Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социология в системе нравственных наук. Взгляды на общество




Первые пять книг «Системы логики» служат как бы введением к последней, шестой книге, посвященной «логике нравственных наук», в которой Милль обосновал систему нравственных наук. В эту систему он включил психологию, экономику2 и социоло­гию.

Основополагающей в составе нравственных наук Милль счи­тал эмпирическую психологию, или науку о человеческой природе, которая ищет основные единообразия (контовские «законы при­роды») в области духовных и умственных явлений. Эта важность эмпирической психологии в системе общественных наук — естест­венное следствие методологии ученого, согласно которой все мето­ды познания (в том числе прямой, обратный и комбинированные дедуктивные методы) способны давать новое знание лишь пос­тольку, поскольку они способны восходить к индукции. Именно психология, по Миллю, возможна как образцовая индуктивная наука, тогда как общественные науки неизбежно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить разновидности соци­ального поведения конкретных людей с помощью общих законов, найденных индуктивно.

Ближе всего к психологии, по Миллю, находится основанная на ней этология, которая дедуктивно выводит законы формиро­вания характеров и их формы из различных комбинаций общих психологических законов с конкретными физическими и психи­ческими обстоятельствами, что и придает характерам индивидуаль­ный оттенок. «...Этология будет обозначать ту зависящую от пси­хологии науку, которая определяет, какого рода характер получится

1 См.: История теоретической социологии. Т. 1. С. 225.

2 Следует отметить, что первоначальные наброски теории обществен­
ных наук связаны у Милля с определением предмета политической экономии
и свойственного ей метода исследования. Важно отметить, что политэкономия
была единственной общественной наукой, где Милль систематически работал
над содержанием теории.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 143

(в зависимости от этих общих законов) при наличности известного ряда физических и психических обстоятельств»1.

Переходный к социологии, частный вид этологии — «поли­тическая этология», или наука «о причинах, определяющих наци­ональный характер, присущий всякому народу или эпохе»2, — это по сути некая разновидность социальной психологии, учение о национальном характере. Общая психология в совокупности с индивидуальной и национальной этологиями, создает основу для дедуктивного построения той общей «науки об обществе», которую Милль называл общей социологией.

Дедуктивное движение мысли от «абстрактной» индуктивной науки психологии к «конкретным»3 общественным наукам допол­няется встречным индуктивным движением «от истории», которая дает социологии материал для размышлений в виде «эмпирических обобщений», извлекаемых из наблюдений за действительным хо­дом развития человеческих обществ.

Социология лишь осуществляет постоянную проверку исто­рических обобщений психологическими и этологическими зако­нами: «История, при разумном ее изучении, дает эмпирические законы общества. Задача же общей социологии заключается в том, чтобы проверить эти законы и связать их с законами человеческой природы посредством дедукций, показывающих, что таких имен­но производных законов и надо было ожидать в качестве следс­твий тех основных законов»4. Тем самым социология превращает «простой эмпирический закон» в истинный закон природы, «закон научный», т. е. общезначимый, которым можно пользоваться «для предсказания будущих событий»5.

Таким образом, социология для Милля — промежуточная (между психологией и «номотетической» историей) контрольная Дисциплина, связывающая традиционные интересы общественной мысли с новыми послеконтовскими «эволюционными» взглядами на законы смены исторических состояний и свойства общества. Контрольная функция социологии — предохранять от ошибок как некритической экстраполяции эмпирических наблюдений на все человечество и всевозможные социально-исторические ситу-

1 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. С. 789.

2 Там же. С. 823.

3 Термины «абстрактные» и «конкретные» наук соответствуют представле-
Ниям О. Конта.

4 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. С. 834.

5 Там же.


144 История социологии

ации, так и чистой спекуляции о реальном поведении человека в обществе на базе одних лишь теоретически выведенных свойств человеческой природы.

Все общественные явления суть явления человеческой приро­ды, а законы общественных явлений не могут быть ничем иным, как только законами действий и страстей людей. Тем самым Милль допускал существенную психологизацию общественно-историчес­ких законов развития и деятельности человека и вследствие это­го социологии как науки. Следует отметить, что это была одна из первых и наиболее ясно выраженных тенденций «психологизма» в социологии, который стал ее разветвленным направлением к концу XIX в.

Милль хотел сохранить стабилизирующую общественное сознание концепцию человеческой природы, признавая, однако, изменчивость последней и привлекая для научного объяснения исторического усложнения человеческого поведения результаты ассоциативной психологии своего времени (в первую очередь свое­го отца Джеймса Милля). Но он также понимал, что самая лучшая психология — не спекулятивная и дедуктивно-нормативная, как старая психология многочисленных «естественных состояний», а его — индуктивно-ассоциативная все равно не сможет дать удов­летворительных объяснений всех конкретных случаев обществен­ного поведения, с которыми ежедневно сталкивается любой по­литик и рядовой наблюдатель общественной жизни. Знания лишь основных мотивов человеческого поведения, безусловно, недоста­точно для объяснения поступков людей в конкретных социальных ситуациях, когда на них воздействует множество разных людей, косвенные моменты, обычаи и пр.

Поэтому, если саму мысль о необходимости связывания всех обобщений исторического масштаба с законами человеческой при­роды Милль позаимствовал у Конта, то вопрос о предшественнице и базе для социологии он решил в пользу психологии (в то время, как Конт отвел эту роль биологии).

«Психологизация» общественных явлений во многом предо­пределила представления ученого об обществе в целом.

Для Милля общество — это механический агрегат, сумма от­дельных личностей. Закономерности общественной жизни он сво­дил к законам индивидуальной человеческой природы. «Законы общественных явлений, — отмечал Милль, — суть... законы актив­ных и пассивных проявлений людей, объединенных в обществен­ном состоянии. Но люди и в общественном состоянии остаются


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 145

людьми, а потому и их активные и пассивные проявления остаются подчиненными законам индивидуальной человеческой природы... В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и мо­гут быть к ним сведены. Сложение причин есть всеобщий закон общественных явлений»1.

Ту роль, которую в механизме играет принцип равновесия, в биологии выполняет анатомическая структура, а в социологии — «организация порядка». Умственное совершенствование состав­ляет основу человеческого развития. Движущей силой в истории человеческого рода всегда была сила убеждений и умозрения.

От отдельных, самостоятельно мыслящих личностей исходят импульсы, побуждающие стремиться ко всему великому. Поэтому Милль резко осуждал «социократию» Конта, неприемлемую для него уже только потому, что она поглощает человеческие индиви­дуальности. Милль твердо придерживался принципа либерального индивидуализма.

В отличие от «холиста» и «реалиста» Конта Милль тяготел к социологическому «номинализму» й верил, что «социальные за­коны» поведения людей в основном удастся свести к законам по­ведения отдельных индивидов: «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое... Они обладают лишь такими свойс­твами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены»2.

Милль не без основания полагал, что при обобщении взаимо­действий неоднородных сознаний возникают определенные мето­дологические трудности, которые он пытался преодолеть статис­тической трактовкой законов человеческого поведения.

Поскольку действия людей суть результат совместного вли­яния общих законов человеческой природы и конкретных обсто­ятельств ее проявления, плюс частных особенностей человечес­ких характеров, то объяснение этих действий будет успешным постольку, поскольку удастся найти способ отделения всеобщего, закономерного от частного и случайного. При соблюдении извес­тных условий (главное из них — достаточное число наблюдений) это обеспечивает статистика, ибо в больших массивах и совокуп­ностях (популяциях) случайные отклонения взаимно «нейтрали­зуются» и вычисляется общая тенденция. Разумеется, статисти­ческие, вероятностные закономерности не позволяют предвидеть

1 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. С. 798.

2 Там же.




Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты