Материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса).
Марксистская философия представляет собой одну из трех тесно связанных между собой частей марксизма,включающего в себя так- же политическую экономию и так называемый научный коммунизм. Марксистская философия имеет особое значение в жизни общества, поскольку она стала теоретическим фундаментом практической соци- альной деятельности — революционной борьбы за построение комму- низма, которая активно велась в XIX—ХХ вв. и во многом определила ведущие события этого времени (социалистическую революцию в Рос- сии и попытки построения социализма и коммунизма в России и стра- нах социалистического лагеря в ХХ в.).
Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) — немецкий философ, публицист, общественный деятель. Фридрих Энгельс (1820 — 1895) — немецкий философ, публицист, общественный деятель. Основные идеи марксистской философии были выработаны Марк- сом и Энгельсом совместно, хотя большая часть работ, посвященных собственно философии марксизма, была написана Энгельсом.
Основные (философские) труды. К. Маркс и Ф. Энгельс: «Свя- тое семейство» (1845), «Манифест коммунистической партии» (1848).
К. Маркс: «Нищета философии» (1846), «К критике политической экономии> (1859), «Капитал> (1857 — 1883).
Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг» (1876 — 1878), «Диалектика природы» (1873 — 1895; не закончена, осталась в виде отдельных статей и на- бросков), «Происхождение семьи, частной собственности и государ- ства» (1884), «Л. Фейербах и конец немецкой классической филосо- фии» (1886).
Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм(уче- ние о природе и познании) и исторический материализм(учение об обществе).
Диалектический материализм. Диалектический материализм по- явился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелев- ской идеалистической диалектики, а с другой — как диалектическая переработка прежнего метафизического (и в первую очередь фейерба- ховского) материализма.
Основные идеи диалектического материализма следующие.
•Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной мате- рии, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных надприродных сущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи, Мирового ума и т.д.
•Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения — без материи. При этом движение абсолютно, а покой (понимаемый как некий «момент» движения) относителен. Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место у ньютоновско- го абсолютного пространства и времени). Существует ряд форм дви- жения (механическое, физическое,химическое, биологическое,социаль- ное), отражающих общий ход эволюции материи.
•Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей.
Законы диалектики при этом понимаются как универсальные законы бытия,охватывающие сферу природы, общества и человече- ского мышления.
Диалектический материализм был тесно связан с естествознанием XIX в., опираясь на его открытия и предлагая философский фундамент для их обоснования. Так, тезис о вечности материи и ее непрерывном дви- жении непосредственно связан с законом сохранения и превращения энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эво- люции живой природы и т.д. А, например, философская идея неразрывной связи материи, движения, пространства и времени нашла свое подтверж- дение в начале ХХ в. в теории.относительности Эйнштейна.
Гносеология марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения,суть которой состоит в том, что процесс по- знания трактуется как отражение в человеческом сознании опреде- ленных впечатлений, приходящих в него извне. Аналогичные воззре- ния можно обнаружить и в домарксовском материализме. Особеннос- тью марксистской гносеологии является следующее:
•процесс познания считается подчиняющимся трем законам диа- лектики;
•проводится качественное различие между познанием тео- ретическим и эмпирическим (включающим в себя чувственное); пока- зывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому, хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание опериру- ет общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспе- риментов и наблюдений, и т.д.;
•утверждается диалектическая связь между абсолютной и относи- тельной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее зна- ние обо всем бытии в целом) недостижима, на каждом этапе развития познания мы имеем дело только с относительными истинами (т.е. час- тичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но на- копление относительных истин в процессе познания позволяет нам бесконечно приближаться к абсолютной истине;
екритерием истины является общественная практика человече- ства, практика же является основой и целью познания.
Исторический материализм. Марксистское учение об обще- стве — исторический материализм — представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалекти- ки. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизи- руется в социальной философии как тезис о первичности обществен- ного бытия и вторичности общественного сознания.
|