Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Психологическая социология Г. Лебона




Весьма значительное воздействие на формирование психо­логической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и ар­хеолога, доктора медицины Постава Лебона (1841— 1931).

В книгах Г. Лебона «Психологические законы эволюции на­родов» (1894; русский перевод 1906), «Психология толпы» (1895; в Русском переводе «Психология народов и масс», 1896, 1995), *Психология социализма» (1898; русский перевод 1908, 1995), "Французская революция и психология революций» (1912) и дру-Ги* работах был изложен комплекс идей и концепций, составив-



История социологии


ших основания «психологии масс» — одной из первых версий со­циальной психологии и психологической социологии.

Принципиально важная установка, последовательно про­водившаяся Лебоном во всех сочинениях, заключается в том, что основным инструментом познания социальных процессов и истории должна быть модифицированная психология. По его мнению, эта психология должна ориентироваться не столько на познание сознательных поступков людей, сколько на постижение неосознаваемых моментов их душевной жизни, ибо «скрытые, ускользающие от нас мотивы» поведения формируются благода­ря «наследственному влиянию» в «бессознательном субстрате» психики.

Несколько предвосхищая психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей, Лебон настаивал на том, что осознанная жизнь сознания индивида составляет лишь очень малую часть по сравнению с его «бессознательной жизнью», и подчеркивал посто­янное и безусловное преобладание бессознательного в различных человеческих сообществах (главным образом в толпе и массе).

Опираясь на результаты собственных непосредственных и дистанцированных исследований различных европейских и ази­атских цивилизаций, Лебон пришел к выводам, во-первых, об ис­ключительной важности психических компонентов социальной жизни и исторического процесса и, во-вторых, о телеологическом характере истории и действии ее законов «со слепой правильнос­тью механизма», столкновение с которыми приводит к неизбеж­ному поражению людей. В значительной мере именно действием этих законов Лебон объяснял то обстоятельство, что каждый народ обладает душевным строем, столь же устойчивым, как и его анато­мические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусства. При этом Лебон полагал, что «нравственные и интеллектуальные признаки, ассоциация которых образует душу народа, представляют синтез (обобщение) его прошлого, наследство его предков, мотивы, уп­равляющие его поступками.

Согласно Лебону, стабильный психический склад народов и рас формируется под влиянием наследственных факторов, воспи­тания, среды, подражания и общественного мнения, которые обес­печивают трансляцию суммы средних понятий, обусловливающих сходство людей.

В качестве важнейшего компонента эволюции цивилизации Лебон принимал религиозные верования, которые, по его мнению,


социология франции 127

всегда являлись самым существенным элементом в жизни народов и их истории. К числу главных факторов эволюции, обеспечиваю­щих ее обновление и движение, он относил характер народа, идеи, понятия, верования (религиозные, социальные, политические и т.д.) и убеждения.

Осуществляя психосоциологические исследования, Лебон уделил особое внимание проблемам «толпы» и «расы», поскольку, по его мнению, в жизни европейского общества в конце XIX — начале XX в. начался качественно новый этап развития — «эра толпы», основным признаком которой является «замена созна­тельной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы»1.

Понимая и трактуя толпу как группу людей, обладающую специальными свойствами и охваченную общими чувствами, настроениями и стремлениями, Лебон выделил характерные ее черты: зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, раздражительность, догматизм, неспособность обдумывать, от­сутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувственность, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным дейс­твиям и бездумному следованию за лидерами.

Рассматривая наступление «эры толпы» как начало упадка цивилизации, Лебон подчеркивал, что в толпе люди деперсона­лизируются и деиндивидуализируются. Согласно Лебону, каковы бы ни были составляющие толпу индивиды, как бы сходны или несходны ни были они между собой по своему образу жизни, занятиям, характеру или интеллигентности, один лишь факт их принадлежности к толпе достаточен для появления у них своего рода коллективной души, благодаря которой они совсем иначе чувствуют, мыслят и действуют, чем чувствовал, мыслил и дейс­твовал бы каждый из них в отдельности2.

Отмечая бессознательный и избыточно эмоциональный харак­тер поведения людей в толпе, Лебон утверждал, что оно обуслов­ливается действием «психологического закона духовного единства толпы», согласно которому в позднейшей фазе формирования ор­ганизованной толпы в ней происходят исчезновение сознательных личностей и ориентирование чувств и мыслей людей в одном и том Же направлении, в силу чего на основе общих качеств характера, *Управляемых бессознательным», возникает временная «коллек-

1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. С. 149. См.: Зомбарт В. Социология: Хрестоматия. М., 1926. С. 71.




Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты