КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие риторикиЗаговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ) Кто не умеет говорить, (Наполеон Бонапарт) Риторика – одна из самых древних наук на земле. Согласно мифу о ее Божественном происхождении, Зевс призвал к себе Гермеса и приказал «дать людям риторику». Этой науке насчитывается 2500 лет, если принять за точку отчета V–IV вв. до н.э. – период ее расцвета в Древней Греции, где риторику называли «царицей всех наук». Древние свято верили в силу слова. В древнейших религиозно-философских учениях правильной речи отводилось особое место. Будда разделял путь к истине на восемь шагов – это правильные: 1) распознавание; 2) мышление; 3) речь; 4) действие; 5) жизнь; 6) труд; 7) воспоминания и самодисциплина; 8) концентрация. Показательно, что среди первых трех шагов на пути к истине – правильное мышление и правильная речь, без соблюдения которых невозможно и правильное действие. Слово «риторика» греческого происхождения. В древнегреческом языке был глагол rheo, который имел три значения: «говорю», «лью» и «теку». Производное от него rhetor означало «оратор», – оно и дало название На протяжении двух с половиной тысячелетий определение риторики видоизменялось. В Древней Греции риторика трактовалась как «искусство убеждения», в Древнем Риме – как «искусство говорить хорошо». Цицерон конкретные задачи обучению красноречия сформулировал следующим образом: «Оратор должен изобрести, расположить, украсить». А вот во времена Средневековья и раннего Возрождения риторику трактовали как «искусство украшения речи». Риторика учит: 1) мыслить четко и логично, ясно и связно, т.е. «мыслить схемами», как говорил Рене Декарт; 2) понимать потребности аудитории и каждого собеседника, доставлять слушателям удовольствие своей речью, быть интересным для окружающих; 3) уверенно чувствовать себя при общении, владеть культурой слова и ощущать его свободу; 4) использовать алгоритм подготовки и проведения успешного публичного выступления, следуя классическому риторическому канону и интерпретируя его; 5) владеть голосом, управлять своими эмоциями, чувствовать регламент, вызывать нужные реакции у аудитории, вести переговоры, отстаивать свое мнение, отвечать на вопросы, слушать, произносить тосты, поздравлять, представлять, делать комплименты и т.д.; 6) успешно общаться с людьми, ставить цели и достигать их. 7) использовать язык для решения благородных целей и задач. Познакомимся с интересной древней легендой. Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, позвал гостей и велел своему рабу приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил языки, приготовил их и подал гостям. – И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство присутствующих столь дешевым угощением. – Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф. Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил гостей. На этот раз он приказал Эзопу: – Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать! Эзоп снова купил языки и приготовил их к обеду. – Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф. – Совершенно верно, хозяин, – невозмутимо ответил Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка. Философское объяснение, не так ли? И сколько раз история подтверждала правоту эзоповых слов!
|