Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сказание о Борисе и Глебе




... Посади убо сего оканьнааго Святопълка въ княженiи Пиньскh, а Ярослава Новhгородh, а Бориса Ростовh, а Глhба Муромh. Нъ се остану много глаголати, да не во многописанiи въ забыть [е] вълhземъ. Нъ о немъ же начахъ, си съкажемь убо сице. Многомъ же днымъ уже минувъшемъ и яко съконьчашася днiе Володимеру, уже минувъшемъ лhтомъ 28 по святhмъ крьщенiи, въпаде въ недугъ крhпъкъ. Въ то же время бяше пришелъ Борисъ из Ростова. Печенhгомъ же отъинуду пакы идущемъ ратiю на Русь, въ велицh печали бяаше Володимеръ, зане не можаше изити противу имъ, и много печаляашеся, и призъвавъ Бориса (ему же бh имя издhяно въ святhмь крьщенiи Романъ), блаженааго и скоропослушьливаго, предавъ воh многы въ руцh его, посъла и противу безбожьнымь печенhгомъ...

Отшедъшю же ему и не обрhтьшю супостать своихъ, възвративьшюся ему въспять, и се приде вhстьникъ къ нему съказа отчю ему съмьрть, како преставися отець его Василiй (въ се бо имя бяше нареченъ въ святhмь крьщенiи), и како Святопълкъ потаи съмьрть отца своего, и ночь проимавъ помостъ на Берестовhмь и въ ковьрь обьртhвъше съвhсивъше ужи на землю, везъше на саньхъ, поставиша и въ цьркви святыя богородица. И како услыша, начать тhлъмь утьрпывати, и лице его вьсе сльзъ испълнися; и сльзами разливаяся и не могыи глаголати, въ сьрдци си начать сицевая вhщати: «Увы мнh, свhте очiю моею, сiянiе и заре лица моего, бръздо уности моеh, наказанiе недоразумнiя моего! Увы мнh, отче и господине мой! Къ кому прибhгну, къ кому възьрю? Къде ли насыщюся таковааго благааго ученiя и казанiя разума твоего? Увы мнh, увы мнh! Како заиде, свhте, мой, не сущу ми ту! Да быхъ понh самъ чьстьное твое тhло своима рукама съпряталъ и гробу предалъ, нъ то ни понесохъ красоты мужьства тhла твоего, ни съподобленъ быхъ цhловати добролhпьныхъ твоихъ сhдинъ...»

Словарик

Агньць – ягненок; уньць – молодой бык, телец; лhторасли – побеги; огради – сады; воня – запах; дhлатели – земле­дельцы; плододавьць – дающий плоды, посылающий плодородие; присадися – привилась; ратаи – пахари; рало – соха; днесь – сегодня; язычныя – языческие; мрежа – сеть; самокормiе – пропитание соб­ственным трудом; сты – соты

 

Контрольная работа № 2 по разделам «Литературный язык Московской Руси (XIV-XVI вв.)», «Литературный язык XVII вв.»

Тест

1. Какова основная тенденция литературного языка Московского языка

а) сближение с живой разговорной речью;

б) расхождение с живой разговорной речью;

в) процесс стилистической дифференциации;

г) исчезновение диалектов;

д) активизация процессов заимствования.

2. Указать период истории русского литературного языка древнерусского государства.

а) XI – нач.XIV вв.;

б) XVII – первая четверть XIX вв.;

в)XIV – нач. XVII вв.;

г) XIX –XX вв.

3. Выбрать характеристику стиля «плетение словес»

а) большое количество народно-разговорной, бытовой лексики;

б) ограниченное количество церковнославянизмов;

в) перифразы;

г) тропы.

4. Произведения, написанные в стиле «плетения словес», – это ...

а) «Житие Стефана Пермского»;

б) «Хожение за три моря»;

в) «Четьи-Минеи».

5.Характеристика «второго южнославянского влияния» – это ...

а) восстановление букв, не обозначавших звуков живой русской речи;

б) написание И десятиричного после гласных;

в) употребление Ъ и Ь;

г) появление идеографических элементов в текстах.

6. Указать, какое слово соответствует понятию «голод»

а) ярмо;

б) храмина;

в) иду;

г) алчба.

7. «Вяканье» – это ...

а) архаически церковные языковые построения в русском тексте;
б) разговорно-речевая стихия сказового типа с яркой эмоцио­нальной окраской;

в) особо усложненная синтаксически разновидность стиля «плетения слов»;

г) торжественно-проповедническая разновидность славяно­российского языка;

д) индивидуальный отбор и творческое преобразование язы­ковых средств.

8. Характеристики «Жития» протопопа Аввакума – это ...

а) субъективное отношение автора к тому, о чем он пишет;

б) употребление сниженной, вульгарной лексики;

в) преобладание церковнославянских слов и конструкций;

г) употребление значительного числа заимствованных слов.

9. Определить, кто является автором грамматики, которая была издана в 1696 году

а) Востоков;

б) Лудольф;

в) Ломоносов;

д) Адодуров.

10. В каком веке формируется язык русской нации?

а) XVII;

б) XVI;

в) XIX;

г) XV.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты