Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Немецкая школа философии техники




Исторически первой школой является немецкая школа философии техники. Эта школа представляет собой совокупность воззрений современных немецких философов, которые первыми начинают анализировать феномен техники. Основателем этой школы является Эрнст Капп, а его продолжателями и основными представителями являются Фридрих Дессауэр и Мартин Хайдеггер

Эрнст Капп(1808-1896) – один из основателей немецкой школы философии техники, соединивший гео­графическую концепцию Карла Риттера с фило­софией Карла Маркса, предварительно «перелицевав» гегелев­ский идеализм в материализм, в своей концепции «органицизма». В 1877 Капп опубликовал работу «Основные направления философии техники», где впервые анализируется феномен техники и формулируется система проблем, которая стала предметом исследования философии. В его труде «Общая и сравнительная география» исторический процесс представлен как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды, причём в течение веков человек обретает способность адекватно реагировать на вызовы природы и преодолевать свою зависимость от нее. Свой антропологический анализ природы и человека он изложил в книге «Узаконен­ный деспотизм и конституционные свободы», которая вызвала бурное негодование властей в Германии (судом автор был обвинён в клевете и выслали из Германии в Америку). Техника рассматривается как «точка интеграции» со­циокультурных процессов, а человек – как её движущая и определяющая сила), а её развитие анализируется на основе теории «орга­нической проекции», где технические системы представляют собой подобие человеческим органам, и, прежде всего, руке. Капп рассматривает соединение человеческих рук (антропологии) с орудиями труда как исходный пункт для философских размышлений о технике и её сущности. «Первотехника» возникает в процессе бессознательного проектирова­ния «человеческих органов». Со временем, созданные орудия труда, становятся объектом изучения (т.е. происходит инверсия) и выявляются их механистические закономернос­ти, на основе которых осуществляется процесс их непосредствен­ного (сознательного) проектирования. Вдохновленный идеей древнего грека Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, Капп увлекся тайной связи че­ловеческого тела, рук с деятельность мозга. Он акцентирует своё внимание на всем те­лесном организме – на его ближайших связях с «Я», которое только в связи с телесностью и осуществляет процесс мыш­ления; как соучастник, мыслит, существуя. При этом воедино сливаются и психология, и физиология. И этот процесс, как верно отмечает Капп, происходит на ниве созданной челове­ком искусственной среды: «То, что вне человека, состоит из создания природы и человека. Человек не удовлетворен тем, что ему предоставила при­рода, поэтому он «реформирует» окружение в угоду себе. Полагаясь на это его самотворчество, природа, словно созда­вая его, не всё предусмотрела и предложила человеку действовать по принципу – «доделаешь сам». «Первотехника» возникает в процессе бессознательного проектирова­ния «человеческих органов». Со временем, созданные орудия труда, становятся объектом изучения (т.е. происходит инверсия) и выявляются их механистические закономернос­ти, на основе которых осуществляется процесс их непосредствен­ного (сознательного) проектирования. Капп пишет: «Исходящий от человека внешний мир механической работы может быть понят лишь как реальное продолжение организма, как перенесение вовне внутреннего мира представлений». Понимая «внутренний мир» как человеческое тело, Капп делает вывод, что внешнее – это продолжение человеческого тела, точнее – механическое подражание его органов. На этом выводе строится его концепция «органопроекции», суть которой в следующем: «все средства культуры, будут ли они грубо материаль­ной или самой тонкой конструкции, являются не чем иным, как проекциями органов». Так Капп разрабатывает принцип технической деятельности человека и всего его культурного творчества в целом. Среди человеческих органов Капп осо­бое место отводит руке. Она имеет тройное назначение: во-первых, является природным орудием; во-вторых, служит образцом для механических орудий и, в-третьих, играет глав­ную роль при изготовлении вещественных подражателей, т.е. является «орудием орудий». Именно из этого естественного орудия возникают орудия искусственные: молот как продол­жение кулака, чаша для питья вместо ладони и т.д. В концеп­ции органопроекции нашлось место и для подобия челове­ческих глаз, начиная с увеличительного стекла, оптических приборов; акустическая техника стала подобием органа слуха, например эхолот, улавливающий шум винтов приближаю­щейся подводной лодки, и т.д. Но человеческая рука выделя­ется среди всех этих органов: она, как считает Капп, – «орган всех органов». В своей концепции он выделяет три важных признака:

1) по своей природе органопроекция является процессом непрерывного, бессознательного самообнаружения, отдельные акты которого не подлежат одновременно протекающему процессу осозна­ния;

2) она носит необходимый характер, поскольку связь между механической функцией и данным органическим образованием строго предопределена (так «узнают» себя друг в друге лупа и человеческий глаз, насос и сердце, труба и горло, ручное орудие и рука и т.д.) и в технике исполь­зуется путём сознательного пере­несения за пределы первоначальных отношений;

3) по своему содержанию органопроекция реализуется как процесс активного взаимодействия между естественными орудиями (всеми органами человека) и орудиями искусствен­ными, в ходе которого они взаимно совершенствуют друг друга. В заключении Капп делает следующие выводы:

а) в процессе взаимодействия орудие поддерживало развитие естественного органа, а последний, достигая более высокой степени ловкости, приводил к усовершенствованию и развитию орудия;

б) человек делает своё тело «масштабом» для природы и привыкает пользоваться этим мерилом (пять пальцев руки, десять пальцев обеих рук дают соответственно пятеричную и десятичную системы исчисления).

Существенное влияние на современные исследования в области философии техники оказал Фридрих Дессауэр(1881-1963) немецкий философ-неотомист, рассматривающий технику не только как часть природы, подчиняющуюся её закономерностям, но и как некую «трансцендентную сущность», выходя­щую за пределы человеческого познания, и проникающую в область сверхъестественного (при этом функции человека – это реализация им «божественного предназна­чения»). Основные работы: «Техническая культура?» (1908), «Философия техники. Проблема реализации» (1927), «Душа в сфере техники» (1945), «Споры вокруг техники» (1956). Научно-техническое знание становится способом бытия человека в мире. Он полагает, что к трем критикам И. Канта (критике чистого разума, морального поступка и эстетического восприятия) следует добавить четвертую – критику технической деятельности. Именно в процессе технической деятельности человек устанавливает положительное отношение с кантовской «вещью в себе». Сущность техники сосредотачивается в том ключевом моменте, когда она впервые появляется на свет в виде замысла, проекта или наброска конструкции и проявляется не в промышленном производстве (которое лишь воспроизводит в массовом порядке результаты открытий и изобретений) и не в технических устройствах как таковых (которые лишь используются потребителями), но в самом акте технического творчества. Анализируя акт технического творчества, он приходит к выводу, что оно осуществляется в полной гармонии с естественными законами и при «подстрекательстве» со стороны человеческих целей; эти законы и цели являются необходимыми, однако недостаточными условиями изобретения. Артефакты (т.е. технические устройства), которые предстоит изобрести, нельзя обнаружить в мире явлений; для этого разум должен перейти границы опыта и устремиться к трансцендентальным «вещам-в-себе», которые соответствуют техническим объектам. Техническое творчество реализуется в гармонии с естественными законами природы и сообразно человеческим целям. Однако ни сами по себе естественные законы, ни цели человека не являются достаточными условиями для возникновения новой техники. Помимо этого существует ещё своего рода «внутренняя обработка», которая и приводит, по убеждению мыслителя, сознание изобретателя к контакту с неким царством «предустановленных способов решений» технических проблем. Ведь изобретение какой-либо технической конструкции не является нечто таким, что можно было бы обнаружить в мире явлений. Ф. Дессауэр рассуждает в духе платоновской философии. В учении Платона кроме чувственного мира существовал ещё мир вечных и неизменных идей, – это некое идеальное царство. Чувственный мир имел материальную природу, мир же идей – духовную. В этом царстве находились идеи всех вещей, идеи всех ценностей, идей всех геометрических тел и т.д. Поэтому, когда человек открывал для себя новую истину, он, в действительности, по Платону, лишь приобщался к этому царству идей, в котором уже всё содержалось. Аналогично рассуждает и Ф. Дессауэр: техническое решение – это приобщение изобретателя к царству идей. Техническое изобретение воплощает в материи «бытие идей». И, следовательно, техника является выражением этого духовного царства идей (или «предустановленных решений»). Дессауэр постулировал существование неких верховных, предусмотренных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысли Бога, проявление светлого разума творца. Предмет техники может существовать материально, но он может обнаружить себя и в мире идей, в области «возможного бытия». «Первоначальным бытием» предмета техники является его «возможное бытие» как идея Бога, а конечной ступенью – познанное бытие. Признавая обусловленность техники природными предпосылками, Дессауэр, тем не менее, отвергал существование исторических, общественных факторов в оценке генезиса и развертывания техники. Она рассматривалась им как самостоятельный феномен, имеющий неизменную специфику. Когда мы говорим о технике, утверждал он, как о целостности, то имеем в виду нечто постоянное, непреходящее, небренное, находящееся вне течения времени. Говорить о прогрессе техники можно только относительно единичных объектов техники. Дессауэр не считал автоматизацию новым явлением технического прогресса. Напротив, он полагал, что она планомерно развивается с древних времен, будучи неизменным результатом действия вечных законов самой техники. Природу изобретения Дессауэр трактует в духе неотомистской философии, как реализацию человеком божественной идеи. Техническое творчество предполагает встречу человеческого сознания со сферой «предданных решений технических проблем». Изобретение не есть просто выдумка, произвольный продукт человеческого воображения. Оно формирует условия для материального воплощения трансцендентальной реальности (для «существования сущности»), олицетворяет реальное бытие идей. Техника понимается Дессауэром как становление высших возможностей бытия посредством людей. Развиваемая этим философом трактовка моральной значимости техники не ограничивается соображениями практических выгод и пользы. Создание техники, по Дессауэру, соответствует кантовскому категорическому императиву или божественной заповеди. Современная техника не должна восприниматься как средство облегчения условий человеческого бытия – она есть «участие в творении», «величайшее земное переживание смертных». Техника создается людьми, однако ее могущество превышает все их ожидания. Дессауэр считает, что автономные последствия, преобразующие мир, свойственны только технике и что это свидетельствует в пользу взгляда на технику как на трансцендентную моральную ценность.

К немецкой школе философии техники относится инженер-химик и философ Эберхард Чиммер(1873-1940), который в 1913 г. опубликовал книгу «Философия техники» (с подзаголовком «О смысле техники и критика бессмыслицы о технике»). В 1919-1922 гг. он работает учителем в Йене, затем приват-доцентом и внеплановым профессором, руководителем лаборатории по исследованию стекла в Высшей технической школе г. Карлсруэ. С 1927 г. Чиммер занялся разработкой стекольной техники и керамики. В 1937 г. он публикует книгу «Германские философы техники». Будучи социалис­том, позднее Чиммер переходит к оправданию национал-социализма, что отразилось в третьем, полностью переработанном издании его книги «Фило­софия техники», вышедшем в 1933 г. с новым подзаголовком «Введе­ние в мир технических идей». В 1934 г. Чиммер уходит на пенсию и уми­рает в безвестности. Сегодня мало кто знает Чиммера даже в Германии в связи с его лояльностью к национал-социализму. С точки зрения Чиммера, основная задача философии техники за­ключается в исследовании основ развития изобретательства. Он вы­ступает против широко распространенной формулы, что техника – это прикладная наука. Технику следует делить не по облас­тям науки, а по целям творческой воли к свободе. Именно воля к сво­боде является главной духовной целью всякого технического дейст­вия. Задача изобретательства заключается в том, чтобы дикие, неорганизованные предметы и силы природы привести в порядок, служащий поставленной изобретателем цели. В основе философии техники Чиммера лежит творческий изобретательский дух. Он возводит изобретения в особый ранг, критикуя тех, кто ставит гени­альных изобретателей на одну доску с инженерами. Он даёт следующее определе­ние: изобретение является новой для объективного технического зна­ния мыслью, признается им как созданный человеком фактор регуляции природных процессов в определенной форме. Он разграничивает технику и экономику, обос­новывая её научную специфику: ориентация не на познание истины, а функционирование ради достижения целей, свободно определяемых людьми.

Освальд Шпенглер(1880-1936) – немецкий философ и культуролог, автор известного двухтомного труда «Закат западного мира (1918-1922), где предсказал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, рассматривая историю как калейдоскоп из восьми культур, которые развиваются по схеме зарождения, расцвета и гибели, при этом каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Другой значительной его работой является «Человек и техника» (1931), где отрицает опти­мистический взгляд на технику как на средство достижения рая на зем­ле, но и критикует тех, кто ставит написание романа выше конструирования самолета. Техника – это тактика целенаправленной деятельности человека-творца. Человек начинает свою деятельность с союза с при­родой, но с каждым своим творением уходит от него всё дальше и стано­вится всё враждебнее естественной природе. Именно в творчестве заключается и его величие, и одновременно его проклятие. Человек идёт от органического к организованному существованию. Он окружает себя искусственны­ми системами («искусственный мир пронизывает и отравляет мир есте­ственный»), но не обрел тем самым покой. Сущность техники заключается в том, что «каждое изобретение содержит в себе возможность и необходимостьновых изобретений». Ни один изобретатель не может «правильно предсказать, каким будет практическоевоздействие его деяния». С их помощью природу понуждают покоряться человеческим приказам. Эти последствия, «чудовищны», но мысли о них не останав­ливают изобретателей. Но техногенная цивилизация умрёт не из-за нехватки сырьевых ресурсов, а в силу пресыщения техникой.

Автором оригинальной концепции «технической цивилизации», является Мартин Хайдеггер (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист. Основное сочинение в области философии техники: «Вопрос о технике» (1954). Он уточняет этимологическое значение понятия «техника». Слово «техника» по происхождению – греческое. «Технэ» – название не только ремесленного мастерства, но и высокого искусства. Такая «технэ» относится к про-из-ведению. Со времен Платона «технэ» также употреблялось рядом с «эпистемэ», – оба слова обозначали «знания» в широком смысле, умения разбираться в чем-то. Знание приносит ясность, открывает истину. «Технэ» обнаруживает то, что само себя не производит, еще не существует в наличии. «Это раскрывание потаенного заранее собирает образ и материал корабля и дома воедино в свете предвидимой законченности готовой вещи и намечает, исходя из этого, способ ее изготовления». Решающая суть «технэ», таким образом, не в операциях и манипуляциях, а в вышеназванном раскрытии. Хайдеггер утверждает, что техника является первоосновой, человеческим началом и способом самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу. Техника не просто конструирует «технический мир». Она подчиняет своему диктату едва ли не всё пространство бытия. Её инструментальный разум поражает все сознание эпохи. Хайдеггер пытается проникнуть в суть техники для того, чтобы освободиться от власти техники. Любое событие происходит постольку, поскольку выводит из потаённости в открытость. Произведение – это и есть перевод потаённого в непотаённое. Техника – не простое средство, она – вид раскрытия потаённого, тайного, ещё не случившегося. Техника – способ перевода потаённого, иного мира в непотаённое, наш мир, это – область выведения из потаённости, область осуществления некой истины. Истину Хайдеггер понимает в её греческом смысле – как «непотаённость», «самоявленность» (алетейа). В этом смысле техника – важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Человек преображает вещи, переводя их из состояния «наличности» в состояние «сподручности». Техника вырастает из природного материала, но она входит в экзистенциальную структуру бытия человека, который обладает способностью объектировать свои замыслы. Техника, по мнению Хайдеггера, уходит корнями вглубь, в сферу истины. Сущность современной техники заключается не в произведении, а в производстве, которое несет в себе установку на воспроизводство, на увеличение производительности, на массовость и ставит перед природой требование быть поставщиком энергии, которую можно запасти и хранить. Современная техника является добывающим производством, которое диктует человекупо-став. Термин по-став происходит от слова «ставить», «поставление», «поставка». По-став – это добыча, понуждение природы и человека. Человек изменяет всё вокруг, не оставляя ничего естественного. Но на самом деле с самим собой, со своей сущностью человек уже нигде сегодня не встречается. Потому что сущность его – в потаённом, а путь к нему потерян, закрыт массовым производством. Угроза человеку исходит не от техники, а оттого, что человек под её влиянием он не в состоянии вернуться к открытию истины. По-став грозит втянуть человека в поставляющее производство, массовое воспроизводство. Хайдеггером отвергается представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, именно человек «выдан» технике, «затребован» ею. Но, только открыв сущность техники, человек может спастись от её власти.

Своеобразным продолжением немецкой школы является франкфуртская школафилософии техники, которая сложилась в Германии 1930-1940-х гг., но в связи с приходом фашистов к власти большинство её представителей вынуждено было эмигрировать.

Ярким представителем этой школы является Теодор Адорно (1903-1969), который акцентировал своё внимание на гуманитарной направленности техники. Адорно утверждает, что в «массовой» культуре теряется уникальность, самостоятельность человека, происходят унификация всех людей, превращение их в серую некритическую массу. При этом порабо­тителем выступает не техника, а ее хозяин. Но нельзя противопоставлять технику и гуманизм. Разрыв между техникой и гуманизмом, порождён обществом видимости. В книге «О технике и гума­низме» он ставит вопрос об ответственности техников за плоды своего труда и отвергает возможность суще­ствования моральных норм, препятствующих познанию. Согласно Адорно, противоречие между общественным и техническим разумом нельзя игнорировать, от него невоз­можно просто открещиваться, его необходимо предметно решать. Принесёт ли совре­менная техника пользу или вред человечеству, зависит «не от техников и даже не от самой техники, а от того, как она ис­пользуется обществом». Он формулирует проблемы «нового идеала образования», считая, что культура расплачивается за неистинность, за видимость, ото­рванность от гуманистической идеи. Сегодня лишь в критике образования, в критическом самосознании техники является надеждой на такое образование, которое ставит перед собой задачу воспитания личности.

Видным представителем «второго поколения» теоретиков франкфуртской школы, который отстаивает негативное отношение к западной фило­софии техники, склонной к технократическому мышлению становитсяЮрген Хабермас(р. 1929). Он выдвигает концепцию, согласно которой тех­ника объявляется силой, отнимающей у человека его свобод­ный творческий дух, лишающей его возможности свободного действия, самовыражения и самоорганизации и, в конечном счёте, обращающей его в раба собственных творений. Эман­сипацию человека Хабермас связывает с вытеснением «ин­струментального разума», подчинением его человеческому разуму как целостности, объединяющей индивидуальный и общественный разум. Он связывает ее с установлением «ком­муникативной демократии»,сочетающей научно-технической прогресс с ценностями и нормами человеческой цивилиза­ции, «лингвистическим поворотом» в философии и социаль­ных науках, который влечет за собой отказ от субъективист­ской феноменологии, основанной на анализе внутреннего сознания времени. Рациональность сосредоточивается не в сфере разума, а в языковых формах взаимопонимания. Коммуникативную парадигму Хабермас противопостав­ляет производственной парадигме марксизма. В своём двухтомнике «Теория коммуникатив­ного действия» он уповает на правила коммуникаций в условиях речевого действия, разговора, дискуссии, дискурса (это свободный разго­вор, диалог на основе нормативного высказывания на уровне высокой теоретической зрелости, т.е. разговор «совер­шеннолетних», с участием как можно большего количества народа). Такой дискурс является образ­цом, моделью, для выработки коммуникативной компетенции.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты