Философских школах Древней Индии.
Философия зародилась в Индии в середине 1 тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах. Веды формировались во второй половине П — начале 1 тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме. В первой половине 1 тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен- ных к священным (литература шрути),все эти книги считались «бого- откровенными», т.е. полученными людьми от богов.
Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо- бенно в ее последней части. Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами.
К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятия:
Пуруша —в чисто мифологическом плане выступает как первоче- ловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к воз- никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза - Солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуру- ша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Рита —это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита - это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют- ся живые существа.
Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.
Школы индийской философии.Примерно с V! в. до н.э. начина- ется процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выде- лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.
Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при- знают еще и иные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхья и йога.
Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ- к VII — VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья.
Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источ- никах; это буддизм, джайнизм и чарвака.
|