КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика).
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) — немецкий философ, родом из семьи пастора. Основные труды.«Система трансцендентального идеализма» (1800), «Философия искусства» (1802 — 1803)
В твор- честве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфи- лософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, фило- софию свободы, философию откровения.
Период натурфилософии (1797 — 1799). Начиная свои философ- ские исследования как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о том, что сведение всей природы к «не-Я» (имевшее место у Фихте), при- водит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в таком случае представляет собой природа? Оставаясь в значительной степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг, уводящий его от философии Фихте, в сторону более последовательно- го объективного идеализма.
Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа и Дух (разум, Абсолютное «Я») представляют собой определенное единство. А значит, для понимания Природы можно использовать ту же модель, что и для Духа. И принимая тезис Фихте о «чистой актив- ности» как «сущности» Духа, Шеллинг эту идею «чистой активности» Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся - тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диа- лектике Природы, или объективной диалектике.
Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и целое, продукт «бессознательного разума»„«некий застывший разум в бы- тии». Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно бла- годаря целесообразности его действия-". Причем высшей целью ее разви- тия является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философии, и прежде всего на философию Геге- ля, а через него — Маркса и др. Однако конкретное построение его на- турфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто даль- нейшим развитием естествознания.
Период трансцендентального идеализма (1800 — 1801). В этот период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа, в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появле- нию Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения фи- лософской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы по- казать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем к Природе может прийти Разум.
Шеллинг рассуждает следующим образом. «Я» (Дух, Разум) есть изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности. Деятельность «Я» состоит в мышлении, но, поскольку единственно су- ществующим является только это «Я», то и предметом мышления для него может быть только оно же само. Но для того, чтобы возник про- дукт такой деятельности, «Я» должно что-то себе противопоставить, положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной деятельностью» в отличие от изначальной «реальной деятельности».
Построение философии , исходящей из деятельности субъекта, исходного «я», которое порождает себе противоположность, свой предел («не-Я>), приводит нас к субъективному идеализму (фило- софия Фихте). Построение философии, исходящей из реального суще- ствования Природы, т.е. «не-Я», заставляет нас сделать вывод о незави- симости «не-Я» от «Я» и приводит к философии, которую Шеллинг на- зывает «реализмом». Если же мы учитываем обе возможности, то тогда возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. «идеал- реализм», или «трансцендентальный идеализм».
20. Философия Г. Гегеля (тождество бытия и мышления «Феноменология духа», учение о логическом
процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (l770 — 1831) — немецкий философ, родился в Штутгарте в семье круп- ного чиновника. Основные труды. «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука ло- гики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Фило- софия права» (1822). Гегель — создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма, причем постро- ение этой системы ведется им посредством метода идеалистической диалектики. Как в построении своей системы, так и в разработке диа- лектического метода, Гегель в значительной степени опирался на ряд фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфило- софии последнего).
Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой о законах и формах только человеческого мышления. Признавая значение этой научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика имеет дело с законами и формами только человеческого мышления (рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия и мышления, необходимо поставить вопрос о законах и формах мышления как тако- вого, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во- вторых, формальная логика имеет дело только с застывшими формами мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, разви- тие.
Отсюда возникает задача создания новой диалектической логи- ки,которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о зако- нах развития Абсолюта. И в силу исходного тождества бытия и мыш- ления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией (учением о развитии познания') и логикой (учением о законах и фор- мах мышления):
логика = онтология = гносеология.
С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, на- ходятся в непрерывном движении и взаимосвязи; они постоянно изме- няются, «переходят» или «перетекают» друг в друга, превращаясь в свою противоположность. В работе «Наука логика» он рассматривает вопрос о становлении и взаимосвязи наиболее общих понятий — фи- лософских категорий; «бытие», «ничто», «становление», «качество», «ко- личество», «мера» и т.д.
Но решается эта проблема Гегелем крайне формально — путем по- строения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую структуру: тезис — антитезис — синтез, повторяющую общую струк- туру Абсолюта.
Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолют- ной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движе- ния и т.д., в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т.д., а в органи- ке — понятия геологической и растительной природы, организма и т.д.
Философия природы — наименее удачный раздел философии Геге- ля. Она мало и довольно плохо разработана,многие ее идеи не прини- мались даже последовательными гегельянцами.
Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раз- дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз- витие философии и, в частности, философии культуры.
Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо- люта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку имен- но в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одно- временно и конечный, и начальный этап развития,,проходящего по замкнутому кругу
Так же как и ранее, Дух и, соответственно, учение о нем составляют триаду, в данном случае это: Дух — Объективный дух Субъективный дух Абсолютный дух.
Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернув- исаяся к себе, только начиная со стадии самосознания в феноменоло- гии. На конечной стадии развития Субъективного духа рождается сво- бода, или свободный дух, деятельность которого проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа.
|