КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классика и постклассикаВ широком смысле слова под классической философией понимают традицию, восходящую к античному философскому рационализму Платона и Аристотеля. Своей законченной формы они достигли в философской мысли Нового времени, которую отождествляют с классической традицией в узком смысле слова.Содержательная специфика классической философии определяется следующими положениями. Прежде всего это идея разума как объективного и основополагающего начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления. Далее, это представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности, опирающейся на свой интеллект и принципы морали. Для классического философствования характерна идея гармонии человека и мироздания, вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия. В результате государственная жизнь, общество и культура мыслились как воплощение сознательной деятельности индивидов, что предполагало возможность их совершенствования на основе прогресса научных знаний. Наконец, для классической философии характерно представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе. Мыслители классического периода считали себя «жрецами истины», миссионерами разума. Они чувствовали призвание нравственно исправлять человечество силой собственного слова.Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата, выстраивая рассуждение в строгом соответствии с аксиоматическим принципом геометрии,Классической философской традиции были присущи объективизм, предполагающий независимое от человека существование мира как данности; субстанциализм* согласно которому единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум); созерцательность, поскольку философия мыслилась как высший род умозрения; и видимость беспредпосылочности философского знания, ведь философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась как наука наук.Постклассическое философское мышление в его западной версии репрезентирует себя как весьма сложный и многомерный феномен, объединяющий множество различных школ, направлений, концепций, относящихся прежде всего к философии XX в В этот период в связи с распадом гегелевской школы философской классики разрабатываются принципиально новые образцы философствования, существенно расширяется сфера компетенции философии как особого типа дискурса.Марксизм предложил новую версию социально-философской теории.В творчестве А, Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф, Ницше закладываются фундаментальные основания философского иррационализма, которые впоследствии будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии XX в.В 60-х гг, XIX в, в философском развитии Запада - неокантианство представлено двумя основными школами - марбургской (Г. Коген, П, Наторп, Э. Кассирер) и баденской (В, Виндельбанд, Г. Рик-керт), а также неогегельянство( Ф. Брэдли, Р. Коллингвуд, Б. Кроче, Ж, Валь и др)К началу XX в. в западной философии начинают оформл. автономные, специфические направления фил. мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического фил-ния Позитивизм с его идеей «положительного знания» и требованием очищения философии от метафизических иллюзий (О, Конт. Г. Спенсер, Дж. МилльДальнейшее развитие позитивизма было связано с его трансформацией в неопозитивизм(Г. Фреге, Б. Рассел, Дж. Мур, Л, Витгенштейн, Р. Карнап, М, Шлик и др). Были разработаны разл методы логич. анализа языка науки, исследованы проблемы значения, редукционизма, референции,Постпозитивистская философ ской наука (Т. Кун, П, Фейерабенд, К. Поппер, С. Тулмин). Аналитической философия - своеобразная реализация «лингвистического поворота» в зап. Фил. (П. Стросон, X. Патнэм, М, Даммит)Экзистенциализм(Бытие, время, свобода - явились предметом глубоких и тонких размышлений в трудах М. Хайдеггера, К, Ясперса, Ж.-П. Сартра, А, Камю)Психоанализ, (3. Фрейд. Раскрыто фундаментальное значение сферы бессознат в жизни чел-ка, предложены нестандартн. интерпретации челов. психики, генеалогии морали, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности общества и личности.В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии XX в. Наиболее представительной из них, безусловно, является неотомизм как философия католицизма, стремящаяся возродить в новых социокультурных условиях интерес к идеям Фомы Аквинского. Философская теология протестантизма (Р. Бультманн, П. Тиллих, Э. Блох),(существ место отводится анализу проблем взаимосвязи Бога и человека).В посл десятилет XX в. в фил разв Запада активизировались тенденции антиинтеллектуализма, релятивизации культуры и радикальной критики метафизических абсолютов. Актуализацию этих тенденций нередко связывают с феноменом постмодернизма.
|