Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Номенализма).




ПатристикаТермин происходит от лат. «pater» — «отец». Патристикой называ-
ется религиозно-философское учение крупнейших философов и бого-
словов периода раннего христианства и прежде всего так называемых
отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую
роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основ-
ное время развития патристики — III — VIII вв.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовы-
вались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочи-
нениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Все-
ленских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно
на Вселенских соборах.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера,
обсуждавшимися в патристике, были:

• троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);

• природа Христа — божественная, человеческая или богоче-
ловеческая;

• соотношение свободы и благодати;

• отношение веры и разума.

В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II — III вв.)
и зрелую (III — VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех
философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полнос-
тью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью
(Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский). Они считаются лишь церковными писателями, а не отцами
церкви.

Отцы церкви в эпоху зрелой патристики:Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, Дионисий, Ареопагит, Максим Исповедник.

Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную.
Учения западных отцов церкви (и особенно — Аврелия Августина)
сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и филосо-
фии, а учения восточных — православной.

В католической церкви принимались особые постановления, опре-
деляющие список отцов церкви (который пополнялся именами теоло-
гов более позднего времени), в православной церкви канонические по-
становления такого типа не принимались.

Схоластика. Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит назва-
ние «схоластика». Хотя формально история средневековой филосо-
фии начинается с конца 5 в., но в силу социально-политических при-
чин в «темные века» развития философии в Западной Европе практи-
чески не происходило. Почти единственными центрами культуры в
это время были христианские монастыри, в библиотеках которых хра-
нились и переписывались отдельные античные тексты, в том числе и
философского содержания. Систематическое и последовательное развитие западноевропей-
ской схоластики началось только с XI в. В истории средневековой
философии можно выделить следующие периоды.



1. Ранний период:

а) предсхоластика (эпоха «темных веков») — У—VIII вв.;

б) ранняя схоластика — IX—XII вв.

2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв.

3. Поздняя схоластика — XIV—ХЧ вв.

По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков. Главной являлась задача согласовать оба предания и объединить в нечто целое. При выполнении этой задачи исходили из того принципа, что разум и откровение происходят от одного источника света — от Бога, и что поэтому между теологией и истинной философией противоречия не может быть, а в согласии их учений — доказательство истинности обеих.



Номиналисты и реалисты. Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объек-
там определенного вида или рода. Например, все
конкретные лошади, несмотря на множество индивидуальных разли-
чий, обладают некой общей «лошадностью», благодаря чему они и являются лошадьми.

Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Пла-
тона об идеях, которые, будучи «присущи» конкретным вещам некото-
рого вида, определяют их природу, являясь их идеальной моделью, а
кроме того — причиной и целью этих вещей; близко к этому и учение
Аристотеля о формах.

В решении вопроса «существуют ли универсалии
самостоятельно?» все философы поделились на два больших лагеря:
реалисты и номиналисты .

Реалисты —это философы, считавшие универсалии существую-
щими реально вне конкретных вещей.

Номиналисты(от лат. «nomen» — «имя») — это философы, счи-
тавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует
только в словах (именах), которыми называются вещи определенного
вида.

Так, с точки зрения реалистов, кроме конкретных лошадей и вне их
реально существует «лошадность», присущая всем лошадям как тако-
вым, вне конкретных быков — «быковость», вне любых четвероногих
животных — «четвероногость» и т.д. А с точки зрения номиналистов,
вне конкретных объектов нет никакой «лошадности», «быковости» и «четвероногости», а есть только слова (имена) «лошадь», «бык», «четве-
роногое», применимые, соответственно, к любой лошади, быку, четверо-
ногому.

Борьба шла не только между реалистами и номиналистами, но и
внутри каждого этого лагеря, среди и тех и других можно выделить
«крайних» и «умеренных».

 


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 14; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты