Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Философия Аристотеля (метафизика, учение о душе, социально-политические взгляды).




Читайте также:
  1. II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
  2. III. Изучение нового материала.
  3. IV. Изучение нового материала.
  4. IV. Изучение нового материала.
  5. IV. Изучение нового материала.
  6. IV. Изучение нового материала.
  7. IV. Изучение нового материала.
  8. IV. Изучение нового материала.
  9. IV. Изучение нового материала.
  10. IV. Изучение нового материала.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.)—
величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стаги-
ре (на берегу Эгейского моря). Отец — придворный врач македонско-
го царя Аминта П.

В 15 лет Аристотель остался сиротой — на попечении своего дяди
(брата отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель
активно интересовался естественными науками.

В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в
Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.

Аристотель покидает Афины, проводит не-
сколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э.он приехал в столицу Македонии Пеллу и 3-4 года учил наследника Филиппа — Александра (Македон-
ского).

После воцарения Александра в 335 г. до н.э. Аристотель
возвратился в Афины и открыл свою философскую шкалу — Ликей
(Лицей). Учеников и последователей Аристотеля часто называли
«перипатетиками»(прогуливающимися), так как в Ликее философи-
ей принято было заниматься во время прогулок по роще.

Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Гре-
ции.
Его работы охватывают почти все известные тогда области зна-
ния, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо-
логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.

Работы по философии были объединены в единую книгу, которая полу-
чила название «Метафизика»(букв. —после физики), так как в дан-
ном собрании сочинений она шла после книги под названием «Физика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в ав-
торстве Аристотеля — возможно, они принадлежат его ученикам.
Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками,
которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ.

Аристотеля
можно считать первым историком философии. Анализируя любую
проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений
предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведения-
ми о древнегреческой философии раннего периода.

Метафизика(первая философия).Аристотель
является дуалистом: он признает существование двух самостоятель-
ных первоначал — материи и формы. Все вещи, существующие в
мире, состоят из материи и формы.



Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Пер-
воматерия — это бесформенное неопределенное вещество, непозна-
ваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех ве-
щах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна
ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожи-
мой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникнове-
ния вещей, она же — источник случайности, множественности, возник-
новения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает су-
ществование (становится действительностью) только в результате
соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому поня-
тию «идеи». Форма — это некая идеальная сущность вещи — видовая
или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в ку-
сок меди, мы получаем определенный предмет: кувшин, вазу, блюдо и т.п.
Форма — это общая сущность для множества предметов одного типа;
различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и
т.п.) обладают единой сущностью кувшина.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то,
что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя.



Учение о душе. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой.
Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции
питания, роста и умирания; животная — осуществляющая функции
ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная — осуществляющая интеллектуальные функции рас-
суждения и размышления. Растения обладают только растительной
душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная
души не отделимы от тела — как у растений и животных, так и у чело-
века. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела. Аристотель отвергал учение о переселении душ.

Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек — это политическое животное.
Высшая цель государства, как и отдельного человека, состоит
в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что
Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то
время. Лучшей формой правления он считал «полицию», где нет рез-
кой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и
крайнюю демократию.

Физический труд — удел рабов, рабство существует «от природы», и
рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного
человека — интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.

 

 


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 26; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты