Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Д. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма.




Джон Локк (1632-1704). Сенсуализм - теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящие все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.Своим известным положением ”нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве” Джон Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником всех идей, по Локку, может быть только опыт (внешний и внутренний). Опытные источники наших идей: ощущение (возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас) и рефлексия (возникают, когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души). Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей (первичные и вторичные).Джордж Беркли(1684-1753) отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка (источник ощущений - внешний мир, существующий независимо от сознания) и объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью. Философия Беркли пред-
ставляет собой оригинальную комбинацию объективного и субъек-
тивного идеализма:
объективного, поскольку творцом реальности
признается Бог, и субъективного, поскольку реальным признается су-
ществование только множества человеческих сознаний (душ). Про-
должая идущее от античной философии деление бытия на реальный
умопостигаемый мир и иллюзорный, чувственно воспринимаемый, Берк-
ли (как и Лейбниц) отрицает действительное существование матери-
ального телесного мира. По утверждению Беркли: «Существовать-
значит быть воспринимаемым». Поэтому онто-
логии как таковой, т.е. учения о бытии, у Беркли, строго говоря, вообще
нет.

Концепцию Беркли можно оценить как идеалистический сенсуа-
лизм, противопоставленный материалистическому сенсуализму
Локка.

Давид Юм (1711 — 1776) — англий-
ский историк, публицист, экономист и философ. Родился в семье небо-
гатого шотландского дворянина в Эдинбурге. Основные труды. «Трактат о человеческой природе» (1739-
1740), «Опыты моральные и политические (Эссе)» (1741),'«История
Англии: В 8 т.» (1753 — 1762).. Признавая (в отличие от
Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего
об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Юм является ос-
новоположником новоевропейского скептицизмаи агностицизма.

Центральное место в учении занимают проблемы
гносеологии. Первый том «Трактата» носил сначала название «Опыт о
человеческом разуме», оно весьма символично, поскольку знаменитый
трактат Локка (1690) назывался точно так же, а трактат Лейбница
(1704) носил название «Новые опыты о человеческом разуме».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты