Санкхья
Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».
Философия санкхья строится как перечис- ление основных элементов бытия в порядке их становления: от перво- начал — ко всему многообразию мира.
Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи- ла,живший в VII в. до н.э.
Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача- на-сутра».
Философия санк- хья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо- связь материальной причины и ее следствия. Одной из центральных проблем теории причинности,широко обсуждавшейся в древнеиндийской философии, была следующая: пребывает ли следствие в причине еще до того, как оно появляется как таковое?
Представители санкхьи положительно отвечали на этот вопрос. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как резуль- тат реального превращения одного объекта (причины) в другой (след- ствие). Так, например, творог появляется в результате превращения молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенци- ально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины и т.п.
Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас к признанию существования материальной первопричины всех суще- ствующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити (материю).
Йога
Термин «йога» переводится как «соединение», «учас- тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание». Важнейшей особенностью йоги является разработка сис- темы специальных приемов для достижения особого духовного со- стояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического со- знания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое размышление).
Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живший около И в. до н.э.
Основные труды. Патанджали. «Иога-сутра> («Патанджали-сут- ра»); Вьяса. «Йога-бхашья» («Вьяса-бхашья») — комментарии к «Иога-сутре»; Вачаспати. «Таттва вайшаради» — комментарии к «Иога-бхашья». Йога и другие школы индийской фи- лософии.
Значение йоги как метода постижения высшей истины при- знается почти во всех школах индийской философии — как ортодок- сальных так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим
способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реа- лизации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чар- ваки.
Как философское учение йога во многом смыкается с учением санк- хьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле иогу можно считать практическим применением теории санкхьи.
Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как высшего «Я», отличного от всех остальных «я».
|