КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Н.А. Бердяева (религиозный экзистенциализм).
Николай Александрович Бердяев ( 4—1948) — русский религиозный философ, писатель и публицист. (1874—1948)— Его можно отнести к числу крупнейших русских мыслителей ХХ в. и, пожалуй, назвать наиболее известным в мире из всех русских фило- софов.
Основные труды. «Субъективизм и индивидуализм в обществен- ной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском»; Философская истина и интеллигентская правда; «Философия свободы» , «Смысл творчества. Опыт оправ- дания человека» , «Смысл истории. Опыт философии человече- ской судьбы» , «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» , «Философия свободного духа.
На протяжении всей жизни Бердяева цент- ральными в его творчестве были этические проблемы, рассматрива- емые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творче- ства и любви.
Название
| Сфера бытия
| Характеристика человеческого бытия
| «Царство
| телесный «мир»' как эмпири-
| вражда, рабство, разъеди-
| Кесаря»
| ческая действительность, как
| ненность, разорванность
|
| условие деятельности человека;
|
|
| «царство необходимости»;
|
|
| «царство природы»;
|
|
| «мир объективации»'
|
| «Царство
| мир подлинный, идеальное
| любовь, свобода,
| Божье»
| бытие или «космос»,'
| творчество
|
| «царство свободы»
|
| Существенным моментом философии Бердяева является дифференци- ация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону, неоплатоникам, гностикам и христианской философии).
Человек (в духе традиционной христианской философии) понима- ется Бердяевым как двойственное существо, состоящее из тела и души, причем, в силу первородного греха, душа находится в плену у тела'. Главная цель человека состоит в трансцендировании, в том, чтобы осво- бодить душу из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Основное средство для этого — творчество, а способностью к творчеству человеческая душа наделена изначально, поскольку человек создан по образу и подобию Бога-Творца«. Творчество и свобода неразрывно связаны: «тайна твор- чества и есть тайна свободы».
С творчеством и свободой неразрывно связана и любовь, причем любовь понимается у Бердяева не только как духовная. Бердяев утверждает, что мужчина и женщина, взятые в отдельности, сами по себе не являются в полном смысле слова подобием Бога. И только со- единяясь в любви (и духовной, и плотской), они образуют целостную личность, подобную божественной. Любовь — это всегда творчество, она создает иную, новую жизнь, благодаря любви происходит выход человека из «царства необходимости» в «царство свободы». При этом для любящего раскрывается и творческая сущность любимого.
Личность и общество. Творчество, свобода, любовь — это, по Бер- дяеву, достояние каждого человека, а не особо избранных мудрецов, об- ладающих гнозисом, как сказали бы гностики, или святых. Поэтому каждый человек способен открыть, обнаружить образ Божий внутри себя и выйти в сферу истинного бытия или «царства Божьего». Этот процесс сугубо индивидуален, и каждый человек проходит этот путь сам. Никакие изменения в общественно-политической жизни не ока- зывают на него принципиального влияния, ведь вся социальная жизнь относится к «царству Кесаря». Поэтому никакой общественный про- гресс (ставший главной целью в социальной европейской философии начиная с эпохи Просвещения) не имеет никакого реального значе- ния. С этой позиции в ряде своих работ и прежде всего в книге «Смысл истории» Бердяев обрушивается на тех философов (марксис- тов, социалистов и т.д.), у которых человек понимался исключительно как социальное существо, а предназначение человека сводилось к ра- боте по созданию достойных человека условий жизни в «царстве Кеса- ря» — причем часто только для последующих поколений. При таком подходе все ныне живущие люди оказываются всего лишь средством для построения «лучшего будущего» (воззрение, характерное для со- ветской философии). Для Бердяева же такая позиция в принципе не приемлема'.
Свобода для индивида имеет и свою оборотную сторону — ответ- ственность, причем не только за все свершенное, но также и за несвер- шенное. Человек ответствен за нереализацию собственных творче- ских возможностей, за самоуничижение, за пренебрежение к собствен- ной судьбе.
|