КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия).
Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814)— немецкий общественный деятель и философ. В творчестве Фихте выделяются два основных периода: до и после 1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному идеализму, во второй — к объективному идеализму. Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792), «Основы общего наукоучения» (первая версия опубликована в 1794 г., доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения о назначении ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче- ния о нравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ- ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной» (1806), «Речи к.немецкой нации» (1808).
Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой, фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой о науке», поэтому главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения» посвящен именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична:в ней одни идеи выводятся из других, любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью других — ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое-то одно исходное положение. Но что более очевидно для чело- века, нежели его собственное сознание, его «я»? Существование и деятельность нашего сознания («я») для каждого из нас несомненны; при- чем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся в границах этого «я». Поэтому именно с изучения сознания и должна начинаться философия. Однако, ставя перед собой эту задачу, можно по-разному подходить к выбору объекта исследования. И исходным объектом исследования в философии Фихте оказыва- ется как раз не его личное «я», не произвольное человеческое «я» или множество всех человеческих «я», а Абсолютное сознание — «Я».
Центральное мес- то в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». И главная проблема этики — это противоречие между свободой и необходимостью .
Если в теоретико-познавательной деятельности «не-Я» воздейству- ет на «Я» как объект познания, то в морально-практическом плане «не- Я» производит на «Я» определенный толчок, который вызывает проти- водействие со стороны «Я». При этом «не-Я» играет роль препятствия, которое «Я» стремится преодолеть: деятельность «не-Я» оказывается стимулом для деятельности «Я», которое стремится рас- ширить свои границы за счет области «не-Я». Но поскольку и «Я», и «не-Я» являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области «Я», но не завершение этого процесса.
Для человека быть свободным — это значит сделать себя сво- бодным, т.е. в своем эмпирическом «я» (индивидуальном человече- ском сознании) отодвинуть границы «не-Я». И данная деятельность че- ловека (конечного существа) есть необходимая составляющая дея- тельности бесконечного Абсолюта в его процессе самопознания. Отсюда свобода оказывается у Фихте деятельностью «Я» по познанию необходимости и уменьшению области «не-Я».
Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездея- тельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, «не-Я», и отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существу- ет множество людей (эмпирических «я»), каждый из которых имеет свои личные цели и идеалы, что неизбежно ведет к конфликту между ними. В этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это соответствует положению дел в божественном мире (в Абсолюте).
Прогресс в развитии человеческого общества состоит в увеличе- нии свободы, и в различные исторические эпохи существуют разные степени свободы.
|