КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля
Аристотель был родом из города Стагиры (384-322 гг. до н.э.), воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Автор около 1000 трудов, 47 из них дошли до нас полностью, многие сохранились фрагментарно. По Аристотелю, искусство есть способ познания мира. Аристотель делит искусства в зависимости от подражания: • Подражание посредством звука (музыка, пение); • Подражание красками и формой (живопись, скультура); • Подражание ритмом (танец); • Подражание словами и размером (литература). Задача поэта по Аристотелю: говорить о том, что могло бы случиться. В поэзии главным поэт признавал содержание. Ввел несколько понятий: • Соразмерность. Внутреннее единство произведения, единство времени, места, действия («Царь Эдип» Софокла как идеальная иллюстрация этого); • Целесообразность. Размер фабулы должен соответствовать сущности дела. Эпос – это не история с хронологией! (идеальный пример – Гомер, «Илиада»). Все связано внутренним единством. Трагедия должна состоять, согласно Аристотелю, из шести элементов: 1. Фабула; 2. Характеры; 3. Сценическая обстановка; 4. Мысли; 5. Текст; 6. Музыкальная композиция. Драма не должна содержать ничего того, что мешает ее цельности и стройности. Единство времени неизменно подчинено единству действия. Выступил против основных принципов идеалистической философии своего учителя: прежде всего, он отрицал наличие двух миров, мира идей и мира вещей, считая, что существует лишь один мир – материальный. Наряду с материалистическими принципами, ему не чужды идеалистические взгляды: он признаёт чистую форму без содержания. В своём трактате «Поэтика» ставит вопрос о сущности красоты. Отталкивается от этического понимания красоты, и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Считал искусство творческим подражанием природе, что искусство помогает людям познать жизнь. По его мнению, задача поэта – «говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном – по вероятности или необходимости». Считал, что поэзия философичнее и серьёзнее истории. Поэзия и выдвигается на первый план из всех видов искусств, а из форм поэзии выше всего ставится трагедия. Образцом трагического характера является образ Эдипа Софокла. Аристотель настаивал на единстве действия, требовал лишь изображения людей, благородных по образу мыслей, по поведению, а не происхождению.
Проблема катарсиса: 1. этическая – очищение человека от пороков. 2. эстетическая – соединение музыкального ритма, гармонии достигается в человеке чувство страха или сострадания, понятие справедливости. 3. катарсис – высшая эмоциональная точка, как следствие сострадания происходящему. 4. религиозная.
|