КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предварительные методологические замечанияЗдесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологическом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследования в области социальных наук состоит, по Веберу, в том, чтобы выйти за рамки исследования, ориентированного на познание чисто формальных норм социальной жизни и пробиться к пониманию действительности. В соответствии с этой позицией и свою теорию капитализма, как и социологию в целом, Вебер строит как науку о действительном, а не как о формальном, как науку эмпирическую и об эмпирическом, а не формальную и о формальном. Социология как формальная наука необходимо должна была бы сосредоточиться на изучении нормативной жизни общества, т. е. на изучении правовых и конвенциональных норм. Вебер же стремится пробиться к действительности как живой и вечно меняющейся реальности. Для того чтобы «ухватить» эту живую и вечно меняющуюся действительность, этот «вечный поток жизни», он предлагает такой специфический взгляд на нее, как экономика, или хозяйство. «Социальная» точка зрения, т. е. изучение связи между людьми, позволяет с достаточной определенностью разграничить научные проблемы и вычленить собственно социологические лишь в том случае, если эта точка зрения характеризуется каким-либо особым содержательным предикатом»1. Таким предикатом для социологии является, по Веберу, социально-экономический. Именно хозяйственная или экономическая точка зрения «обеспечивает», по Веберу, «наиболее адекватную перспективу» для социологии. Именно экономика становится главным фоном и коррелятом социальной жизни. Тот факт, пишет Вебер, что наше физическое существование и в равной степени удовлетворение наших самых высоких идеальных потребностей наталкивается повсюду на количественную ограниченность и недостаточность внешних средств, приводит к тому, что Для их удовлетворения требуется планомерная подготовка, работа, объединение в общество. Изначальная потребность объединения в общество для решения задачи выживания становится тем фундаментальным основанием, которое задает базисный смысл и значение социальной действительности. 1 Вебер М. Избранные произведения. С. 364. I 388 История социологии Все социальные явления — это явления экономически релевантные, или экономически обусловленные. Экономическая релевантность, или обусловленность, является специфической характеристикой социального, фактов, проистекающих из объединения индивидов в общество. Поэтому при рассмотрении любого исторически-конкретного типа общества Вебер выбирает «хозяйственный принцип»: взгляд на общество с точки зрения хозяйственной деятельности индивидов. Следует, однако, особо подчеркнуть, что Вебер отказывается от мнения, будто всю совокупность явлений культуры можно дедуцировать из констелляций «материальных» интересов в качестве их продукта или функции, как это предлагается «материалистическим пониманием истории». Тем не менее он подчеркивает, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и... останется на все обозримое время творческим и плодотворным научным принципом»1. В связи со сказанным не случайным представляется и само название главного социологического труда М. Вебера — «Хозяйство и общество».
|