КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление.
Артур Шопенгауэр (Schopenhauer) (1788 — 1860) — немецкий философ. Основные труды. «О четверояком корне достаточного основа- ния» (1813), «Мир как воля и представление: В 2 т.» (Т. 1 — 1818, Т. 2 — 1849), «О зрении и цвете» (1816), «О воле в природе» (1836), «О свободе человеческой воли» (1839), «Об основании морали» (1840), «Parerga und Para1ipomena» («Парерга и паралипомена», т.е. примеча- ния и дополнения) (1851). Шопенгауэр — субъективный идеа- лист,в своем учении опирается на ряд идей немецкой классической философии, платонизма и индийской философии. Своим главным идей- ным противником он считал Гегеля, идеи которого неоднократно кри- тиковал (и особенно — учение о диалектике и телеологизм гегелев- ской системы).
Мир как представление. Телесный, чувственно воспринимаемый мир понимается Шопенгауэром не как объективно существующий, а всего лишь как явление или представление в сознаниисубъекта («вещь для нас» — в терминологии Канта). А то, что стоит,за этими представлениями, Шопенгауэр (вслед за Кантом) трактует как непо- стижимую «вещь саму по себе», поэтому мир становится миром только после того„как появился первый видящий его глаз, слышащее его ухп и т.д. «От ...первого раскрывшегося глаза, хотя бы он принадлежал насе- комому, зависит бытие всего мира». Но при этом сам факт существова- ния «вещи самой по себе» — чего-то вне нас и независимо от нас-
является несомненным.
Учение о «воле к жизни>. Основой «вещи самой по себе» оказыва- ется у Шопенгауэра слепая и не имеющая никакого основания в чем- либо ином «воля к жизни»',которая получает свою реализацию в бесконечном множестве форм, или, как это называет сам Шопенгауэр, «объективаций».
Воля к жизни слепа и бесцельна, не имеет основания и меры. Это является источником постоянной борьбы между различными ее объек- тивациями, каждая из которых стремится к абсолютному господству над всеми другими, что и порождает бесконечную войну «всех против всех». Множество объективаций определенным образом организова- но: существует своя иерархия (аналогичная иерархии платоновских идей). Внизу находятся «жизненные силы» природы, а верхнюю сту- пень в этой иерархии занимает человек — разумное существо, способ- ное к познанию и самопознанию. К сожалению, большинство людей обладает весьма ограниченными способностями в этой области. И только философский гений способен интуитивно постичь суть жизни.
Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма, проблема
личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю, экзистенциальная диалектика Ж.-П.
|