Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



И.В. МОЛЕВ 78 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

 

С. 156. * «Отсюда следует, что истинная философия есть истинная религия; это равносильно обратному: истинная религия есть истинная философия» (лат.).

 

** «Так следует веровать и учить, что залог человеческого спасения — не в иной философии, то есть изучении мудрости, и не в иной религии» (лат.). — См.: Августин Аврелий. Творения. Т. 1.

 

C. 339.

 

*** «И потому по поводу того, что теперь отстаивают, нужно сначала использовать разум, а затем уже авторитет» (лат.).

 

**** Ср., например: «По отношению к времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела — разум» (Блаженный Августин. О порядке//Блаженный Августин. Творения. Т. I С. 160 и далее).

 

С. 157. * «Разум убеждает: все, что поддается восприятию телесным чувством или рассудком, может на разумном основании называться бытием» (лат.).

 

С. 158. * Жильсон не упоминает среди категорий Аристотеля «обладание».

 

** О «Категориях» Аристотеля Августин говорит так: «.. .лет двадцати от роду, когда мне в руки попало одно произведение Аристотеля под заглавием «Десять категорий» (карфагенский ритор, мой учитель, и другие люди... трещали о нем...), я оказался единственным, прочитавшим и понявшим ее... По-моему, книга эта совершенно ясно толковала о субстанциях и их признаках: например, человек — это качество, сколько в нем футов роста — это количество, его отношение к другим: например, чей он брат; место, где он находится; время, когда родился; его положение: стоит или сидит; что имеет: обувь или вооружение; что делает или что терпит... Какая была мне от этого польза? А вред был. Считая, что вообще все существующее охвачено этими десятью категориями, я пытался и Тебя, Господи, дивно простого и не подверженного перемене, рассматривать как субъект Твоего величия или красоты, как будто они были сопряжены с Тобой как с субъектом, т. е. как с телом, тогда как Твое величие и Твоя красота — это Ты Сам. Тело же не является великим или прекрасным потому, что оно тело: меньшее или менее красивое, оно все равно остается телом» (Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991. С. 120—121). Здесь речь идет не только о выведении Бога из-под всяких категорий, но и о введении идеи субъект-субстанции, ибо о Боге — всеобщей субстанции вместе с тем говорится как о единичном Субъекте.



 

* * * «Следует заметить, что сама Причина всего - превыше всякого отрицания и утверждения» (лат.).

 

С. 159. * «Поэтому мы считаем, что начальные причины вещей совечные Богу, поскольку они всегда пребывают в Боге, не имея начала во времени, однако они совечны Богу не во всем, поскольку не сами по себе начинают быть, а от своего Творца» (лат.).

 

 

Примечани

 

С. 160. * «универсума, который существует после Бога и сотворен им» (лат.). — Прим. перев.

 

** после Бога (лат.). —Прим. перев.

 

*** «Когда говорят, что он творит сам себя (то есть божественную природу), в действительности не имеется в виду ничего другого, кроме создания природ вещей. Так что творение Его, то есть проявление себя в ином, есть подлинное замещение всего существующего» (лат.).

 

С. 161. * «Она творит саму себя, то есть выступая в своих теофаниях, стремясь вырваться своей волей из сокровенных тайников своей природы, в которых она не известна сама себе, то есть не познает себя ни в чем, ибо бесконечна, сверх-природна, сверхсущностна... опускаясь в начала вещей и как бы творя самое себя, она начинает бытие в ином» (лат.).



 

** «Познание того, что есть, есть то, что есть» (лат.).

 

*** «все, что есть, есть светы» (лат.).

 

**** «Ничто из видимого и телесного не существует, как я полагаю, без того, чтобы не обозначить нетелесное и умопостигаемое нечто» (лат.).

 

С. 162. * «во всем, что есть, есть нечто — Он Сам» (лат.).

 

** Беркли Джордж (1685—1753) — английский философ, с 1734 г. — епископ в Клойне (Ирландия). Его основные труды: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания», «Сейрис, или цепь философских размышлений и исследований». См.: Беркли Дж. Соч. М., 1978.

 

*** Тэн Ипполит Адольф (1828—1893) — французский философ, эстетик, психолог, историк. Автор «Философии искусства», «Французской философии первой половины XIX века», «Очерков современной Англии» и др.

 

**** «Участие - это принятие не какой-либо части, но божественных деяний и распределение даров сверху вниз от высшего порядка через промежуточные ступени к низшим» (лат.).

 

***** «ведь Он есть сущность всего» (лат.).

 

******«Мы должны понимать, что то и другое - Бог и тварь, не отстоят друг от друга, но они одно и то же» (лат.).

 

******* «Ибо творение пребывает в Боге, и Бог в творении творит чудесным и непостижимым образом, проявляя себя, делая себя, невидимого, видимым и непонятного — понятным» (лат.). — Прим. перев.

 

С. 163. * «измыслив сверх того другой способ размножения человеческой природы» (лат.). — Прим. перев.

 

С. 164. * «видимая материя, связанная с формой, есть не что иное, как совокупность некоторых акциденций» (лат.).



 

** «из соития умопостигаемого» (лат.).

 

*** «этот мир появился из самих причин и субстанций (т. е. идей), то есть после сгущения качеств» (лат.).

 

**** «Субстанция всякой твари истинна, ее основание, в котором определил ее Бог, замыс-лено и предустановлено в первопричинах быть именно так и не иначе» (лат.).

 

***** «она всегда различается единственно разумом» (лат.).

 

С. 165. * «Человек есть интеллектуальное понятие, извечно производимое в божественном уме» (лат.).

 

С. 166. * «интеллекта посредством разума через консубстанциальное (единосущное) чувство» (лат.). — Прим. перев.

 

** «ибо Бог станет все во всем, когда не останется ничего, кроме Бога» (лат.). — Прим. перев.

 

С. 168. * См.: Эйнхард. Жизнь Карла Великого // Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков.

 

** «Любовь к словесности почти сызмальства произросла во мне» (лат.).

 

С. 169. * По-видимому, речь идет о переводах Цицероном греческого поэта и прозаика III в. до н. э. Арата Сольского. — Прим. перев.

 

** «Я стану смертью твоей, о смерть, я стану жалом твоим, ад» (лат.). —Прим. перев. — Сер-ват также проявлял интерес к схоластическим спорам и теоретическим средствам их решения. Его «Книга о трех вопросах» посвящена исследованию проблем свободы воли, предопределения и евхаристии.

 

*** «Мы не следуем Донату, потому что придерживаемся более сильного авторитета, который содержится в Священном Писании» (лат.). См. об этом: Грошева А. В. Грамматические учения западноевропейского средневековья // История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985. С. 214.

 

**** «Священное Писание не желает, чтобы грамматика подчинялась правилу, не желает управляться искусством его» (лат.).

 

С. 171. * Ратхер Веронский, или Ратхер Лют-тихский (ок. 887—974) — выходец из знатной се-

 

Примечани

 

 

мьи, получил образование в монастыре Лобб. В 931 г. становится епископом Вероны. В 934 г. за поддержку герцога Баварского в борьбе против итальянского короля Гугона брошен в тюрьму, где написал «Шесть книг предисловий, или Агонис-тик» (см. главы из него в изданиях: Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. М., 1972; Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. 1). С 952 г. преподает в придворной школе Отгона I. В 961 г. в очередной раз становится епископом Вероны, откуда возвращается в Лобб. Автор трактатов «Исповедное собеседование», «О пренебрежении к канонам», «О мятежных клириках», «Книга оправдательная» и др.

 

О Ноткере Лабеоне см. прим. к с. 114.

 

** Одон Клюнийский — ученик Ремигия в монастыре Орийак в Оверни.

 

С. 172. * «Поскорее верните наши книги» (лат.).

 

** «Доколе же вы будете злоупотреблять нашим терпением?» (лат.)

 

С. 173. * Стаций Публий Папиний (ок. 40— 96) — римский поэт и педагог. Кроме незавершенного эпоса «Ахиллеида» написал «Фиваиду» (где, по образцу Вергилия, описывается поход Семерых против Фив), «Леса». Творчество Стация было популярно в средние века.

 

** «Со стремлением хорошо жить я всегда сопрягал стремление хорошо говорить» (лат.).

 

*** «добрый муж, опытный в речах» (лат.).

 

**** О Хротсвите (Гросвите, Росвите — ок. 20 орфографических вариантов имени) и отрывки из ее драм см.: Памятники средневековой латинской литературы X—ХП веков.

 

***** М. Л. Гаспаров, однако, сообщает, что, хотя пьесы Хротсвиты (кроме «Галликана») не имели успеха в средневековье, «зато когда накануне германской Реформации, в пору обостренной немецкой национальной гордости гуманист Цельтис в 1493 г. нашел ив 1501 г. издал эти сочинения «первой немецкой поэтессы» (с гравюрами Дюрера и Траута), это стало всеевропейской сенсацией... В эпоху классицизма восторг перед Хротсвитой затих, но в эпоху романтизма вспыхнул снова. Неожиданное усиление интереса к драматургии Хротсвиты наблюдается на Западе и в наше время — в связи с тем, что некоторые исследователи не без оснований усмотрели в ее творчестве черты сходства с «эпическим театром» Бертольта Брехта, возникшим, конечно, на совершенно иной основе, но использующим аналогичные агитационно-поэтические

 

приемы» (Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. С. 83).

 

****** «Меня самоё радует то, что я сделала» (лат.).

 

******* Эккехард IV (980—1060) — монах Сен-Галленского монастыря, ученик Ноткера Ла-беона, после смерти которого уехал в Майнц, где стал магистром соборной школы. В 1034 г. вернулся в Сен-Галленский монастырь и жил там до своей смерти. Автор поэм и песнопений для церковных торжеств, «Истории Сен-Галленского монастыря» («Casus Sancti Galli»), перевод фрагментов которой см.: Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков.

 

С. 174. * «Хочу быть греком, госпожа, хотя лишь едва латинянин» (лат.). — Прим. перев.

 

** Павел Диакон, или Варнефрид (ок. 720 — ок. 800) — историк, выходец из знатной лангобардс-кой семьи. Был близок к лангобардскому королю Ратихису, затем — к Карлу Великому. В 780-х гг. удалился в Монте-Кассинский монастырь.

 

*** «И потому музыка и астрономия в ту пору в Италии не пользовались известностью» (лат.). — Прим. перев.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

 

С. 176. * Анселъм из Безаты, или Ансельм Перипатетик, получил образование в Парме у философа Дрого. В «Риторимахии» (1050), близкой к представлениям Цицерона о риторике, он оспаривает применимость закона противоречия. В области логики, как и в школе Фульберта, он ограничивается «Введением в «Категории» Порфи-рия, «Об истолковании» Аристотеля и логическими трактатами Боэция. Свои силлогизмы Ансельм Перипатетик направлял против церковных догматов: рождения Христа Девою, бессмертия души, против идеи спасительной смерти Христа и его Воскресения.

 

С. 177. * Беренгарий Турский возглавлял школу при монастыре св. Мартина Турского, с 1040 г. — архидиакон в Анжере.

 

** Имеется в виду транссубстантиация (пресуществление) хлеба и вина в тело и кровь Христа и реальное присутствие последних в евхаристических дарах (причастие).

 

С. 178. * «и друг мой Лукан» (лат.). Лукан Марк Анней (39—65) — римский поэт, автор драм и стихотворений на гражданские темы; племянник Сенеки, друг Нерона. — Прим. перев.

 

 

Примечани

 

** Этот труд называется еще «Книжицей против ереси кельнского схоластика Вольфельма».

 

*** Манегольд (1045—1113) учился в Ланской школе и представлял ее идеи относительно моральной философии. В. Гартман, поместивший упомянутый труд Манегольда в новом издании «Monumenta Germaniae historica» (В. Ш. Weimar, 1972), отмечает, что им широко пользовался Петр Абеляр, также учившийся в этой школе, разрабатывавшей идею интенции. Но Манегольд, бывший в отличие от Петра Абеляра антидиалектиком, в упомянутом сочинении не использовал ни термина «интенция», ни связанного с ним термина «субъект» в его активном значении. В Отделе рукописей Санкт-Петербургской библиотеки Академии наук хранится приписываемый Ма-негольду манускрипт трактата «О вере, любви и таинствах» с посвящением Гильому из Шампо. В этом трактате автор обращает внимание на необходимость при чтении Священного Писания исследовать и буквальный и скрытый смысл слов, на равенство намерений людей, выполнивших или не выполнивших по объективным причинам задуманное. Определения добродетелей даются в полном согласии с Аристотелем, без поправок на христианскую религию. Для покаяния достаточно не осознания греховного поступка разумом, а сердечного раскаяния, что не соответствует взглядам Петра Абеляра. К тому же в этом труде отстаивается Августинова идея волевого начала морали, чему противостояла позиция Абеляра. Об этом см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994. С. 196—198.

 

**** презрение к миру (лат.).

 

***** гной, слизь, зловоние и омерзительная нечистота разложения (лат.).

 

С. 179. * Св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 — 543) — основатель Монте-Кассинского монастыря (ок. 530), для которого написал устав монашеского общежития (послушание, терпение, отказ от личных желаний, физический труд). Общежитие монахов рисуется как жизнь военного отряда, подчиненного строгой дисциплине. Монахи, согласные с «Уставом Бенедикта», назывались бенедиктинцами.

 

** См.: Петр Дамиани. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Соч. / Пер. В. И. Купреевой. М., 1995.

 

*** «нельзя высокомерно присваивать себе право наставничества, но, словно служанка, верно служить госпоже» (лат.). — Прим. перев.

 

**** Подлинные слова, обсуждавшиеся за трапезой, таковы: «Хотя и все может Бог, не может восстановить деву после падения ее. Может, правда, освободить от наказания, но не имеет силы увенчать падшую» (Петр Дамиани. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Соч. С. 359).

 

С. 180. * Логический акцент при разрешении этого вопроса делается не только на утверждение неприменимости диалектического дискурса к Богу, но на помещение этого дискурса между двумя бес-предельностями — между беспредельностью Бога и беспредельностью «ничто». «То, что делает Бог, есть поэтому нечто, а чего Бог не делает, есть ничто» (Петр Дамиани. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Соч. С. 365). С точки зрения беспредельности, или вечности, Рим был ничто, поскольку, созданный «из ничего», он обладал возможностью более подвергаться его воздействию, чем воздействию «нечто». «Если внимательно рассмотреть заслуги тех испорченных людей, погибших, погнавшись за тщетою и суетностью, то есть устремляясь не к бытию, а к ничто, то поистине решишь, что их не было» (там же. С. 366). Это тождественно рассуждению Августина о природе и ничто. Природа, соединенная с Богом, блага, как все, созданное Им; но все, созданное Им, изменчиво, «потому что создано не из Него, а из ничего. Порок (а им безусловно является то, что способствовало крушению Рима) противен природе, то есть противоестествен, потому что более привязан к ничто (Блаженный Августин. О Граде Божием // Соч. Т. 2. С. 234 — 235).

 

** Числ. 17:8. —Прим. перев.

 

*** «Пускай же диалектики или, лучше сказать, еретики приступают» (Петр Дамиани. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. С. 379).

 

**** «так и о плоде Девы и других таинствах» (лат.). — Прим. перев.

 

***** Ланфранк (ок. 1010 — 1089) — церковный деятель, был одним из ведущих юристов г. Павии. В 1042 г. принял монашество, затем стал приором Бекского монастыря в Нормандии, где создал школу, соперничавшую с Турской и Льеж-ской. Приобрел известность своим вмешательством в спор о евхаристии книгой «О теле и крови Господней против Беренгария». На Ланфран-ка ссылался Росцелин, когда защищал свои идеи о Троице. С 1070 г. Ланфранк—архиепископ Кентерберийский, управлял страной во время отсутствия короля Вильгельма Завоевателя.

 

Примечани

 

 

С. 182. * Подлинные произведения Росцелина утрачены, как, впрочем, забыто и его правильное имя. Ансельм Кентерберийский в «Книге о вере в Троицу и о воплощении Слова» называет его Рузелином, или Росцелином, против «богохульств» которого и направлено его сочинение. Представления об учении Росцелина взяты из этого произведения Ансельма, из его эпистолы 41 и изложения его взглядов в «Теологии Высшего блага» (кн. III, гл.2) Петра Абеляра {Петр Абеляр. Тео-логические трактаты. С. 174— 179). Возражения Абеляра, фрагменты из эпистолы 41 Ансельма и из письма Росцелина Абеляру помещены в «Тео-логических трактатах» на с. 209 — 211.0 возникновении спора между Росцелином и Ансельмом Кентерберийским см.: Купреева И. В. Ансельм Кентерберийский. Биографический очерк // Ансельм Кентерберийский. Соч. С. 294 — 295.

 

** Упомянутые трактаты см.: Ансельм Кентерберийский. Соч. Возражения Гаунилона из Мар-мутье — «В защиту глупца» — помещены там же, они включены в конец текста «Прослогиона». Там же — ответы Ансельма «Что на это ответил автор книжечки» (с. 147 — 165). См. также трактаты Ансельма «Об истине» и «О свободе выбора» (перев. В. П. Гайденко) в издании: Историко-философский ежегодник'95. М., 1996.

 

*** «чтобы ничто не внушалось бы авторитетом Писания по этому поводу» (лат.).

 

С. 183. * «И я ведь не ищу понимания, чтобы верить, но верую, чтобы понимать» (лат.).

 

** «Правильный порядок требует, чтобы прежде, чем приняться судить о вере разумом, мы имели глубокую веру; но мне видится пренебрежение в том, если, будучи укрепленными в вере, мы не будем стремиться понять, во что мы веруем» (лат.).— Прим. перев.

 

С. 186. * Ср.: Ансельм Кентерберийский. Про-слогион // Соч. С. 128 — 129.

 

** Ср.: Гаунилон изМармутъе. В защиту глупца // Ансельм Кентерберийский. Соч. С. 147.

 

*** Ср. там же. С. 151.

 

**** Ср.: Ансельм Кентерберийский. Что на это ответил автор книжечки. С. 153.

 

С. 187. * Наш современник А. В. Басос полагает, что «все доказательство Ансельма построено на утверждении, что уже сама мысль о вещи или слово о вещи есть исконное свойство именно этой вещи, «поскольку в основу мира положено Слово», а не просто некое движение души. Мысленное проговаривание предмета здесь отож-

 

дествляется с существованием предмета в понимании. Таким образом, если вся критика Гаунилона (как и Канта) построена на разведении мышления и бытия, то «единственный аргумент» —_ следствие уверенности в их исконном тождестве. Поэтому называть аргумент Ансельма онтологическим, конечно, можно, но только при том условии, что мы перестанем именовать онтологическим доказательство, раскритикованное Кантом» (Истина и благо. М., 2002. С. 163—164).

 

С. 189. * Этот пассаж — яркое свидетельство того, что акцент на две ориентации мысли (реализм и номинализм) здесь очевидно недостаточен. Существование общего вне и в вещи — это определение концептуализма, если, разумеется, под истинной вещью понимать (а так понимали и Августин, и Ансельм) Бога. Именно такая вещь реально существует и существует как общее. И если «идеи — это уже сущее», то есть «в» вещи или «как» вещь, то явно речь здесь идет не о «переходе от идеи к бытию». Если, как писал Ансельм, есть слово «справедливость», то есть и такая вещь, которая соответствует этому имени. «Под речью ума или разума я понимаю здесь не то, когда представляются слова, обозначающие вещи, но когда сами вещи, имеющие быть илиуже существующие, созерцаются на кончике мысли» {АнсельмКентерберийский. Монологион. С. 53.— Курсив и ред. мои. — С. Н.). См. также примеч. к с. 187.

 

С. 190. * Петр Ломбардский (ок. 1100—1160) — теолог итальянского происхождения, прибыл во Францию в 1136 г. по приглашению Бернарда Клервоского. Прозван Мастером сентенций по заглавию своего основного произведения «IV Libri sententiarum» («Четыре книги сентенций», 1148—1152). «Сентенции» — самое значительное и знаменитое (до «Суммы теологии» Фомы Аквинского) теологическое произведение, в котором Петр Ломбардский предпринял попытку разрешить противоречия, внутренне присущие теологии. Незадолго до смерти Петр был избран епископом Парижа (1159). — Прим. перев.

 

** «зловредное, грубое, ужасное племя» (лат.).

 

*** «Ваше спасение есть наша безопасность... ваше возвышение есть наше ликование, потому что после Бога в своих надеждах мы полагаемся ни на что более, кроме вашей мощной руки» (лат.). — Прим. перев.

 

С. 191. * «Но еще раз обратим внимание на умаленного вами, но единодушно чтимого всем христианским миром Римского папу» (лат.).

 

 

Примечани

 

С. 193. *«То есть своей непорочной привилегии папы, чтобы никому, кроме него, не позволить завладеть ею» (лат.).

 

** «Кроме того, и то, и другое достоинство, то есть и королевское, и духовное, преимущественно благодаря истине, данной во Христе, привязываются к единственному для себя таинству и вместе с тем взаимосвязываются неким договором перед христианским народом» (лат.).

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

 

С. 197. * В диалоге «Об учителе» Аврелий Августин, напротив, полагал, что все части речи — имена, которые означают то, что существует (см.: Аврелий Августин. Об учителе // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII веков. М., 1998. С. 182—187).

 

С. 198. * «тех, чья природа становится вечным образцом» (лат.).

 

** Современные историки философии считают датой его рождения 1085/90 г. См.: MarenbonJ. Jilbert of Poitiers // A History of Twelfth-Century Western Philosophy. Cambridge, 1992.

 

C. 199. * Э. Жильсон ведет речь «О шести началах» действительно «по традиции», следуя Б. Гейеру, который поместил этот трактат в перечень трудов Гильберта (Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophic B. II. Hrsgb. B. Geyer. Basel, Stuttgart, 1967. S. 229). Однако, по мнению современных исследователей (Marenbon J. Gilbert of Poitiers // A History of Twelfth-Century Western Philosophy. P. 328; FumagalliBeonio BrocchieriM., Parodi M. Storia della filosofia medievale. Roma; Bari, 1996. P. 231), достоверно принадлежат Гильберту только три произведения: Комментарии к теологическим трактатам (Opuscula sacra) Боэция, Комментарии к Посланиям апостола Павла, Комментарии к Псалмам. Критическое издание Комментариев к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» подготовлено Н. М. Хэрин-гом: The Commentaries on Boethius by Guilbert of Poitiers. Ed. N. M. Haring. Toronto, 1966. На русский язык С. С. Неретиной и А. А. Коробковым переведен фрагмент этих комментариев (Вопросы философии. 1998. № 4).

 

** Речь идет о perfectihabies — энтелехии, о непрерывных улучшениях, производимых Богом в мире посредством сотворения новых монад.

 

*** К настоящему времени хронология произведений Абеляра исследована достаточно точ-

 

но. Об этом см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1996.

 

С. 200. * «только субсистируют, но не являются истинными субстанциями» (лат.).

 

С. 201. * «он приписывает порожденным формам универсальность и исследует их соответствие» (лат.).

 

С. 202. * «Единственно простая сущность» (лат.).

 

С. 203. * Радульф (Рауль) Ардентский (ок. 1179—1215), деятельность которого известна только с 1179 по 1215 г., в своем «Всеобщем зерцале» попытался создать систему этики, проявив — в противовес слабому знанию Аристотеля — внимание к трудам Цицерона, Сенеки, Боэция и отцов Церкви. Седьмая и Восьмая книги «Зерцала», представляющие собой «учение о вере», составлены на основании трактатов Петра Ломбардского и Гильберта Порретанского.

 

** Николай Амъенский — представитель Шар-трской школы, следовал методологической схеме учения Евклида, поскольку во главу угла ставил определения, постулаты и аксиомы и из них выводил теоремы. Его трактат «Искусство католической веры» (1187 — 1191) состоит из пяти частей: 1)учения о Боге и Его триединстве, о единой причине всех вещей; 2) учения о мире, творении ангелов и человека; 3) о свободе воли; 4) о церковных таинствах; 5) о воскресении и будущей жизни.

 

*** Марциан Капелла (V в.) — римский писатель, автор сочинения «О браке Филологии и Меркурия», где производится деление знания на «семь свободных искусств» — тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадривий (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

 

**** Колумелла — римский писатель и агроном (I в.), написавший труд «О сельском хозяйстве» в 12 книгах.

 

***** Гигин Юлий (ум. ок. 10) — латинский ученый и писатель, вольноотпущенник императора Августа, назначенный последним главой Палатинской библиотеки. До наших дней дошел его труд о легендах, связанных со звездами, и Fabulae — справочник по мифам.

 

С. 204. * «в соответствии с физикой и буквально» (лат.).

 

** «и создал твердь посреди вод» (лат.).

 

С. 205. * В 60-е гг. XII в. эти представления были уже достаточно распространенными. Петр Коместор использовал их в комментариях к

 

Примечани

 

 

«Схоластической истории», считавшейся учебником в парижской школе при соборе Нотр-Дам. См.: Петр Коместор. Схоластическая история // Неретина С. С. Верующий разум. Книга бытия и Салический закон. Архангельск, 1995. С. 284 — 293.

 

С. 206. * «Единица, следовательно, есть форма существования единичных вещей» (лат.).

 

** По-французски «единица» и «единство» обозначаются одним словом — unite.

 

*** «Единица ведь не может породить ничего иного, кроме равенства с этой единицей» (лат.).

 

**** «поскольку единица есть первичное и уникальное бытие всех вещей» (лат.).

 

***** См. примеч. к с. 90.

 

С. 207. * См. примеч. к с. 114.

 

С. 208. * Фрагменты «Металогикона» и «По-ликратика» см.: Памятники средневековой латинской литературы X — XII веков; Антология средневековой мысли. Т. I; Истина и благо (Вступительная статья «Исследование универсалий в "Металогике"» и перевод Р. Г. Белялутдинова).

 

С. 210. * «Философ тот, кто любит Бога» (лат.).

 

С. 211. * См. примеч. к с. 176.

 

** Адам Парвипотан (дю Пти-Пон) — логик XII в., терминист.

 

*** О Петре Абеляре см.: Федотов Г. П. Абеляр. Пг., 1924 (переизд.: Федотов Г. П. Собр. соч. в 12-ти т. Т. 1. М., 1996); Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья. Эригена и Абеляр; Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994 (переизд.: М., 1996).

 

**** Гильом(Гийом)изШампо(1068—1121) — философ-диалектик и мистик, автор книги «Вопросы, или Сентенции». Его «Диалог между Иудеем, Философом и Христианином о католической вере» опубликован в перев. С. С. Неретиной в журнале «Человек» (1998. № 4 — 5). О нем см.: Неретина С. С. Тропы и концепты (раздел «Концепт и концептология. Метафора», гл. 3 «Линкеевы очи»). Подробнее о нем у Жильсона см. ниже.

 

***** В ней учился, в частности, Иоанн Сол-сберийский.

 

С. 212. * Ансельм Ланский (ум. в 1117) — руководитель теологической школы в Лане, автор «Вопросов, или Сентенций» (название такое же, как и у Гильома из Шампо). В его школе впервые разрабатывались проблемы интенции; определение поступков человека ставилось как теоретическая проблема.

 

** Ссора была вызвана именно своеволием Абеляра: по школьным законам того времени теологию нельзя было преподавать без лицензии на право преподавания, полученной от церковного начальства. Петр Абеляр презрел этот обычай, за что впоследствии был обвинен на поместном Суассонском соборе (1121). Момент преподавания теологии как школьной дисциплины, отличной от философии, можно, однако, обозначить как момент рождения схоластики, о чем ниже скажет и Жильсон.

 

*** Петр Абеляр был оскоплен слугой каноника Фульберта, дяди Элоизы, который безосновательно решил, что Абеляр, женившийся на его племяннице, решил все же избавиться от нее, поместив в монастырь Аржантей. На деле Абеляр и Элоиза решили скрыть свой брак. Элоиза жила в монастыре, не принимая пострига. Но после увечья Абеляра оба супруга действительно приняли монашество. Об этом см. в книге: Петр Абеляр. История моих бедствий.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.033 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты