КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Платона (теория познания, учение об идеальном государстве).
Платон (427 — 347 гг до н.э ) — ве- личайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократи- ческой семьи. Подлинное имя Платона — Аристокл, «Платон» — про- звище, означающее «широкоплечий»; в историю философии и историю культуры он вошел под прозвищем. Своим главным учителем Платон считал Сократа. После смерти Сократа, которую Платон тяжело пере- живал, он несколько лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Ва- вилоне, Персии и Ассирии. В 399 г, до н.э. приехал в Сиракузы, надеясь осуществить там свой проект по преобразованию государства. Прави- тель Сиракуз Дионисий Старший сначала обласкал Платона, а затем, рассердившись на него (возможно, после ряда доносов), приказал про- дать Платона в рабство. Один из поклонников Платона выкупил его.
До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя относительна некоторых имеются сомнения: действительно ли они описаны Платоном. Платону приписываются один монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных, l l сомнительных), 13 писем (боль- шинство считаются подложными). К числу важнейших философских гроизведений относятся «Протагор», «Федр», «Государ- ство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме, в большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.
Платон — основоположник объек- тивного идеализма.Центральное место в философии Платона зани- мает учение об идеях.
Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царства есть духовное множество, состоящее из идей.
Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, со- баки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов инравственных явлений (идея едини- цы, идея мужества), идеи четырех стихий. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в цар- ство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.
Гносеология. Подлинное знаниевозможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение.Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание — это при- поминание того, что душа знала ранее.
Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство суще- ствует не ради людей, а ради самого себя.
Платон усматривает причину возникновения государства в обще- ственном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто зани- мается только одним делом, отсюда необходимость координировать чело- веческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназ- начен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями.
Стражи и правители не обладают никакой частной или личной соб- ственностью, они живут все вместе в общественных помещениях, вместе питаются (за счет налогов с ремесленников и земледельцев) и не получа- ют никакого иного вознаграждения. У них даже нет семей, так как жены и дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы «лучшие сходились с лучшими» — для получения лучшего потомства). Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае все взрослые будут относиться ко всем детям, как к родным.
|