КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ксенофонт.а) Биографические сведения. Ксенофонт (около 430-350 гг. до н.э.) - историк и философ, живший в эпоху упадка Афин. Афинянин по рождению, лаконофил по политическим убеждениям, Ксенофонт широко известен своим "Анабасисом" - историей возвращения на родину из Персии 10 000 греков, наемников Кира Младшего. Жизнь Ксенофонта - бурная, полная приключений. В юности он был учеником афинского философа Сократа, которому посвятил несколько лучших своих сочинений. В 401 г. Ксенофонт идет на службу сатрапу Малой Азии, Киру Младшему, задумавшему свергнуть с персидского престола своего старшего брата, Артаксеркса. Но эта сложная и смело построенная политическая авантюра закончилась трагически для заговорщиков: сам Кир Младший был убит, военачальники греков-наемников изменнически уничтожены. Со страшными трудностями большая часть греков-наемников вернулась к берегам Понта Евксинского. Ксенофонт в дальнейшем выступал на стороне Спарты против Афин; его осуждали за измену родному городу, и он долгие годы жил в Спарте, в подаренном ему спартанцами имении в Скиллунте. Когда же афиняне соединились со Спартой для борьбы против Фив, Ксенофонт смог вернуться на родину, но вскоре умер, пережив своего сына, погибшего за Афины. б) Идеальны и герой в сочинениях Ксенофонта. Творчество Ксенофонта чрезвычайно разнообразно. Он - автор записок о Сократе ("Меморабилии"), первого авантюрно-исторического романа ("Анабасис"), первой романизированной биографии "Воспитание Кира" ("Киропедия"), "Истории Греции" начала IV в. до н.э. (после катастроф Пелопоннесской войны), многих философско-по-литических трактатов. Именно широта интересов Ксенофонта, сочетавшего в себе наблюдательность историка, философскую заостренность мысли и мастерство художника, дает возможность рассмотреть его идеал прекрасного и средства, какими рисуется им этот человек. Ксенофонт развивает классическое понимание прекрасного, отождествляя его с полезным и жизненно целесообразным. Отсюда утверждение им единства красоты физической и духовной, то есть ка-локагатии. Образ идеального героя, человека благородного, смелого, мудрого, щедрого, не раз рисуется Ксенофонтом в его книгах. Это Кир Старший ("Киропедия"), Кир Младший ("Анабасис"), спартанский царь Агесилай ("Агесилай"). В качестве такого идеального героя выступает и сам Ксенофонт, всесторонне обрисовавший свою деятельность стратега наемных войск Кира Младшего ("Анабасис"). Авторское повествование от третьего лица, как бы исподволь и вполне незаинтересованно, с полным впечатлением объективности изображает Ксенофонта Афинянина, прибывшего к Киру в Сарды по приглашению своего друга Проксена и после вопрошания дельфийского оракула по совету Сократа. Ксенофонт здесь - образец скромности, так что до III книги мы почти не встречаем его имени. Даже взяв на себя командование войском, он всегда помнит о том, что он младший по сравнению с Хирисофом, и уступает ему руководство (III, 2, 37). Он беспрекословно идет на самое опасное дело (III, 4, 42), ни разу не упоминает о превосходстве Афин, глубоко почитая воинов-спартанцев. Он лишен корыстолюбия и отказывается от богатых даров фракийца Севфа (VII, 6, 12). Чувство долга для него - прежде всего. Поэтому он не уезжает в Афины, пока сам не передаст войско спартанцу Фиброну (VII, 7, 57). Всегда добрый, он берет на себя вину своего друга (VI, 4, 14), приходит на помощь гибнущим от холода и снега солдатам (IV, 5, 7). Благочестие никогда ему не изменяет, и он приносит жертвы Зевсу, Аполлону, Артемиде, Гераклу, Солнцу, богу реки (IV, 3, 17) и даже ветру (IV, 5); верит предзнаменованиям, снам и оракулам (IV, 3, 8; III, 1, 11; III, 1, 5). Это опытный стратег, с большим умением перешедший с войском через горы и реки среди враждебных чужеземцев (IV книга). Вместе с тем это и строгий начальник, для которого самое главное - порядок (III, 1, 38) и вдохновенное единство войска (VI, 3, 23). Ксенофонт выступает также в роли искусного оратора, владеющего всеми видами речей. Он то призывает и воодушевляет солдат (III, 1, 15-26), то увещевает союзников (VII, 7, 8-48), то защищается от обвинения врагов (V, 7, 6-34), причем действует всегда с безупречной логикой доказательства. В результате одной такой речи фракиец Севф, пытавшийся лишить воинов условленной платы, выдал им 1 талант денег, 600 быков, 400 овец, 120 рабов и заложников. Можно сказать на основании "Анабасиса", что Ксенофонт является в нем тем героем, которого он сам любил и в Кире Старшем, и в Кире Младшем, и в царе Агесилае. Если в "Киропедии" Ксенофонт создал идеал государя, то в "Анабасисе" он вылепил тип идеального вождя. Портрет военной калокагатии рисуется в "Анабасисе" с классической ясностью и определенностью. в) "Прекрасное" и "хорошее" в эстетике Ксенофонта. Гармоническое сочетание физического и внутреннего совершенства пронизывает все вообще отношения Ксенофонта к прекрасному, которым полна окружающая человека действительность. Ксенофонта привлекают прекрасные вещи, сделанные руками человека, то есть те, на которых проявляются его вкус, мастерство, художественные возможности. Ксенофонт любуется золотыми кубками, чашами, оружием, драгоценностями, одеждой ("Анабасис", VI, 4, 1-9; "Киропедия", V, 2, 7). В "Анабасисе", изображая свое имение, храм вблизи него, окружающий пейзаж (луга, лесистые горы, фруктовые сады), Ксенофонт выступает одновременно в роли художника и в роли искусного хозяина. Он любит все живое, проворное, гибкое, красивое и отлично выполняющее свою роль, свое предназначение. Замечательны, например, описания собак, "крепких на вид", "соразмерных", "легких", с "веселым взглядом", "веселым нравом", "привлекательных для созерцания" ("Кинегетик"), и лошадей ("О верховой езде"). Ксенофонт с упоением рисует красочные шествия, празднества в сиянии золота оружия и пурпура одежд ("Киропедия", VIII, 3, 9-16). Таким образом, чувственно-наглядная и созерцательно-целесообразная красота выдвигается здесь на первый план. Для Ксенофонта важна также идея жизненного порядка. "На свете нет ничего столь полезного, столь прекрасного, как порядок",- пишет он ("Экономик", VIII, 3). Порядок - не только нечто полезное и приятное, не только радостное зрелище. Он - предмет восторга. Исхомах, герой "Экономика", рассказывает Сократу о "превосходном и в высшей степени образцовом порядке" на корабле (VIII, 11-16). С восхищением рисует он порядок в домашней обстановке, где все имеет свое место и красивый вид: плащи, покрывала, медная посуда, скатерти, кухонные горшки. "Все предметы уже, может быть, оттого кажутся красивее, что они поставлены в порядок" (VIII, 19-20). Здесь, как видим, космический разум и гармония природы досокра-товского идеала заменены чисто человеческим порядком жизни. Можно сказать, что в эстетике досократовского периода "порядок" и "строй" есть природное строение вещей, в то время как у классического Ксенофонта они устанавливаются человеком и сознательно проводятся им в жизнь. Важно также и то, что все "хорошее", "доброе", "благое" у Ксенофонта часто имеет совсем не моральный смысл, а тот, в котором больше всего проявляется красота человека, в его "добродетели" часто больше эстетических мотивов, чем этических. По Ксенофонту, "прекрасны те люди, трудами которых изгоняются из души и из тела безобразное и хамское и растет тяга к добродетели" ("Кинегетик", XII, 9). Даже охота "учит планомерному труду и рождает прекрасные знания", а значит, великую добродетель (там же, XII, 18). Люди делают дурное потому, что не видят "тела добродетели" (там же, XII, 19-22). Лучше, чем Ксенофонт, трудно выразить классическое отношение к красоте. Красота - это тело добродетели, то есть осуществленная физическая добродетель. Отсюда и развиваемая Ксенофонтом идея полезности красоты и любви ("Пир", VIII, 37-39), так как граждане видят, что человек в любви стремится к добродетели, а эта добродетель приобретает "все больший блеск славы" (там же, VIII, 43). Красота и соответствующая ей любовь имеют огромное объективное значение. Красота - начало дружбы, людского единения и общечеловеческой добродетели (там же, VIII, 26-27). Поэтому для Ксенофонта главную ценность представляет "любовь к душе, к дружбе, к благородным подвигам" (там же, VIII, 9-10). Мы видим, таким образом, что Ксенофонт, этот воин, философ, историк и писатель, явился одним из выразителей характерного для классической Греции понимания идеального и прекрасного в объективной действительности, во всех сферах самой, казалось бы, обычной жизни, исполненной порядка, стройности, гармонии и пользы.
|