Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


И.В. МОЛЕВ 77 страница




 

Примечани

 

 

ринтноеизд. М., 1992;Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии.

 

** Речь идет о монофизитах, признававших у Христа лишь божественную природу. — Прим. перев.

 

*** Прокл Диадох (ок. 410—485), греческий философ, систематизировавший неоплатонизм на основе триадического метода. См.: Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972 (фрагменты перевода см.: Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1; тот же полный перевод опубликован в качестве приложения в кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974). На русский язык переведены также следующие сочинения: Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. М., 1994; Прокл. Платоновская теология. СПб., 2001.

 

**** По мнению некоторых современных исследователей, «пока более менее очевидно, что автор «Ареопагитик» жил в конце V или в начале VI в.» (Бычков В.В. На путях «незнаемого знания». С. 210).

 

С. 62. * В русской богословско-философской традиции они называются соответственно «ка-тафатической» и «апофатической» теологией. — Прим. перев.

 

С. 64. * Ср.: «Ибо предымея и сверхымея пред-бытие и сверхбытие, Он сначала создал бытие вообще — я имею в виду само по себе бытие, — а затем с помощью самого бытия создал все, что только есть сущего. И все начала сущего прича-ствуют бытию и суть, и суть начала, и сначала суть, а потом суть начала» (Дионисий Ареопагит. О божественных именах V, 5 II Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С. 201). Утверждение, что Бог пребывает «по ту сторону бытия», создает возможность применения к нему имен, которые могут быть «общими или частными, или предупреждающими проявления Промысла» (Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. II. М., 1990. С.160,163), означая также и некие видения, согласно которым Богу придаются человеческие черты. То, что было камнем преткновения для многих средневековых мыслителей, прежде всего для Августина, позволяет Дионисию, таким образом, представлять Бога как тело, поскольку видения всегда предметны, что является одной из возможностей представления разных свидетельств. Потому в богопознании соучаствуют все способности души.

 

С. 65. * Лоренцо Ваша (1407—1457) — т&. льянский гуманист, историк и философ; Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - гуманист эпохи Возрождения, глава «северных гуманистов», о них — ниже.

 

** Хилъдуин (ум. ок. 840) — аббат монастыря Сен-Дени около Парижа, ученый клирик, ученик Алкуина, возглавлявшего Академию при дворе Карла Великого. Составил житие св.Дионисия где утверждал тождественность его с Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Эта точка зрения была опровергнута только Лоренцо Валлой.

 

*** Фома Галльский (ум. в 1226/1246) — приор, а с 1226 г. аббат Верчелли. С его именем связано возрастание влияния на ученую аудиторию произведений Псевдо-Дионисия Ареопагита. Он был комментатором всех его трактатов. Песни песней и др. Пытался соединить мистическую теологию викторинцев (теологов Сен-Викторско-го аббатства), основанную на доктринах Августина и Боэция, с мистической теологией Псевдо-Дионисия.

 

**** См.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993. О нем см.: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917; Сидоров А. И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский временник. 1986. Т. 47; Флоровский Г. В. Византийские Отцы V — VIII веков.

 

С. 66. * Схолии, или комментарии, Максима Исповедника вместе с его предисловием помещены в издании: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Спб., 1994. Это первое на русском языке издание, которое представило Дионисия в том виде, в каком его знало средневековье.

 

С. 68. * Термин «обожение» — один из главных в «Аналитическом словаре исихастской Антропологии», составленном С. С. Хоружим (см.: Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995). В числе предшественников идеи обожения названы Афанасий Александрийский, Ириней Лионский, Макарий Александрийский и Максим Исповедник.

 

** Иоанн Филопон (Трудолюбивый) (конец V—VI) — епископ Александрийский. Помимо упоминаемых Э. Жильсоном трактата «О душе» и комментариев к «Физике» Аристотеля написал: «О творении мира», «Устроитель, или О единстве», «О воскресении», «О вечно-

 

Примечани

 

 

«христианские основания» (Тертуллиан. О воскресении тиютк//Тертуллиан. Избр. соч. С. 191, 195). Более того, он убежден, что «лишив рассуждение преимуществ логического порядка и сверх того отяготив его сомнениями... они, т. е. гностики, «понемногу направляют ум к другому Божеству, поколебав и исказив нашу надежду» (Там же. С. 189). Подобное состояние логических дел он объясняет тем, что «многие необразованны, многие сомневаются в своей вере и еще больше простаков, которых надо научить, поправить и укрепить» (Там же. С. 190).

 

**** К сожалению, Э. Жильсон не назвал источника, из которого он взял эти парадоксы. В таком же виде они переданы Г. Г. Майоровым (Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. С. 113) и А. А. Столяровым в его переводе трактата «О плоти Христа» (Тертуллиан. Избр. соч. С. 166). Но эти иследователи тоже не указали источника такой версии парадоксов. Осведомляя читателей о важнейших рукописях и изданиях Тертуллиана, А. А. Столяров упоминает о существующих разночтениях и текстологических трудностях, вызванных повреждениями текстов. Однако на протяжении всего трактата речь идет не о распятии, а о факте рождения Христа, возрожденного во плоти через смерть. Потому вполне достоверной выглядит версия Ж. П. Миня (Patrologiae cursus completus. Series latina. P., 1844. Col. 806): «Natus est Filius Dei: non pudet quia pudendum est; et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est quia ineptum est; et sepultus, resurrexit: certum est quia impossibile» («Родился Сын Божий: не стыдно, тогда как достойно стыда; и умер Сын Божий: вполне достоверно, тогда как нелепо; и, погребенный, воскрес: несомненно, тогда как невозможно»). В таком представлении парадокса не только не проглядывается антирационализм, а, напротив, внутри парадокса выстроена определенная логика: родился — умер — возродился, что соответствует именно христианскому порядку жизни. Фразы к тому же не содержат личного местоимения, что усиливает их универсальный характер. Более того, поскольку трактат «О плоти Христа» направлен против гностиков Маркиона, Апеллеса и Валентина, то парадоксы построены на столкновении Тертуллианова и Маркионова утверждений. Что касается факта рождения Сына Божьего, то это не стыдно, тогда как стыдиться нужно того (предположения, что такой факт может быть постыден) и т. д.

 

Подробно см. об этом в книге: Неретина С. С Верующий разум. К истории средневековой философии. С. 77— 95.

 

С. 75. * Этот вывод Э.Жильсона, как кажется, свидетельствует о его сомнении в антирационализме Тертуллиана. Более того, можно предположить, что выражение «credo quia absurdum est» возникло в период намечающегося разлада между верой и разумом, когда исчезали их единые основания.

 

** «если не тело, то ничто» (лат.).

 

*** «душа по природе христианка» (лат.).

 

**** «Свидетельство души, христианки по природе» (лат.). Ср.: «Ты, сколько я знаю, не христианка: ведь душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею» (О свидетельстве души // Тертуллиан. Избр. соч. С. 84).

 

С. 76.* Минуций Феликс (ум. ок.210) — римский адвокат. Диалог «Октавий» - это апология христианства. Его перевод, выполненный А. Преображенским, см.: Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. О Минуций Феликсе см.: Спасский А. А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. С. 103—110.

 

** См.: Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.С. 190.

 

С. 77.* Об Арнобии см.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. С. 128—133.

 

С. 78. *«Мы, христиане, не что иное, как почитатели в учителе Христе высочайшего царя и владыки» (лат.).

 

** «Я льстил, взывал, клянчил милостей у ничего не чувствующего пня» (лат.).

 

*** «Он показал, что мы бесформенные животные, верящие пустопорожним мнениям, ничего не понимающие, ничего не знающие и не видящие того, что у нас перед глазами» (лат.).

 

С. 79.* Аркесилай и Карнеад — древнегреческие философы, отрицавшие наличие неоспоримого критерия истины.

 

** «Вы верите Платону, Кронию, Нумению или кому угодно; мы веруем в Христа и находим в нем утешение» (лат.). — Кроний (II в.) — неопифагореец.

 

*** «Как же вы, считая, что у вас Бог - Отец, одновременно рядом с Ним полагаете еще одно бессмертие?» (лат.)

 

**** «Обнаружены плоды не знания, а крайней необходимости» (лат.).

 

 

Примечани

 

С. 80. * «малый мир» (лат.).

 

** «Все боги, как те, которые истинны, так и те, о ком говорят, что они пользуются известностью и славой» (лат.).

 

*** «ничто от них не сохранится» (лат.).

 

**** О Лактащии см.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. С. 133—141.

 

С. 81. * «который был не только превосходным оратором, но и философом» (лат.).

 

** «ибо кто может следовать по правильному пути, когда заблуждается Цицерон?» (лат.)

 

С. 82. * «Я кратко опишу суть этого знания, ибо без мудрости нельзя проникнуться никакой религией, а без какой-либо религии нельзя довольствоваться мудростью» (лат.).

 

** «Где, следовательно, мудрость обручается с религией? Конечно, там, где почитается Единый Бог, где всякая жизнь и действие переносятся в одну голову и в одну высшую точку. И где, наконец, те учители мудрости, которые вместе с тем и Божьи жрецы... Потому и в мудрости религия и в религии мудрость» (лат.).

 

*** «Источник мудрости и религии - Бог; эти два потока несомненно высохли бы, далеко отклонившись от Него; те, кто не знает Его, не могут быть ни мудрыми, ни религиозными» (лат.).

 

**** «что есть наивысшее достоинство речи». (лат.).

 

***** «красноречиво и изящно» (лат.).

 

****** «это — высшая власть, это — сокровенное Бога, это — тайна мира» (лат.).

 

******* «Следует другой и самый запутанный вопрос, не являются ли тождеством душа и дух, или же одно дело — то, благодаря чему мы живем, а другое — то, благодаря чему мы чувствуем и мыслим» (лат.).

 

******** «природа тонкая и ясная» (лат.). — Прим. перев.

 

********* «В среде философов еще нет ясности, что же такое душа, и, пожалуй, никогда не будет» (лат.).

 

С. 83. * Гёте И. В. Фауст (часть I, сцена I. Перев. Б. Пастернака).

 

** «который оказался единственным подражателем Платона» (лат.).

 

*** См.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Перев. К. Богуцко-го. Киев — М., 1998. Эта книга сегодня — самое полное критическое издание текстов Гермеса Трисмегиста. Помимо текстов, традиционно включаемых в подобные сборники, здесь помещены «Страсбургская космогония», тексты, ка-

 

сающиеся египетского бога Тота до его отождествления с Гермесом, сочинения так называемого «низкого герметизма» («Изумрудная скрижаль», «Трутина Гермеса» и пр.), а также работы исследователей герметической традиции — Ф. Ф. Зелинского, Л. Менара, А. Фестюжьера, Б. А. Тураева и др.

 

**** «Трисмегист, который неведомо каким образом исследовал истину почти целиком...» (лат.)

 

С. 84. * По древнему названию города Пуатье Илария называют также «Пиктавийским». О нем см.: Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. С. 163—169.

 

** В синодальном переводе — «Я есмь Сущий». — Прим. перев.

 

С. 85. * «бытие» (лат.). —Прим. перев.

 

** См.: Амвросий Медиоланский. Творения по вопросу о браке и девстве. Казань, 1901; Две книги о покаянии / Перев. Иоанна Харламова. М., 1901. Этот же перевод, отредактированный, модернизированный, снабженный обширной библиографией, перепечатан в серии «Учители неразделенной церкви» (М., 1997); Об обязанностях священнослужителей / Перев. Г. Прохорова. Казань, 1908 (репринтное изд. — М. —Рига, 1995); Письмо об алтаре Победы (Письмо XVIII) // Памятники средневековой латинской литературы IV— IX веков. М., 1970; Те Deum Laudamus / Переложение В. Никитина// Чаша. 1990. № 11. Тот же перевод: Путь. 1991. № 1; Церковь, мистическая Ева (фрагмент «Изложения Евангелия от Луки») // Анри де Любак. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан, 1992. О нем см.: Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. 2. СПб., 1903; Бролъи Жан Виктор Альберт де. Жизнь св. Амвросия Медиоланско-го. СПб., 1911; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика; Бычков В. В. Эстетика поздней Античности. I—III века. М., 1981; Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994; Прохоров Гр. Вместо предис-ловия//Об обязанностях священнослужителей. М. — Рига, 1995; Казаков М. М. Епископ и империя. Смоленск, 1995; Никитин В. А. Амвросий - светильник единой Црркш//Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии. М., 1997.

 

*** Философия для Амвросия была синонимом не только языческой (греко-римской) философии, но и культуры. Не только тождество философии

 

Примечани

 

 

и культуры, но и само обращение к идее культуры, возникшей в конце дохристианской эры (ее связывают с «Тускуланскими беседами» Цицерона, который понимал ее как свободное самопола-гание в мире), было теоретическим новшеством, которое Амвросий ввел в критику старого мировоззрения. Амвросий специально проанализировал понятие философии как культуры, идентифицированной с традицией и обычаем, в Комментарии к Посланию к колоссянам (Sanctus Ambrosius. Commentaria in Epistolam beatissimi Pauli ad Colossenses // Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series latina, t. 18, col. 422—442). Амвросий Медиоланский, почитавший Цицерона, но гораздо более почитавший Христа, отверг выдвинутую римским философом идею культуры как несоотносимую, во-первых, с идеей божественного творения, во-вторых, с идеей новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении: «Традицию эту, то есть философию, апостол называет лживой и пустой, потому что она установлена не силою Божией, но от бессилия человеческого разумения, которое умаляет Божию силу в своем знании, иначе говоря — с целью не допустить мысли, будто Он создает то, чем держится плотский разум, ибо различие в совершенстве отдельных элементов они приписывают культуре (cultura), тем самым связывая души неопытных людей, чтобы те не потянулись к истинному Богу... Те обрезаны во Христе, кто, отрезав от себя культуру всего человеческого предания, объединяется с Христом, обрезанный сердцем, а не плотью... С Ним они погребены были в крещении, воскресли же через веру в Бога, от Которого вера, что по примеру Христа Он воскресит их из мертвых. Ибо при этом ветхий человек сбрасывается и новый востребуется» (col. 430). Плоть от плоти античной традиции, но дух от духа Христа Амвросий переносит на божественный мир термины, производные от слова «культура». Бога-Создателя он называет «Cultrix», верующего же в Него, Его почитателя — «cultor». Место культуры как традиции занял культ творения, однократности мира, его уникальности и новизны. Сам термин «культура» почти на тысячелетие исчез из обихода. Он встречается у Петра Абеляра: «cultura divina» (божественное попечение) (см.: Петр Абеляр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Петр Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995. С. 330).

 

**** «потому что ничто так не присуще Богу, как быть всегда» (лат.). — Прим. перев.

 

***** «сущность» (лат.). —Прим. перев.

 

С. 88. * См.: Макробий. Комментарий на «Сон Сципиона» / Перев. и коммент. М. С. Петровой// Философия природы в античности и в средние века. М., 2000 (кн. I, гл. 8—14 и 17; кн. П, гл. 12—13 и 17). О нем см.: Петрова М. С. Природа мира в Комментарии на «Сон Сципиона» Макробия // Философия природы в античности и в средние века.

 

С. 89. * «необработанный материал» (лат.). — Прим. перев.

 

С. 90. * «судьба зависит от Провидения, а не Провидение — от судьбы» (лат.). — Прим. перев.

 

** Бернард (Бернар) Сильвестр (или Бернард Турский) — возможно, это то же лицо, что и Бернард из Мёлана, канцлер Шартра. Между 1145 и 1153 гг. он написал произведение «О целостности мира, или Макрокосм и микрокосм», посвященное Теодорику (Тьерри) Шартрскому. Ранее этот трактат приписывался Бернарду Шартрскому. Б. Гейер считает, что представленная в нем натурфилософская система мало напоминает христианство. Материя, созданная Богом, получила форму от Мировой души. Идеи — это истечения божественного разума, который является Логосом Бога Отца, а формы — первоначальные образцы всех вещей, вечные понятия родов, видов и индивидов в божественном разуме. Зло и несовершенство коренятся в материи {Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophie. B. 2. S. 237). О нем см.: Жильсон Э. Наст, изд., гл. пятая.

 

*** «Роман о Розе» состоит из двух разнородных и разновременных частей. Первая часть написана около 1230 г. Гильомом де Лорисом, вторая написана через 40 лет после смерти Гильома ученым горожанином Жаном Клопинелем, обычно называемым Жаном де Меном (ок.1250 — до 1305).

 

С. 91. * «обнаружено, следовательно, начало материи» (лат.).

 

** «второй вид, то есть порожденный» (лат.).

 

*** «лишь материя в качестве порожденного вида образует субстанцию» (лат.).

 

С. 92. * «Душа, следовательно, есть лишенная тела, самодвижущаяся, разумная субстанция» (лат.).

 

** О Марии Викторине см.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. С. 169—176.

 

*** Платон. Соч. В 3-х т. М., 1971. Т. 3. Ч. I. С. 469 (перев. С. С. Аверинцева).

 

С. 93. * «Не иное относительно другого» (лат.)-

 

Примечани

 

 

Епископа Гиппонского / Перев. М. Е.Сергеенко. М., 1991; Блаженный Августин. О Граде Божи-ем. Т. I—IV. М., 1994 (репринтная перепечатка с издания: «Творения Блаженного Августина, Епископа Иппонийского»); Блаженный Августин. Творения. Т. I—IV. СПб. — Киев, 1998 (отредактированное издание перевода «Творения Блаженного Августина, Епископа Иппонийского»); Аврелий Августин. О свободе воли; О христианском учении // Антология средневековой мысли. Т. I.

 

** Этот трактат был дописан в 426 г. См. об этом: Неретина С. С. Значение и понимание // Истина и благо: универсальное и сингулярное. М., 2002. Первый перевод на русский язык вышел под названием: Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835.

 

*** Августин дал своей книге название не «Исповедь» (ед. число), а «Книги исповедей», что в б

 

 

Часть 36.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

С. 136. * Гильдас Мудрый (516—570) — историк бриттов, автор «Истории о падении Британии», написанной в 560 г.

 

** «Народы саксов или англов, населявшие вместе с ними Британию» (лат.).

 

С. 137. * По некоторым данным, Альдхелм родился в 650 г. См.: Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков. С. 205.

 

С. 138. * «Право римских царей... ивсеюрис-консульские тайны» (лат.).

 

** Его «Загадки» см.: Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков. С. 206—208.

 

*** «наставление для детей» (лат.).

 

**** «для наслаждения по-мирски» (лат.)

 

С. 139. * «во имя Отца, и Дочери, и Святого Духа» (лат.).

 

** «За что всегда любила меня германская земля, / За то склавов сельское племя и Скифия относились жестоко» (лат.).

 

*** «Ибо достигши печальных теней и мрака Эреба, / скорбно трепещут они в огненном Тартаре - в царстве Плутона» (лат.).

 

С. 140. * Букв. «О фигурах и тропах» (лат.). О роли тропов см.: Аврелий Августин. О христианском учении // Антология средневековой мысли. Т. I. С. 69—70, 104—105, 108—112.

 

С. 141. * Букв. «О временах», «О счете времени», «О способе счета» (лат.).

 

С. 142. * Разные послания, письма, стихи, загадки Алкуина и «Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбиной Схоластиком» см.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков; его же «Разговор об истинной философии; Энхиридион, или о Грамматике» и др. см.: Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. I; его стихотворное введение к «Десяти категориям» и анонимные глоссы к лемме NATURA см.: Философия природы в античности и в средние века. М., 2000. Об Алку-ине и, главным образом, о его загадках см.: Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии; ее же. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994. К сожалению, эта последняя книга, где приводятся разгадки некоторых загадок, осталась не прочитанной создателями Антологии педагогической мысли христианского средневековья, ибо в Антологии эти загадки так и числятся неразгаданными.

 

** Ср.: Григорий Турский. История франков / Перев. В. Д. Савуковой. М., 1987. С. 5. Чуть ниже Григорий приводит слова одного из представителей галло-римской знати: «Немногие понимают философствующего ритора, но многие — беседу простеца».

 

*** деревенская простота, просторечие (лат.)-— Прим. перев.

 

С. 143. * «Кто жаждет получить от Бога хорошую жизнь, не должен упускать из вида необходимости убедительно говорить» (лат.). — ПриМ-перев.

 

** приглашенных профессоров (англ.). — Прим. перев.

 

 

Примечани

 

*** См. фрагмент «Истории лангобардов» Павла Диакона, опубликованный в кн.: Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков.

 

**** Этой же теме посвящен Капитулярий Карла Великого о занятиях науками, опубликованный в кн.: Антология педагогической мысли христианского средневековья. 4.1.

 

***** Дворцовая школа иначе называлась Академией Карла Великого. Особенность обучения в ней заключалась в том, что оно проходило в форме диалогов, участники которых принимали на себя имена древних исторических персонажей. У каждого члена Академии Карла Великого был античный или библейский псевдоним, который они «разыгрывали», что было полузабытой традицией галльских и британских ученых сообществ. Карл звался Давидом, его кузен, аббат Корбийский, — Августином, дочери и придворные дамы — Луцией, Евлалией, Математикой; Алкуин был Горацием Флакком, Ангильберт — Гомером. Были свои веселиилы, неемии, сульпи-ции. Об этом см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. Гл. 2 «Загадки как способ преображения чудесного».

 

С. 144. * В других источниках 804 г.

 

С. 146. * Ср.: Алкуин. Письмо к Карлу Великому//Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. I. С. 312.

 

** Ноткер Заика (840—912) — одна из влиятельных фигур позднего Каролингского Возрождения. Некоторые его секвенции и послания опубликованы в издании: Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков; переопубликованы в издании: Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. I.

 

*** «выше всех прочих современников» (лат.).

 

**** Кретъен де Труа (ок. ИЗО — ок. 1191) — французский поэт, использовавший артуровс-кие легенды в своих стихотворных рыцарских романах «Клижес» (ок. 1164) и «Ланселот, или Рыцарь телеги» (ок. 1168).

 

***** Винцент из Бове (1190 — ок. 1264) — средневековый энциклопедист-доминиканец, игравший огромную роль при дворе св. Людовика. Его труд «Великое зерцало» («Speculum maius») представляет собой наиболее значительное собрание выписок из произведений разных писателей средневековья. Для истории педагогики представ-

 

ляет интерес трактат Винцента «О воспитании королевских или знатных детей» («De institutione filiorum regiorum seu nobelium»), или «О наставлении детей знатных граждан» («De eruditione filiorum nobelium»). Этот последний трактат см.: Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. П. О Винценте из Бове см. также: Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 178—179.

 

****** «Большие французские хроники» первоначально были написаны на латинском языке монахами аббатства Сен-Дени, в конце XIII в. они были переведены на французский язык. Их текст варьировался, часто представляя собою компиляцию из разных хроник, включая, например, хроники Гильома из Нанжи и «Фландрские хроники». В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится манускрипт «Больших французских хроник» XV в. с миниатюрами Симона Мармиона (см.: Чернова Г. А. Миниатюры Больших французских хроник. М., 1960).

 

С. 147. * Имеется в виду Иосиф Флавий. См. прим. кс. 18.

 

** Скрипторий — мастерская письма, располагавшаяся, как правило, при монастыре.

 

С. 148. * «Тогда, конечно, счастлив, когда нет никого счастливее» (лат.).

 

** «Есть место, со всех сторон окруженное бурным морем» (лат.).

 

*** «И тот отец благочестивый» (лат.).

 

**** «Он учил их беотийскому пению» (лат.).

 

***** Сейчас считается более правильным произносить это имя как «Фридугис». Упоминаемый ниже в тексте трактат Фридугиса, как пишет его издатель К. Дженнаро, называется «О субстанции ничто и тьмы». См.: Фридугис. О субстанции ничто и тьмы. Перев. В. В. Петрова // Историко-философский ежегодник'96. М., 1997.. О нем см.: Петров В. В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса//Там же. С. 97— 108.

 

****** «Всякое обозначение есть обозначение того, что есть, то есть существующей вещи» (лат.). Это значит: акцент делается не на то, что вещь есть (не на «чтойность» вещи), а на то, что она есть, то есть на существование вещи.

 

******* Ср.: Петров В. В. Имя и сущность // Историко-философский ежегодник'96. С. 104.

 

******** «когда душа соприкоснулась с телом» (лат.).

 

Примечани

 

 

С. 149. * ОреоБартелеми (1S12—1896) — историк западноевропейской средневековой религиозной литературы; преимущественно занимался исследованиями рукописей и изданий французских авторов. — Прим. перев.

 

** См. примеч. к с. 135.

 

*** «О природе вещей и свойствах слов и о таинственном значении вещей» (лат.).

 

С. 152. * «Признаемся, что мы еще до сих пор слишком невежественные профаны в изучении греческого» (лат.).

 

** Фрагменты из трактатов «О разделении природы» и «О предопределении» в перев. С. С. Аверинцева см.: Антология мировой философии. Т. 1.4. 2. См. также: Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995; его же. Перифюсеон. Книга I [Фрагменты 441 А—446А; 462Д-63С; 474В—500С] / Перев. и примеч. В. В. Петрова//Философия природы в античности и в средние века; фрагменты трактата «О разделении природы» см. также в изданиях: Антология средневековой мысли. Т. I (перев.

 

B. В. Василика); Средние века. Вып. 38. Стихи

 

Эриугены см.: Памятники средневековой латин

 

ской литературы IV—IX веков. О нем см.: Гарн

 

цев М. А. Проблема самосознания в западноев

 

ропейское средневековье. М, 1987; Лосев А. Ф.

 

Зарождение номиналистической диалектики

 

средневековья. Эриугена и Абеляр//Историко-фи-

 

лософский ежегодник'88. М., 1988; Бриллиантов

 

А. И. Влияние восточного богословия на запад

 

ное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. М.,

 

1998; Петров В. В. Тотальность природы и мето

 

ды ее исследования в «Перифюсеон» Эриугены//

 

Философия природы в античности и в средние

 

века.

 

С. 153. * «Мальчики, которых он учил, пронзили его грифелями» (лат.).

 

** «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (лат.).

 

С. 154. * «Свет освещает туманность души верных и светит все сильнее и сильнее, проникаясь верой и устремляясь к ясности» (лат.).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты