КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ммам^^^няСОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395 Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий заработка и дохода промышленного труда, препятствование конкуренции и развитию крупного производства, подчинение окружающей сельской местности своим экономическим интересам путем установления привилегий и принуждения продавать и покупать только на рынке данного города. Типичный гражданин средневекового города — купец или ремесленник, являющийся домовладельцем и платящий налоги. Однако социальные отношения средневекового города демонстрируют возрастание конфликта между торговым капиталом и ремеслом, развитие крупной промышленности и рост сословия подмастерьев как предшественников современного пролетариата. В цеховом городе господствует сословное неравенство, и основной тенденцией в развитии средневековых городов является стремление к равенству сословий и борьба за свободу. Национальное государство.Становление свободного рынка и свободного гражданина осуществляется в рамках средневекового европейского города и является, как уже было сказано, главной тенденцией исторического развития. Однако главное условие и механизм этого процесса коренились не в самом городе. Оно, как считает Вебер, состояло в том, что в Новое время города подпали под власть складывающихся и конкурирующих между собой национальных государств, ведущих непрерывную мирную и военную борьбу за господство. Именно эта конкуренция создала условия для развития современного капитализма. Каждое государство стремилось привлечь к себе свободно обращающийся капитал, который диктовал свои условия этим государствам. Буржуазия как класс, как новая социальная группа, ставшая основой и мотором капиталистического развития, возникла из этой сложной констелляции исторических событий и обстоятельств. «Из вынужденного союза государства и капитала, — пишет М. Вебер, — возникло сословие граждан в национальном масштабе — буржуазия в современном смысле слова. Замкнутое национальное государство создает условия для дальнейшего существования капитализма, который сохраняется до тех пор, пока национальное государство не уступит место мировому»1. Вебер считает, что капитализм в качестве необходимого условия своего существования должен иметь рациональное государство. 1 Вебер М. История хозяйства. С. 212. История социологии Более того, только в нем и существует капитализм. Рациональное государство эпохи капитализма отличается правовыми основами управления, бюрократией как формой рационального управления (разделением чиновничества на отдельные ведомства, профессиональной подготовкой чиновничества) и развитием рационального права — государственного, гражданского, коммерческого. Формально-юридическая система отношений, ставшая основой рационального государства, сформировалась на основе принятия Европой римского права. При этом Вебер подчеркивает, что сама по себе рецепция формального римского права средневековой Европой не является непосредственной причиной возникновения капиталистических правовых систем. Все характерные для современного капитализма правовые институты хозяйственной деятельности отнюдь не вытекают из римского права; рентовые бумаги, долговые обязательства, военный заем возникли из германской правовой мысли; акция выросла из средневекового и нововременного права, древности она неизвестна; вексель создан арабским, итальянским, германским и английским правом; торговое товарищество является продуктом средних веков; ипотека, официально регистрируемая и обеспеченная залогом, — институт средневекового, а не античного происхождения. Главным следствием рецепции римского права было то, что оно приучило к формально-юридическому мышлению, что и дало старт появлению рационального государства в виде появления соответствующего корпуса управляющего чиновничества. Разделение на ведомства и профессиональная подготовка чиновничества стали возможны только благодаря развитию городов и распространению христианства. Сословие городских граждан не могло разрешать торговые споры рыцарским поединком, а христианство считало такой способ языческим и потому неправомерным. И христианство, и городские граждане требовали опираться на рациональное судопроизводство и право, профессиональных юристов и адвокатов. Именно последние с их опорой на римское право приучили городское население к формально-юридическому мышлению, работающему, как машина, по заранее определенному плану и согласно формальным нормам, для которых обрядово-ре-лигиозные и магические соображения не играли никакой роли. Сочетание формально разработанного права с изучавшим это право чиновничеством, представляющим государство и обладающим на основе этого права техникой управления, стало не только юридической основой хозяйственной деятельности, но напрямую
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 397 содействовало развитию капитализма. Содействие рационального государства развитию капитализма выражалось прежде всего в разработке соответствующей хозяйственной политики. На Западе до XIV в. планомерную политику вели лишь города и церковь, государство отказывалось от вмешательства в хозяйственную жизнь, ограничиваясь лишь установлением пошлинной и финансовой политики, а также осуществлением политики общественного благосостояния, направленной на обеспечение населения продуктами продовольствия. Первые следы правительственной хозяйственной политики Вебер усматривает к XIV в. в Англии. Она вылилась в систему, которая стала известна как меркантилизм. Меркантилизм — это возведенное в принцип государственной политики поддержание производства, это союз государства с капиталистическими интересами. Целью государства являлось укрепление его мощи, каковое достигалось, с одной стороны, путем увеличения государственных доходов, а с другой — путем повышения налогоспособности населения, роста народонаселения и соблюдения торгового баланса. Вебер называет меркантилизм нерациональным капитализмом в силу того, что он основывается на фискальных и колониальных интересах, на государственных монополиях и носит сословно-монополистический характер, предполагающий разделение всего населения на сословия и их сохранение в неприкосновенности. Меркантилизм уступил место рациональному капитализму, основывающемуся на свободном рынке, однако он сделал свое дело — способствовал укреплению класса капиталистов. Развитие капиталистического духа.Капиталистический дух — это не стремление к наживе. Было бы ребячеством думать, считает Вебер, что рационалистическая и капиталистическая эпоха отличается более сильным стремлением к наживе, чем другие эпохи. В понятие капиталистического духа Вебер включает рациональный образ мысли, рациональный образ жизни и рациональную хозяйственную этику. Все это подразумевает, во-первых, отказ от воспроизводства и поддержания традиции, от суеверного стремления сохранить все привычные способы деятельности, проистекающие из страха, что малейшее изменение в обычном ходе жизни вызовет враждебное Действие со стороны таинственных магических сил. Во-вторых, речь идет о ликвидации деления морали на внутреннюю и внешнюю, деления контрагентов хозяйственной деятельности на своих (родственников, соплеменников... и т.п.), в от- ношении которых непозволительны взаимные Р^сче™' ^лу. чении прибыли. Одновременно с проникновением ст^ В-третьих, речь идет об отказе от практикуемой ц^р только одно средство - великое пророчество. Это явлен^ ^^_ ется в истории религий, и наиболее яркой егс' Ф?Рм^знь опре- деленного строгого уклада жизни. Мон^^^^тельно стремящихся к одной цели - блаженной жизня^^^ толь- ралью для всех и моралью для немногих избранных реш порвала Реформация. Ал«чяния создала свои Аскетизм стал светским, для чего Реформациясозд ^ ^ соединение с Богом через труд, через профессию ^Р ^ <<Ты ние. Вебер приводит в связи с этим ™™с™ое*^™11Й всЮ свою думаешь, что убежал от монастыря - нет, теперь, а*д жизнь должен быть монахом»'. Порицая наслаждение,^но н р^ шая отрекаться от мира, протестантизм задачей каждого считал подчинение себе внешних условии жизни <<гшизВание» Из этого мировоззрения и возникло понятие ip ^ («Beruf»). «В понятии "Beruf, - пишет Вебер, ^* с. выражение тот центральный догмат всех ПР°«"*™* м БогУ даний, ... который единственным средством стать^у д ^^ считает не пренебрежение мирской нравственностью 1 Вебер М. История хозяйства. С. 228. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 399 монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его "призванием"»1. Это понятие дает оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как делу, угодному Богу. Оно, с одной стороны, успокаивало совесть предпринимателя, поскольку представляла его не собственником, но лишь управляющим теми благами, которые послал ему Бог; с ДРУГ0И — побуждало рабочих к труду. Нравственная безупречность отождествлялась с деловой честностью. «Такой могущественной, бессознательно утонченной организации для обуздания представителей капитализма не было ни в одной другой церкви или религии», — пишет Вебер2. Однако, подводя итог, Вебер фиксирует, что этот корень современной экономической жизни уже умер. Хозяйственная этика, возникшая на почве аскетического идеала, лишилась своего религиозного обоснования. Надежда на награду в будущем пала, и на первый план выдвинулись всевозрастающие противоречия капитализма. Вместе с этим идеалом закончилась эпоха раннего капитализма и начался «железный век XIX столетия». * * * Таков в основных своих чертах образ капиталистического общества, созданный М. Вебером. Он остается верен своей методологии понимающей социологии, вскрывая и демонстрируя становление и функционирование капиталистического общества как процесс становления новых типов социального действия и нормативно-ценностных порядков через процесс их рационализации. Результатом этого процесса стало формирование рационального капиталистического хозяйства во всей сложности его форм, процессов и условий; складывание социальной организации капиталистического общества с его основными экономическими классами (буржуазией и пролетариатом), статусными и политическими группами; становление рационального государства с присущими ему процедурами и нормами правового управления в форме рациональной бюрократии; утверждение капиталистического духа в виде различных вариантов утилитарно-рационального жизненного поведения, включая рациональный социализм. 1 Вебер М. Избранные произведения. С. 97. 2 Вебер М. История хозяйства. С. 229. 400 История социологии Основная литература 1. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001. 2. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001. 3. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 416-494. 4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707-735. 5. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Там же. С. 345—415. 6. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там же. С. 495-546. 7. Вебер М. Основные социологические понятия // Там же. С. 602—643. 8. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же. С. 345—415. 9. Вебер М. Предварительные замечания // Там же. С. 44-60. 10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Там же. С. 61-272. 11. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Там же. С. 273-306. 12. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М, 1994. С. 78-308. 13. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Там же. С. 447-468. 14. Вебер М. Теория ступеней в направлении религиозного неприятия мира // Там же. С. 7-42. 15. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Там же. С. 43—77. Дополнительная литература 1. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. 2. Громов И., Мецкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997. С. 100— 140. 3. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998. 4. Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 1997. 5. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: Русский христианский гумани-тарний ун-т, 1998. 6. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: Труд и экономика. М., 1997. 7. Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера: Пер. с англ. М., 1981. 8. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: Критика социологии М. Вебера. Ростов н/Д, 1988. 9. Макс Вебер, прочитанный сегодня / Под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: С.-Пе-терб. гос. ун-т, 1997. 10. Ожиганов Э.Н. Политическая теория Макса Вебера: Критический анализ/ Латв. гос. ун-т им. П. Стучки. Рига, 1986. 11. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992. 12. Уроки Макса Вебера. М.: Московский городский педагогический ун-т. М., 1995.
|