Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Даосизм.




Основоположником даосизма счита-
ется Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который по
преданию был старшим современником Конфуция. О жизни его прак-
тически ничего не известно. По легенде, в преклонном возрасте Лао
Цзы решил покинуть Китай, и начальник стражи заставы, через кото-
рую он проходил, попросил его оставить Китаю часть своей мудрости.
Лао Цзы согласился и написал книгу «Дао-Дэ-цзин». Многие совре-
менные ученые считают, что Лао Цзы вообще не существовал или жил
значительно позже Конфуция, а «Дао-Дэ-цзин» — собрание текстов
различных авторов.

Даосизм как философское учение в своей классической форме по-
лучил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 369-
286 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается
развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья счи-
тался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуциан-
ством и буддизмом).

Центральное место в даосизме занима-
ют проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба
эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое рас-
пространение в китайской культуре и различную трактовку в фило-
софских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

В «Дао-Дэ-цзин» Дао понима-
ется прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная,
или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение,
развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстан-
ция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может понимать-
ся как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао прису-
ща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао
себя проявляет.

В «Дао-Дэ-цзин утверждается, что знание Дао
доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Это люди, лишен-
ные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за
движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в мол-
чании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».

Человек и человеческое обще-
ство — это часть природы, поэтому их развитие также определяется
Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответ-
ствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики -
недеяние: «человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет неде-
яние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродете-
лен».

Моизм –этико-политическая проблематика.

Легизм-законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.

Номинализм- проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.

 

 

4. Истоки древнегреческой философии: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа,


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты