Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Религии, социально-философские идеи).




Читайте также:
  1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Л. ФЕЙЕРБАХА: КРИТИКА РЕЛИГИИ, УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ.
  2. Дж. Масионис в качестве важнейших выделяет институты экономики, политики, семьи, религии, образования.
  3. Известно, что философия в средневековой европейской культуре превратилась в служанку религии, а философами являлись служители церкви. Как это понимать?
  4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
  5. Лекция 17 Философско-культурологические и социально-философские проблемы ноосферного Универсума (2ч).
  6. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
  7. Социально-философские взгляды Средневековья и Возрождения
  8. Социально-философские идеи Возрождения
  9. Социально-философские учения Ренессанса

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747—1755 гг. — в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из туманности — гипотезу о большой Вселенной вне нашей Галактики; учение о замедлении в результате приливного трения — суточного вращения Земли; учение об относительности движения и покоя.

Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. Философ в «докритический» период под влиянием эмпиризма и скептицизма Д. Юма:

1) наметил различие между реальным и логическим основанием;

2) ввел в философию понятие об отрицательных величинах;

3) осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением».

Ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. — переход И. Канта к воззрениям «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781 г.),

«Критика практического разума» — 1788 г., «Критика способности суждения» (1790 г.). Эти работы — теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. И. Кант выступает против догматизма абстрактной философии (метафизики) —без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей.

Приходит к агностицизму — дуалистическому учению о непознаваемости вещей в себе, являющихся объективным источником ощущений. Познаются только явления, посредством которых вещи себя обнаруживают. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.

Оно обусловлено существованием общезначимых априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений. Априорные формы рассудка (понятия) + априорные формы связи (синтеза) чувств

и понятий = основа законов: постоянства, взаимодействия, причинности.

И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы противоположные решения:

1) мир и конечен, бесконечно;

2) существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет;

3) все процессы (поступки) протекают как причинно обусловленные и совершаются свободно;



4) имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет.

Итак, разум по природе антиномичен — раздваивается в противоречиях. Но они — кажущиеся. Решение — в ограничении знания в пользу веры, в различении вещей в себе и явлений, в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Учение И. Канта об антиномичности разума стало толчком для разработки положительной диалектики в идеализме немецкой классической философии. В разуме заложено стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого рассудок стремится к решению вопросов о процессах в мире, о Боге.

Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются постулатами «практического разума», предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики И. Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив, правило, которое независимо от нравственности поступка могло стать всеобщим законом поведения.

Следуя Руссо, Кант утверждает, что каждый человек, каждая лич-
ность является самоцелью, поэтому личность не может быть сред-
ством
при решении любых задач, даже задач по достижению всеобще-
го блага. Отсюда следует кантовский категорический императив,
имеющий две формулировки:



• «...поступайтолько согласно такой максиме, руководствуясь которой
ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»',

• «...поступайтак, чтобы ты всегда относился к человечеству и в
своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не от-
носился бы к нему только как к средству»'.

Но даже следуя категорическому императиву в своем поведении,
человек может это делать по двум причинам:

а) во-первых, в силу эмпирической склонности вести себя нрав-
ственно (например, вы сидите в автобусе, увидели вошедшую старушку,
пожалели ее и уступили ей место);

б) во-вторых, в силу осознания нравственного долга (например, вы
уступаете старушке место не из желания помочь, а потому, что, даже не
желая вставать, вы осознаете необходимость вести себя именно так:
ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы
могли стать законом для всех).

Поступки первого типа Кант квалифицирует всего лишь как ле-
гальные,
и только поступки второго типа — как моральные.


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 10; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты