в магазине» (1991). Берген Кендис (Candice Bergen) (р. 1946), американская киноактриса, звезда Голливуда 1970-х годов. Отец Кендис — Эдгар Берген — преуспевающий комик-иллюзионист, чревовещатель, был весьма влиятельной личностью в мире шоу-бизнеса и немало способствовал дочери в начале ее карьеры. Природа не обделила Кендис своими милостями — стройная, высокая, красивая девушка обладала незаурядным умом и способностями. Она рано снискала славу как успешная фотомодель, а позднее работала в качестве журналиста и фотографа, сделав немало удачных материалов по заказам американских журналов. Не имея специального образования, Берген дебютировала в кино в фильме Сиднея Люмета «Группа» (1966). Ее выбор на роль был обусловлен социо-психологическим типажом героини — красивая, интеллектуальная, модная молодая женщина, принадлежащая к элите американского общества. Люмета привлекла выигрышная внешность девушки и ее умение держаться перед камерой. Но помимо удивительной киногеничности, Кендис обладала сильным интеллектом и незаурядными способностями, которые позволяли ей понять и воплотить самый сложный замысел режиссера. Помимо того Берген привносила в роль свою яркую индивидуальность. Молодая актриса была замечена и востребована самыми лучшими режиссерами своего времени, и не только в Америке. Она работала с Сиднеем Люметом, Михалисом Какоянисом, Клодом Лелюшем, Майком Николсом, Джоном Милиусом, Стенли Крамером, Аланом Пакулой, Джорджем Кьюкором, Ричардом Аттенборо. Особенно удавались ей роли привлекательных, ироничных, самостоятельных женщин. Известность в Европе принесла ей роль молодой американки в фильме режиссера Клода Лелуша «Жить, чтобы жить» (1967). Героиня Берген рассматривает любовь как соперничество и решительно стремится разбить удачный брак своего избранника (Ив Монтан). Однако, почувствовав охлаждение чувств, она также стремительно решает разорвать отношения. В вестерне «Солдат в синем» (1970) Берген создала яркий образ поборницы за права индейцев, продемонстрировав независимость, силу духа, достоинство, верность демократическим идеалам и жажду творческой реализации американской женщины. 1970-е годы стали временем расцвета творчества киноактрисы, от фильма к фильму росло ее профессиональное мастерство. Она снималась в картинах разных жанров и была органичной в приключенческих фильмах («Искатели приключений», 1970), в исторических драмах («Ветер и лев», 1975), в политических детективах («Принцип домино», 1977). Она превосходно сыграла журналистку Маргарет Берк-Уайт в историко-биографическом фильме «Ганди» (1982). В 1980 году Кендис Берген вышла замуж за французского режиссера Луи Маля и стала меньше работать в Голливуде. В начале 1980-х годов она больше времени уделяла работе фоторепортера и журналиста и вполне преуспела в этом качестве. С возрастом красота Кендис несколько поблекла и после фильма «Стик» (1985) режиссера Берта Рейнольдса актриса решила расстаться с кинематографом. Тем не менее она много снималась в телевизионных сериалах и получила три приза «Эмми» за роль в сериале «Мерфи Браун». В 1995 году Кендис похоронила мужа, а в начале 2000-х годов вновь появилась на киноэкране уже в новом возрастном амплуа («Мисс конгениальность», 2000). Сарандон(Sarandon) Сьюзен (р. 1946), американская актриса. Настоящая фамилия — Томалинг. Дочь певца из биг-бэнда, который затем стал телепродюсером. Изучала английский язык и литературу в католическом университете в Вашингтоне. Встретившись с актером Крисом Сарандоном, ставшим ее мужем в 1967 (были женаты 12 лет), увлеклась драматическим искусством, переехала в Нью-Йорк и в 1970 дебютировала в кино в роли девушки-наркоманки в драме «Джо» (Joe). Активно снималась в 1970-е годы, наиболее удачно в ретро-картинах. В «Прелестном ребенке» (1977) Луи Маля сыграла проститутку из борделя в Новом Орлеане начала века, как бы новую Иезавель. Не случайно и то, что актриса внешне и по характеру похожа на звезду 1930-50-х годов Бетт Девис, снявшуюся в своей знаменитой роли в фильме «Иезавель». Сарандон только десятилетие спустя смогла выполнить пожелание известного писателя Гора Видала, оказавшись востребованной американским кинематографом в том же амплуа, что и Девис — в качестве исполнительницы ролей независимых, упорных, добивающихся своего в жизни вопреки всему, но часто несчастливых и одиноких женщин. Таковы героини Сарандон в номинированных на «Оскар» за женские роли фильмах «Атлантик-сити» (1980), «Тельма и Луиза» (1991), «Масло Лоренцо» (1992), «Клиент» (1994). В картине «Приговоренный к смерти идет» (1995) актриса играет монахиню, до конца выполняющую свой духовный долг по отношению к преступнику, обязанному покаяться перед смертью. Именно за эту роль она была, наконец, с пятой попытки вознаграждена премией «Оскар». Ленту поставил актер и режиссер Тим Роббинс, с которым Сарандон со времени встречи на съемках фильма «Дарэмский бык» (1988) находится в личных отношениях, не желая сочетаться официальным браком. У них двое сыновей (старшая дочь от режиссера Франко Амурри тоже рождена актрисой вне супружеских уз). И в реальной жизни за пределами экрана актриса предпочитает держаться независимо. Сарандон социально активна: выступает в защиту больных СПИДом, участвует в феминистском движении и кампаниях по выборам президентов США. Интересные разножанровые роли сыграла также в фильмах «Буря» (1982), «Голод» (1983), «Иствикские ведьмы» (1987), «Белый дворец» (1990), «Чутко спящий» (1992), «Маленькие женщины» (1994), «Сумерки» (1998), «Где угодно, но не здесь» (1999). Китон Диана (Keaton, наст. фам. Холл) (р. 1946), американская актриса. Играла в театре, выступала как певица, занималась режиссурой. Дебютировала в фильме «Любовники и другие незнакомцы» (1970). Творчество актрисы распадается на несколько почти независимых циклов. Китон обратила на себя внимание в фильме «Крестный отец» (1972) и впоследствии еще дважды возвращалась к роли Кей Адамс в следующих частях трилогии. Совершенно иные образы она воплощала в фильмах Вуди Аллена — непосредственной, несколько беспомощной, но умной и цельной современницы, совсем не похожей на потерявшую душевную ясность и независимость Кэй: «Энни Холл» (1977, премия «Оскар»), «Интерьеры» (1978), «Манхэттен» (1979). Создавала тот же характер в условно-пародийном плане, что вполне соответствовало стилизаторской манере Аллена: «Спящий» (1973), «Любовь и смерть» (1975), «Загадочное убийство на Манхэттене» (1993). В совокупности эти работы составляют своего рода комедийную маску Китон, а ее дуэт с Алленом считается одним из немногих удачных комедийных дуэтов актеров разного пола в современном кино. В последнее время актриса тяготеет к более реалистичным ролям и менее незаурядным характерам: «Сердечные страсти» (1986), «Суета вокруг ребенка» (1987), «Клуб первых жен» (1996), «Комната Марвина» (1996). Филд (Field) Салли (р. 1946), американская актриса кино и телевидения. Родилась в Пасадене, предместье Лос-Анджелеса. Ее мать — актриса, отчим — один из ведущих каскадеров. Окончила Бирмингемскую высшую школу и молодежную студию при кинокомпании «Коламбиа». В 1965 дебютировала на ТВ, а в 1967 сыграла в вестерне Эндрю Маклаглена «Путь на Запад», но дебют прошел незамеченным. К тому же, Салли рано вышла замуж за школьного товарища и родила двух детей. Первый успех пришел лишь в 1976, когда она получила премию «Эмми» за роль психически больной женщины в телефильме «Сибилл». После этого последовали приглашения в боевики «Смоуки и бандит» (1977), «Хупер» (1978), в черную комедию «Конец» (1978). Однако в этих и во многих ее последующих картинах женщины играли вспомогательные роли, лишь оттеняя персонажей Берта Рейнолдса, Джека Глизона. Ее образ девчонки с курносым носом и живыми карими глазами легко вписывался в фильмы про американскую глубинку. В картине Мартина Ритта «Норма Рей» (1979) ей удалось создать полнокровный образ женщины тридцатых годов, простой ткачихи, превратившейся в профсоюзную активистку. Роль была отмечена премией в Канне и «Оскаром». В картине С. Поллака «Без злого умысла» (1981) она играет противоположный характер: журналистку, ради сенсации готовую на все, но при этом теряющую не только работу, но и любимого. Второго «Оскара» Филд получила за роль Эдны в мелодраме о жизни бедных фермеров-южан в картине «Место в сердце» (1984). Последующее десятилетие не принесло ей особых удач: богатая художница в «Пойти на уступки» (1987), мать, жертвующая ради дочери почкой, в «Стальных магнолиях», хозяйка дома в «Миссис Даутфайр» (1993). Более интересной стала роль матери героя в суперхите «Форрест Гамп» (1994), где ей удалось рельефно показать изменение героини во времени. Удачна была и полуавтобиографическая роль в комедии «Мыльная пена» (1991), в ней ее героиня пытается сочетать семейную жизнь с занятием театром. Шер (Cher) (р. 1946), американская певица и актриса. Настоящие имя и фамилия — Шерилин Саркисян (фамилия матери, бывшей актрисы, десять раз выходившей замуж, — Ла Пьер). Еще в отрочестве стала выступать на подпевках в звукозаписывающей студии на Манхэттене, в 1964 встретилась с певцом Сонни Боно, вышла за него замуж и образовала дуэт, который сначала назывался «Цезарь и Клеопатра», затем — «Сонни и Шер» и имел большой успех уже через год. Также было популярным их телешоу «Час комедии с Сонни и Шер», выходившее с 1971 по 1974, когда их брак распался. Потом Шер попыталась выступать на ТВ одна, а в 1976—1977 вновь появлялась с Боно в совместной телепередаче. Впервые Шер снялась с Боно еще в фильме «Дикари на пляже» (1965), а два года спустя сыграла в этом же дуэте в комедии «Славные времена» Уильяма Фридкина. В одиночку Шер выступила в драме «Чэстити» (1969, родившуюся в том же году дочь она назвала по имени своей героини), но вновь заявила о себе как об актрисе только в 80-е годы. Сначала сыграла в ленте «Вернись в наш «Файв-энд-Дайм», Джимми Дин, Джимми Дин»» (1982) Роберта Олтмена, а уже за роль сверхэмансипированной подруги-лесбиянки в драме «Силквуд» (1983) была номинирована на «Оскар». Созданный ею в «Маске» (1985) образ матери парня-урода, которая словно расплачивается за грехи своей бурной молодости в 60-е годы, был отмечен премией на МКФ в Канне. Однако все эти актерские работы Шер, хотя и не были столь же автобиографичными, как самые ранние появления на экране, все равно в немалой степени перекликались с ее внеэкранной судьбой: в них, так или иначе, слышались отголоски «неистового прошлого» — в ностальгическо-горькой тональности, в форме открытого социального протеста против системы или в мелодраматическом варианте. Но лишь начиная с мистической комедии «Ведьмы из Иствика» (1987) и романтической комедии того же года «Очарованные луной» (премия «Оскар» за роль), Шер в фильмах-фантазиях обнаруживает склонность и дар к воплощению на экране, возможно, все еще взбалмошных, эксцентричных, беспечных женщин, тем не менее, желающих в новом для себя возрасте зрелости проявить всю полноту своей подлинно женской натуры, неисчерпаемой и непредсказуемой, загадочной и притягательной. В трагикомическом плане таинственность этих человеческих существ, словно принадлежащих земле и воде, манящих к себе и исчезающих при приближении, а также трех ипостасей (дочь-женщина-мать) одного естества представлена в картине «Русалки» (1990), в которой Шер сыграла мать двух дочерей. Знаменательно, что она, вопреки легендам и домыслам по поводу своего несносного характера, особенно удачно играет именно в женских актерских ансамблях (с теми, кто старше, как Сэнди Деннис и Карен Блэк в «Вернись...», с актрисами своего возраста — Сьюзен Сэрендон в «Ведьмах из Иствика» и Мерил Стрип в «Силквуд» или же вообще с юными Уиноной Райдер и Кристиной Риччи в «Русалках», представительницами «поколения Х» и еще не названного возраста родившихся в начале 80-х годов). А вот попытка повторить после «Очарованных луной» комический дуэт с мужчиной в фильме «Верная» (1996) успеха Шер, к сожалению, не принес. Клоуз (Close) Гленн (р. 1947), американская актриса. Дебютировала в фильме «Мир по Гарпу» (1982) в «возрастной» роли. Именно возраст придал ей искомое обаяние — как внешнее, так и внутреннее, а также значительность и дал возможность играть не только в театре, но и в самых заметных голливудских фильмах. Помимо безусловного, отшлифованного годами театральной работы актерского мастерства (Клоуз появляется в бродвейских спектаклях и поныне) актриса добилась успеха благодаря имиджу «роковой женщины». Ее внешность своеобразна и притягательна, хотя по общепринятым меркам некрасива. Этот тип женщин привлекает мужчин силой индивидуальности, независимостью и даже загадочностью, неженским умом. Наиболее совершенно подобный образ был воплощен Клоуз в двух картинах: «Роковое влечение» (1987) и экранизации «Опасных связей» (1988), где она сыграла маркизу де Мертей. Постановщики обеих лент — британцы Э. Лайн и С. Фрирз, что свидетельствует как бы о «неамериканском» даровании Клоуз. Другие коронные роли также сыграны у европейцев: оперная примадонна («Встреча с Венерой» венгра И. Сабо), богатая и больная, некогда неотразимая жена убийцы («Перемена судьбы» француза Б. Шредера), Гертруда («Гамлете» итальянца Ф. Дзеффирелли), архетипная старая дева («Доме духов» датчанина Б. Аугуста). В своих ролях инфернальной «иностранки» Круэллы Де Виль («101 далматинец», 1996 и «102 далматинца», 2000) неожиданно блеснула комедийным, почти автопародийным образом сказочной злодейки. Херши (Hershey) Барбара (р. 1948), американская актриса. Настоящая фамилия — Херцстайн. Иногда выступала под псевдонимом Барбара Сигалл. С 18-и лет играла в телесериале «Семья Монроу». В 1968 стала активно сниматься в кино, но из ранних работ наиболее известны только ленты «Освобождение Л. Б. Джонса» (1970) классика У. Уайлера и «Берта по прозвищу Товарный вагон» (1973) М. Скорсезе, одного из первооткрывателей «нового американского кино». Тогда же этот режиссер задумал экранизацию книги «Последнее искушение Христа» Никоса Казандзакиса, намереваясь пробовать на роль Марии Магдалины только Херши и никого более. Спустя 15 лет он сдержал свое обещание — и в ленте 1988, вызвавшей неоднозначную реакцию у католических и православных кругов, актриса создала вовсе нехрестоматийный образ «кающейся грешницы»: раскрепощенная, соблазнительная и соблазняющая, легко сбрасывающая с себя одежды, она точно так же в один миг избавляется от навязанной ей жизненной роли и, доверившись Христу, проявляет свою скрытую нравственную природу, не замутненную ничем. «Святая проститутка» чиста своей душою, незапятнанной в поруганном теле. Херши сыграла Магдалину, будучи уже сорокалетней женщиной и снявшись в массе пустяковых, бесталанных фильмов, где, по словам английского критика Аллана Хантера, «ей приходилось чаще всего быть насилуемой или оскорбляемой, но еще пытающейся создать впечатление убедительности в исполнении подобных ролей». Первая лента, принесшая актрисе известность, закономерно была во многом пародийной по отношению к миру кино — в «Трюкаче» (1978, выпуск — 1980) Р. Раша она исполняла роль взбалмошной и капризной, немало повидавшей на своем недолгом веку голливудской дивы, вдруг влюбившейся в случайного участника съемок очередного идиотского боевика. Склонность Херши к иронии, насмешке над излишне бурными чувствами героинь можно заметить не только в картинах «Ханна и ее сестры» (1986) В. Аллена и «Настройте радиоприемники завтра» (1990) Дж. Эмиела, но и во вроде бы драматических ролях в фильмах «Пляжи»/«Взморье» (1988) Г. Маршалла, «Фотограф» (1992) Х. Фрэнклина, «Несущий гроб»/«Чужие похороны» (1995) М. Ривза. Однако в немалой степени знаменательно также и то, что эта актриса оказалась нужной кинематографу только в 1980—90-е годы, когда уже разменяла пятый десяток, вступив в пору женской зрелости и приобретя жизненный и творческий опыт. Ее роли независимых, самостоятельных в чувствах и поступках, решительных и бескомпромиссных женщин (Херши то обаятельна на экране, то неожиданно и рискованно жертвует своим симпатичным обликом ради создания и раскрытия одержимых, неистовых характеров) принесли актрисе стабильное признание. Она дважды подряд становилась обладательницей премий на МКФ в Канне («Скромные люди» (1987), А. Кончаловский; «Разделенный мир» (1988), К. Менгес). Среди других заслуживающих внимания работ Херши в кино — «Ребята что надо!» (1983) Ф. Кауфмана, «Команда из штата Индиана»/«Лучший бросок» (1986) Д. Анспога, «Падение»/«С меня хватит» (1992) Дж. Шумахера, «Последний из племени людей-псов» (1995) Т. Мерфи. Бейтс (Bates) Кети (р. 1948), американская актриса. Работала в бродвейских театрах и на телевидении. В 1990-е гг. сыграла несколько заметных ролей в кино, в т. ч. в фильме У. Битти «Дик Трейси». Премия «Оскар» за главную роль в фильме Р. Райнера «Мизери» (по С. Кингу). Уист (Wiest) Дайэн (р. 1948), американская актриса. Училась балету и драматическому искусству — и ее первые роли в кино были связаны с двумя этими предпочтениями: «Теперь мой выход» (1980), «Танцую изо всех сил» (1982), «Свободный в танце» (1984). Но привлекла внимание в ироническом амплуа городских женщин среднего возраста в нескольких «грустных комедиях» Вуди Аллена — «Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и ее сестры» (1986, премия «Оскар» за второплановую роль), «Эпоха радио» и «Сентябрь» (1987). С явным сарказмом сыграла в его же ленте «Пули над Бродвеем» (1994, премия «Оскар» за второплановую роль), а также в картинах «Полицейские и Робберсоны»/«Казаки-разбойники» (1994), «Клетка для пташек» (1996). Но не без успеха исполняет в большей степени драматические роли — в картинах «Яркие огни, большой город» (1988), «Родительское чувство» (1989, номинация на «Оскар»), «Маленький человек Тейт» (1991). Уивер(Weaver) Сигурни (р. 1949), американская актриса. Настоящее имя — Сьюзен Александра. Дочь президента телекомпании Эн-Би-Си Сильвестра Уивера и актрисы Элизабет Инглис. Окончила престижную Йельскую школу драматического искусства. Выступала на внебродвейской сцене, в 1977 снялась в эпизодической роли в «Энни Холл», но прославилась в явно мужской по характеру роли (ее выбор в немалой степени был предопределен и высоким ростом актрисы — 1 м 80 см) лейтенанта Рипли в фантастическом фильме ужасов «Чужой» (1979) Ридли Скотта. Стремилась уйти от этого амплуа суперженщины в более комических фантастических лентах «Охотники за привидениями» 1 и 2 (1984, 1989). Среди ее героинь были эмансипированные и волевые женщин в картинах «Очевидец» (1981), «Год опасной жизни» (1982), «Гориллы в тумане» (1988, номинация на «Оскар»), «Смерть и Дева» (1994) и «Имитатор» (1995); а также более комичные персонажи в фильмах «Одна женщина или две» (1985); «Деловая девушка» (1988), номинация на «Оскар». Но вынуждена вновь и вновь возвращаться к коронному образу «космической воительницы». За участие во второй серии «Чужие» (1986) даже попала впервые в своей кинобиографии в число претенденток на премию «Оскар», в «Чужом 3» (1992) стала также сопродюсером. Лейтенант Рипли снова вернулась в фильме «Воскрешение чужого» (1997). В фильме «В поисках галактики» (1999), снятом режиссером Дином Пэрисотом в жанре комедийной фантастики, показала ироничную пародию на свою знаменитую героиню. Ланж (Lange) Джессика (р. 1949), американская актриса. Была танцовщицей и фотомоделью. Дебютировала в «Кинг Конге» (1976), где получила роль скорее за великолепные внешние данные, чем за актерские способности. То же самое можно сказать о роли девушки-Ангела в фильме «Весь этот джаз» (1979). В полной мере талант Ланж проявился в ленте «Почтальон всегда звонит дважды» (1981), где она сыграла емко, реалистично, предельно достоверно. Более всего Ланж удаются роли зрелых, сильных женщин, часто реальных личностей, таких, как актриса Фрэнсис Фармер («Фрэнсис», приз за роль на МКФ в Москве—83, номинация на «Оскар»), певица Пэтси Клайн («Сладкие грезы», номинация на «Оскар»), а также сельских тружениц («Деревня», номинация на «Оскар») и просто скромных, славных американок («Тутси», премия «Оскар»—82; «Дальний Север»). При этом Ланж стремится показывать подобные характеры в трудных ситуациях, в момент душевного развития («Сердечные страсти», «Музыкальная шкатулка», номинация на «Оскар»; «Мыс страха», «Голубое небо», премия «Оскар»—94; «Роб Рой»). Стрип (Streep) Мерил (р. 1949), американская актриса. Настоящее имя — Мэри Луиза. Закончила Йельский университет. В юности Мерил собиралась стать оперной певицей, но склонность к драме оказалась сильнее. Начав играть в школьных любительских спектаклях, Стрип изучала актерское искусство и театральное дело в колледже, а затем в Йельском университете, который она окончила в 1975 году, получив степень магистра искусств. Начало работы в бродвейских театрах принесло молодой актрисе номинацию на премию «Тони». В 1976 году состоялся ее дебют в кино в фильме Фреда Циннемана «Джулия». В этом фильме Мерил Стрип не приглянулась продюсерам; внешность актрисы не вписывалась в голливудский стандарт, и потому ее роль сократили до минимума. Зато уже второе появление на киноэкране было оценено по достоинству - за эпический шедевр Майкла Чимино «Охотник на оленей» (1978) Стрип получила первую из своих многочисленных номинаций на «Оскар». В 1978 году Мерил Стрип вышла замуж за скульптора Дона Гаммера. В семейной жизни она была счастлива, и стала матерью двух мальчиков и двух девочек. 1979 год был ознаменован триумфом драмы «Крамер против Крамера», в которой героиня Стрип бросала ребенка ради карьеры. За эту работу актриса была удостоена приза «Оскар» наперекор традиции вручать его только за роли положительных героев. Неординарная внешность и печать интеллекта на лице выделили Мерил Стрип из общего ряда голливудских звезд. Виртуозность и глубина актерской игры сочетаются у нее с лаконичностью и простотой. Стрип под силу самые головоломные психологические задачи — и потому актрису приглашали на самые трудные роли. Продюсеры охотно поручали ей роли иностранок; у Стрип потрясающая способность имитировать акценты. Стрип сыграла главную героиню в «Выборе Софи» (1982, по роману У. Стайрона, премия «Оскар» и «Золотой глобус»), передав душевные терзания женщины, вынужденной выбирать — кого из детей обречь на смерть. В «Женщине французского лейтенанта» (1981, «Золотой глобус») Карела Рейша ей пришлось исполнить сразу две роли — актрисы и ее героини, которых разделяют сто лет истории. В «Чертополохе» (1987) Эктора Бабенко — певицу, ставшую бродяжкой. В картине «Из Африки» (1985) актриса прожила на экране целую жизнь писательницы Карен Бликсен, которая на беду оказывалась всегда сильнее мужчин, которых любила. В «Открытках с края бездны» (1990) она пела, в «Дикой реке» (1994) — как заправский каскадер плыла в лодке по порожистой реке. Она органична и в гротесковой комедии: «Дьяволица» (1989), «Смерть ей к лицу» (1992), и в классических мелодрамах «Влюбленные» (1984), «Мосты округа Мэдисон» (1995), и в психологической драме «Комната Марвина» (1996), и в музыкальном фильме «Музыка сердца» (1999). Одна из лучших ролей актрисы 1990-х годов — эгоистичная одинокая мать (сына играл Леонардо Ди Каприо) в психологической драме Джерри Зака «Комната Марвина» (1996), получившей золотой приз Московского кинофестиваля 1997 года. Голдберг (Goldberg) Вупи (р. 1949), американская актриса. Афро-американка по происхождению, она стала самой популярной чернокожей актрисой Америки. Окончила школу исполнительского искусства в Нью-Йорке. Выступала на сцене с восьми лет. Позднее участвовала в небольших ролях в бродвейских мюзиклах. Перебравшись в 1974 на западное побережье, гастролировала с различными труппами, в том числе солируя в персональной программе «Шоу привидения» в турне по США и Европе. Получила большой успех на ТВ в передаче «Комическая помощь», демонстрировавшейся в течение пяти лет и возобновленной спустя годы, когда Голдберг уже стала знаменитой актрисой в кино, также удостоившись во второй раз среди чернокожих актрис (первой была Хэтти Макдэниел в «Унесенных ветром») премии «Оскар» за номинально второплановую роль женщины-экстрасенса в фантастическо-романтической трагикомедии «Призрак» (1990). Однако ее первым актерским триумфом на экране стала великолепная работа в своеобразном афро-американском аналоге «Унесенных ветром» — эпической мелодраме «Цвет лиловый» (1985) С. Спилберга, за которую она сразу же была номинирована на «Оскар». Голдберг проявляет свой редкий комедийный талант в фильмах различных жанров — от детективов и триллеров («Роковая красотка», 1986; «Джек Флэш-попрыгунчик», 1986; «Воровка», 1987) до мюзиклов («В роли сестры-монахини»/«Действуй, сестра» и «Сарафина!» (все 1992; «В роли сестры-монахини 2: Вновь в облачении», 1993). Возможно, она порой чересчур комикует, отдавая немалую дань эксцентрике («Мыльная пена» (1991); «Сделано в Америке» (1993); «Эдди» (1996), хотя способна воплощать в кино более трагикомические характеры («Гомер и Эдди» (1989); «Парни побоку» (1995) и настоящие драматические переживания, о чем, безусловно, свидетельствует лента «Цвет лиловый», в меньшей степени — драмы «Сердце Клары» (1988), «Долгий путь домой»(1990), «Призраки Миссисипи» (1996). Продолжает выступать в комических телешоу, в собственных программах, а также имеет грандиозный успех в качестве ведущей различных церемоний, в том числе оскаровских. Дебютировав в этом качестве на вручении «Оскаров» 21 марта 1994, Голдберг в роли почетного ведущего оказалась не только первой женщиной, но и пока единственным представителем афро-американских кинодеятелей США. Кроме того, она по-прежнему играет на театральной сцене, в частности, в мелодраме «Любовные письма» в дуэте с Т. Долтоном. В реальной жизни тоже была связана романтическими отношениями с партнером-белым Т. Дэнсоном, снимавшимся вместе с ней в картине «Сделано в Америке». Дювалл (Duvall) Шелли (р. 1949), американская актриса, продюсер. Угловатая, странная, порой производящая внешне комическое впечатление, но способная вдруг преображаться, казаться в чем-то привлекательной или покорять неожиданной силой характера, непрофессиональная актриса из Техаса была открыта режиссером Робертом Олтменом на одной из художественных выставок. Он не только пригласил ее на одну из ролей в свой фильм «Брюстер Макклауд» (1970), но и занимал Дювалл почти во всех своих проектах 70-х годов, сделав культовой звездой: «Маккейб и миссис Миллер» (1971); «Воры как мы» (1974); «Нэшвилл» (1975); «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидящего Быка» (1976); «Три женщины» (1977, премия за роль на МКФ в Канне); «Попай» (1980). Необычный образ запуганной жены обезумевшего писателя, которая находит в себе смелость противостоять дьявольскому началу и защитить свою жизнь и собственного сына, Дювалл создала в готическом фильме ужасов «Сияние» (1980) Стенли Кубрика. Увлекшись затем продюсерской деятельностью и выпуская телесериалы сказочно-феерического плана («Театр феерических историй», «Сказки и легенды Шелли Дювалл» и «Классика кошмаров»), в качестве актрисы появлялась на экране редко, а именно в фильмах «Бандиты во времени» (1981); «Роксана» (1987); «Коммандо из пригорода» (1991); «Подноготная» (1995); «Портрет леди» (1996). Спейсек (Spacek) Сисси (р. 1949), американская актриса. Настоящее имя — Мэри Элизабет. Двоюродная сестра актера Рипа Торна. Благодаря ему и его жене, тоже актрисе, Джералдин Пейдж, увлеклась актерской профессией, восемь месяцев училась в известной Актерской студии Ли Страсберга, хотя до этого была страстной любительницей сочинения и исполнения песен. Еще подростком отправилась в Нью-Йорк, где три года выступала в богемных клубах квартала Гринвич Виллидж. Вопреки тому, что из-за своей неординарной внешности Спейсек может быть названа «гадким утенком», в школе в Техасе была даже выбрана местной королевой, пользовалась всеобщей популярностью и любовью, что так резко контрастирует с мастерски сыгранными (почти с душевным надломом) ролями непонятых и отверженных, более того, презираемых и преследуемых девушек-подростков в фильмах «Опустошенные земли» (1973) и «Кэрри» (1976, первая номинация актрисы на «Оскар»). Но уже в картине «Три женщины» (1977) Спейсек создает явно неоднозначный и неожиданно меняющийся в развитии образ наивной девочки-простушки, превращающейся в течение короткого срока во властную молодую женщину. Более длительный период становления Лоретты Линн, популярной певицы в стиле кантри, начиная с 13 лет и заканчивая моментом, когда мать четырех детей вдруг обнаружила у себя певческий дар, воплощен 31-летней актрисой в ленте «Дочь шахтера» (1980, премия «Оскар» за роль), в которой она также исполнила песни. Еще трижды была номинирована на «Оскар» за создание в фильмах «Пропавший без вести» (1982), «Река» (1984) и «Сердечные страсти» (1986) образов упорных, решительных женщин, всегда идущих до конца, даже порой в бездумных поступках. В 90-е годы появляется на экране реже («Долгий путь домой», «Дж. Ф. К. », телефильмы «Частное дело» и «Славные старые малые», перейдя на возрастные роли жен и матерей. В реальной жизни замужем с 1974 (встретились на съемках «Опустошенных земель») за художником-постановщиком Джеком Фиском, даже сотрудничала с ним как декоратор на лентах «Призрак рая» и «Смертельная игра», а позднее сыграла в его режиссерских работах «Бедняжка» (1980) и «Фиалки голубые» (1986).
|