Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История социологии. поступки отдельных людей или даже отдельных групп в конкрет­ных обстоятельствах, но зато выявляют тенденции или направле­ния социального изменения в





поступки отдельных людей или даже отдельных групп в конкрет­ных обстоятельствах, но зато выявляют тенденции или направле­ния социального изменения в достаточно крупных массах людей. Статистическое суждение, всего лишь вероятное в отношении по­ведения случайно выбранного индивида, приобретает достовер­ность закона в отношении характера и коллективного поведения масс.

В то же время Милль предупреждал, что не следует переоце­нивать законодательный потенциал статистических тенденций, даже подтвержденных по всем правилам науки. Их совокупный результат все равно трудно предсказать в точности, и на их базе не удается установить сколько-нибудь значительное число суждений, истинных для всех обществ без исключения, т. е. настоящих уни­версальных законов. Вывод Милля относительно предсказательной силы социологического знания категоричен: «...социология, как система априорных дедукций, может быть наукой лишь тенденций, а не положительных предсказаний».

Однако это искупается тем, что знание, недостаточное для предсказания, может быть весьма ценным в качестве руководства для практики.

Среди проблем общества, которые должна в первую очередь рассматривать социологическая наука, Милль выделял и генети­ческое изучение черт человеческой природы, которые делают воз­можной совместную жизнь в общественном состоянии; и изучение разновидностей межличностных отношений в зависимости от ха­рактера общественного союза и состояния общества; и нахождение естественного исторического порядка, в каком состоянии общества сменяют друг друга, соответственно изменяя типичные для эпохи характер и поведение человека, и т.п.

Однако особый объект социологической науки — состояние общества. Состояние общества — это одновременное состояние всех значительных социальных фактов или явлений (например, уровень знаний, умственной и нравственной культуры всего обще­ства и отдельных классов; состояние промышленности, богатство и его распределение и т. д.). «Состояния общества подобны различ­ным... возрастам живого тела: это состояния не отдельных органов или функций, но организма в целом»1.

Для изучения состояний общества ученый заимствует термины социальной статики и социальной динамики Конта. «Социальная статика» (по Миллю) определяет «условия устойчивости обще-

1 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. С. 830.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 147

сТвенного союза» и есть «теория взаимодействий между одновре­менными социальными явлениями». Соответственно «социальная динамика» занимается «единообразиями последовательности» и есть «теория общества, рассматриваемого в состоянии прогрессив­ного движения»1.

В связи с этим Милля интересовал вопрос о том, как разви­вается общество и возможен ли прогресс человечества. Милль был убежден, что идея прогресса содержится во всяком научном пред­ставлении об общественных явлениях, и, более того, он надеялся на открытие законов прогресса и на их великую практическую зна­чимость. «Основная задача социальной науки заключается в отыс­кании законов, согласно которым всякое данное состояние обще­ства вызывает другое, следующее за ним и замещающее его»2.

Согласно концепции Милля, человечество способно к дви­жению от варварства к цивилизации. Это движение вперед имеет различные формы и различную скорость в разных типах общества, хотя не исключен и определенный порядок прогресса. Однако необходимо знать, что должно быть сделано, чтобы человеческий род получил возможность продолжить путь к следующей стадии цивилизации.

Так, если использовать собственно исторический метод, то можно определить состояния, через которые люди должны пройти на пути к прогрессу. Это легко сделать, когда идет речь о менее ци­вилизованных обществах, моделью для которых служат общества более цивилизованные. Однако трудности возникают тогда, когда необходимо определить, что нужно уже достаточно цивилизован­ному обществу, чтобы продвинуться вперед, на новый уровень, которому нет ни примеров, о котором нет ясных представлений. Эта «брешь» может быть восполнена за счет «идеала», полученного путем дедуктивного вывода из сущности человеческой природы и теории этики.

Следует отметить, что еще в относительно молодом возрасте Милль сформулировал определенную концепцию для решения этой проблемы. Так, он различал два базовых состояния общества: естественное и переходное. Естественное состояние — это то, в котором обществом управляют те люди, которые наиболее всего пригодны для управления. В переходном состоянии для власти луч­ше подходили бы те индивиды, которые ей реально не обладают. Естественное состояние имеет тенденцию «быть подтачиваемым»

"~'Там же. С. 835. 2 Там же. С. 830.


148 История социологии

за счет появления новых лидеров; борьба между старыми и новыми лидерами ведет общество к переходному состоянию, которое затем трансформируется в естественное состояние. И хотя, как это может показаться, впоследствии Милль отказался от такого рода анали­за, его своеобразный след остался в дальнейших размышлениях ученого: никакое состояние общества не будет являться удовлет­ворительным, если те, кто лучше всего подходит для управления им, не будут наделены реальной властью1.

Милль в целом находил верным закон «трех стадий» Конта, который произвел на него значительное впечатление. Так, он счи­тал совершенно правильным, что развитие человеческого рода про­шло через теологическую и метафизическую стадии и в настоящее время находится на позитивной стадии. (Сам Милль предпочитал называть ее экспериментальной стадией.)

Если обратиться к тому, что же конкретно Милль понимал в качестве действительной причины социального прогресса, то труд­но дать однозначный ответ.

По мнению ученого, на каждой стадии цивилизации могут быть созданы определенные условия, которые дадут «толчок» следующей стадии. Так, в силу последовательного порядка смены социальных состояний «главнейшие условия жизни каждого поко­ления» обусловлены причинами, скрывающимися «в фактах жизни непосредственно предшествующего поколения»2.

Однако наличие условий для прогресса еще не означает, что сам прогресс будет иметь место. Продвижение общества вперед на деле происходит за счет идей, примеров морального и интеллек­туального руководства выдающихся личностей. Эти выдающиеся личности формируются обычно лишь в условиях свободы, тем са­мым именно свобода становится необходимым условием прогрес­са. Таким образом, вслед за Контом Милль находил, что «развитие всех сторон жизни человечества зависит прежде всего от развития умственной жизни людей, т. е. от закона последовательных изме­нений в человеческих мнениях»3.

Всякому значительному прогрессу в материальной цивили­зации предшествовал прогресс в знании, и предвестниками важ­ных социальных перемен были существенные изменения в образе мыслей общества.

1 History of Political Philosophy. P. 683.

2 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. С. 841.

3 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. С. 845.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 149

Рассуждения Милля предельно просты: прогресс зависит от развития новых идей; новые идеи развиваются лишь как оспарива­ющие старые, или общепринятые идеи. Поэтому прогресс возмо­жен только тогда, когда есть свобода спорить и оспаривать сущест­вующие представления и предлагать альтернативные. В то же время Милль понимал, что «оспаривание» существующих представлений является определенной угрозой стабильности общества1.

Другой вопрос, которым задавался Милль, — это вопрос о месте определенного общества в истории. Милль не сомневался в том, что современные ему общества Западной Европы и США яв­ляются цивилизованными: по отношению к ним можно вьщелить менее цивилизованные и совсем нецивилизованные общества. Признаком цивилизованности любого общества является наличие ответственного правительства и хорошее развитие научного зна­ния. В целом Милль был склонен полагать, что мерой «продвину-тости» общества служит уровень его интеллектуального состояния, а будущий его прогресс напрямую связан с продолжением развития научного знания, особенно в области социальных наук2.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты