Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.

Читайте также:
  1. II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
  2. III. Изучение нового материала.
  3. IV. Изучение нового материала.
  4. IV. Изучение нового материала.
  5. IV. Изучение нового материала.
  6. IV. Изучение нового материала.
  7. IV. Изучение нового материала.
  8. IV. Изучение нового материала.
  9. IV. Изучение нового материала.
  10. IV. Изучение нового материала.

Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии
долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории
античной философии в значительной степени сохранилась терминоло-
гия, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для
обозначения различных природных и социальных сил; любовь имено-
валась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость-
Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриния-
ми — богинями мщения и т.д.

Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа. Милет — город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком.

Фалес-древнегреческий мудрец, которого многие ав-
торы называют первым философом Древней Греции. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии),
ввел календарь из 365 дней. разделенных на 12 тридцатидневных месяцев,
оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был
в Египте). Именно Фалесу
принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».

Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равноден-
ствия», «Морская астрология» — ни одна из работ не сохранилась.

Философские воззрения,. Фалес был стихийным
материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев-
ленным, именно боги и души — источники движения и
самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя-
гивает железо.

Все возникло из воды, из нее все начи-
нается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде,
Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.

Анаксимандр. (ок. 610-
546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, Ученик Фа-
леса.
Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со-
ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы {гло-
бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.

Основные труды. «О природе», «Карта земли», «Глобус» — ни
одна из работ не сохранилась.

Первоначало. Первоосновой мира
Анаксимандр считал апейрон — вечное («не знающее старости»),
неопределенное и беспредельное материальное начало.



Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары про-
тивоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбина-
ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в
мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля.

Пифагорейский союз ,созданный Пифагором, был научно-
философской школой и политическим объединением. Это была закры-
тая организация, а учение его — тайным. В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и
женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготов-
ку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество у пи-
фагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к
образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к по-
беде над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию
памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни за-
нимали занятия наукой. Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Об-
щим для большинства из них является понимание числа как первоос-
новы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.

Элейская школа. Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, исполь-
зуя философские понятия предельной общности, такие как бытие,
небытие, движение. Если все предшествующие философы всего
лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парме-
нид и Зенон) первыми попытались рационально обосновать и даже до-
казать свои идеи. У элеатов первых появилась оценка чувственного
телесного мира как неистинного и иллюзорного ему был проти-
вопоставлен «истинный», умопостигаемый мир.
Атомизм.Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего имеется в виду учение Демокрита. Известно, что Демокрит написал около 70 сочи-
нений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не до-
шло. Проблемы атомизма излагались в трудах «Большой домострой.,
«Малый домострой» и др.



Первоначалами бытия
являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы.
Атомы (букв. «неделимые») — это мельчайшие, неделимые частицы
вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не
исчезают. Количество атомов бесконечно. Они различаются величи-
ной, формой и
положением в пространстве. Атомы подвижны, парят и «пляшут» в
пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.

Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Воз-
никновение и уничтожение вещей — результат сцепления и разделения
атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы про-
должают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал
«средними ступенями», из которых складывается все остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь — только из
шарообразных.

Сами по себе атомы
лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т.п. Все эти качества-
результат восприятия атомов нашими органами чувств. Ведь то, гово-
рит Демокрит, «то один человек воспринимает как сладкое, другой мо-
жет воспринимать как горькое. Отсюда необходимо проводить разли-
чие между первичными, т.е. объективно существующими, свойствами
атомов (форма, величина, положение в пространстве) и вторичными-
нашим субъективным восприятием этих первичных свойств.

Демокрит был основоположником механистическо-
го детерминизма.Ничто, происходящее в мире., не возникает беспри-
чинно, все появляется в силу необходимости (ведь все происходящее в
мире — это результат движения, столкновения, сцепления и т.п. ато-
мов). Случайность придумали люди для оправдания собственного не-
вежества.

Живое возникает из неживого
без вмешательства богов и без какой-то цели. Из земли и влаги заро-
дились сначала земноводные животные, а потом — сухопутные. Не-
жизнеспособные существа (слепые и глухие, безногие и безрукие) по-
гибали, уцелели только жизнеспособные; они дали потомство; среди
этих последних существ оказались и люди.

Источник движения для людей и животных — душа; она, как и все
остальное. состоит из атомов (шарообразных, как обладающих наи-
большей подвижностью). Со смертью тела душа распадается и поги-
бает.

Гераклит. (ок. 544 — 480 гг.
до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфес-
ский. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду,
жил бедно,и одиноко.

Основные труды. «О природе» — сохранилось около 130 фраг-
ментов.

Первоначалом всего су-
щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и
живым, более того — он разумен, ему присущ Логос.
Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой
вспыхивая и мерой угасая».

Принципиальная особенность мира состоит в его по-
стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну
и ту же реку».
В этом Гераклит противостоит большинству античных
философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и
неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по
Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на-
гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един-
стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»).

Все в мире возникает из огня, и это
«путь вниз» и недостаток огня. По мнению Гераклита,
космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь
мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой
(так как огонь живой и разумный).


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 166; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Даосизм. | Философия Платона (теория познания, учение об идеальном государстве).
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты