КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познания, проблема очищения интеллекта от заблуждений).
Новым временем принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVII в. (после эпохи Возрождения) и длящийся по настоящее время. Именно в Новое время возникла культура нового типа, заложившая основы технологической цивилизации, в которой мы сейчас живем.
Само возникновение культуры Нового времени в Европе (и прежде всего в Западной Европе) и порожденный ею невиданный рывок в раз- витии науки и техники, принципиальное изменение самого характера научного и философского мышления является удивительным и труднообъяснимым явлением в истории человечества.
Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени, говорил о том, что решающую роль в становлении культуры Нового времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас и порох. Однако все эти открытия пришли в Европу с Востока — из Ки- тая — и через посредство арабов (или шире — мусульманских народов). Известные на Востоке намного ранее, чем в Европе, эти открытия тем не менее не привели там к соответствующим революционным пре- образованиям в культуре.
В XVII — XVIII вв. в странах европейской культуры постепенно восторжествовал рационализм, а вместе с ним и утвердившаяся в эпоху Просвещения вера в безграничную мощь человеческого разу ма и науки. Казалось, что применение человеческого разума и научной методологии ко всем сферам бытия позволит познать все тайны природы и произвести переустройство социальной жизни на разум- ных и естественных началах. Но уже в конце XVIII в. Кантом (немецкая классическая философия) был поставлен вопрос о природе самого человеческого разума и указаны границы «теоретического разума». Весь внешний мир, в том числе и природа, при таком подходе оказались в принципе не познаваемой «вещью-в-себе». А попытки переустроить социальную жизнь рациональным образом на основе просветительских лозунгов «Свобода. Равенство. Братство» вы-. лились на практике во время Великой французской революции в кровавый террор и диктатуру. Эти и аналогичные события уже XIX — ХХ вв. в значительной степени подорвали веру в безграничную мощь человеческого разума и повлияли на становление иррационализма в западной философии.
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — анг- лийский философ и государственный деятель.
Основные труды. «Нравственные и политические очерки» (1597), «О мудрости древних» (1609), «Новый Органон. или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и преувеличе- нии наук» (1623), «Новая Атлантида» (1624).
Заблуждения. Развитию науки мешают раз- личные заблуждения человеческого ума, т.е. искаженные образы дей- ствительности; Бэкон называет их «идолами» или «призраками». Вы- деляя четыре типа таких заблуждений,Фрэнсис Бэкон почти полнос- тью следует Роджеру Бэкону. Идолы рода - Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям. Идолы пещеры - Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры. Идолы рынка - Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей. Идолы театра - Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.
Только освободившись от этих «идолов», можно продвигаться впе- ред по пути развития науки, которая, по словам Бэкона, есть «дочь вре мени», а не «дочь авторитетов». Научные знания накапливаются посте- пенно, благодаря деятельности многих поколений ученых.
Индуктивный метод. Базироваться наука должна на опыте, на экс- перименте. Все опыты Бэкон делил на светоносные (дающие чистое знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу) и дал анализ различных вариантов опытов. Он сформулировал и развил ин- дуктивный метод познания, по которому общие законы науки долж- ны выводиться из результатов конкретных экспериментов (т.е. от част- ного к общему). Он утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену ранее господствовавшему дедуктивному, по которому новые, истины добывались посредством логического вывода из общеприня- тых положений (от общего к частному). Чтобы получить новое знание о каком-нибудь явлении природы, например о тепле, мы должны начать с составления «таблицы присут- ствия», в котором перечисляются все известные нам свойства и объекты природы, в которых присутствует тепло (солнечный свет, метеориты и т.д.). Затем перейдем к составлению «таблицы отсутст- вия», где перечисляются свойства, сходные с первыми, но в которых отсутствует тепло (лунный свет, блуждающие огни и т.п.). Сле- дующий шаг состоит в составлении «таблиц степеней», где одно и то же свойство (в данном случае тепло) представлено в различной сте пени (свет солнца и свет костра и т.п.). Теперь, задавая правильные вопросы, можно постичь природу тепла. Например, спросим: является ли тепло только небесным феноменом? Нет, из таблицы присутствия видно, что тепло присуще как небесным, так и земным объектам. Все ли небесные тела обладают теплом? Нет, мы видим, что Луна им не обладает, и т.д.
|