Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Исторические типы и формы государства. Это очень важное понятие, так как конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства




Это очень важное понятие, так как конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Что же такое исторический тип государства.

Исторический тип государства — совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. С помощью этого понятия воспроизводится целый класс государств, обладающих однородной классовой сущностью с социальным назначением. В основе типологии государств лежат наиболее существенные признаки государства (см. Гл. 1) .

Общественно-историческая формация — это исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства.

Истории известны четыре типа классовой общественно-исторической формации:

1.Рабовладельческая2. Феодальная3. Буржуазная4. Социалистическая

Каждый последующий тип государства является исторически более прогрессивным, чем предыдущие. Необходимо заметить следующее:

в определенный исторический отрезок времени существуют государства различных типов; отдельные страны могут миновать тот или иной тип государства и перейти сразу к более высокому типу; существуют переходные от одного типа к другому государства;

Вывод: тип государства определяется той или иной формой государства.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты

, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.

Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.
57.Культура как предмет философского анализа

Термин культура латинского происхождения – возделывание, обработка почв, воспитание, образование. Культура обозначает нечто, относящееся к человеческой деятельности, нечто искусственное в противоположность природному, естественному. В качестве самостоятельного понятия появилась в идеях Пуффендорфа. Культура понимается как результат деятельности общественного человека. Противопоставляется природе и естественному состоянию человека. Пространство культуры включает в себя

1) возделанную среду обитания людей, среда, насыщенная предметами деятельности человека, сознание и поведение которого регулируются и мотивируются социальными нормами и потребностями

2) мир возделанных личностей – личностей как социальных существ.

3) мир упорядоченных коллективов людей, которые объединены общими ориентациями, проблемами и опытом.

4) совокупность социальных ценностей, норм и технологий.

5) мир знаковых систем или языков культуры, которые создаются с целью фиксации и передачи значимой информации.

Культура изучается этнографией, антропологией. Лингвистикой, семиотикой, археологией, историей и в особенности культурологией – междисциплинарное знание, которое изучает многообразие форм. Методы: сравнительный метод, метод структурно-функциональный и др. отдельные науки изучают конкретные типы и формы культуры. Выделяется античная, средневековая, массовая и элитарная культура. Науки раскрывают механизмы функционирования культуры: экономические. Психологические, технологические и др. Вопросы: что такое культура как таковая, что она представляет из себя, как возникает, какова структура, каковы законы функционирования и развития, как связаны судьбы культуры и жизнь природы. Конкретные науки оставляют эти вопросы без внимания: это философские вопросы. Философия вырабатывает представление о культуре, выявляет сущность и значение, выявляет инвариантные характеристики, исследует природу культурных универсалий, анализирует механизмы трансформации содержательного ядра культуры.

Софисты осознавали антиномию природного и нравственного. Становление философии культуры началось в 19 веке. Появился термин: Мюллер. Наметилось несколько линий в разработке проблематики:

1) культура – процесс развития человеческого разума, разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человека. Видение как исторического развития человеческой духовности. Культура – эволюция морального, эстетического, философского, научного, правового, политического сознания. Это развитие видно у Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шиллера, Лессинга, Гердера.

2) акцент на особенностях развития культуры в различных типах общества. Культуры – автономные системы ценностей и идей, которые определяют тип социальной организации (Вебер, Касирер, Данилевский, Шпенглер). Понимание культуры расширялось: включались богатства материальной культуры, этнические обычаи, многообразие символических систем. При изучении проблем культуры стали использоваться достижения этнологии, антропологии, структурной лингвистики, семиотики, теории информации.

Сложились философско-методологические стратегии исследования

1) системно-деятельностный подход. Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ деятельности, поведения, общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её основных проявлениях. Программы деятельности структурны. Первый уровень – реликтовые программы – осколки прошлых культур, которые живут в современной культуре. 2)Слой программ, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство типа общества. 3)Программы социальной жизни, адресованные в будущее. Культура вырабатывает их за счёт внутреннего апеллирования знаковыми системами, вырабатываются теоретический знания, разрабатываются идеалы социального устройства, новые нравственные принципы Мы говорим об образцах программ будущей деятельности. Чем динамичнее общество, тем выше ценность третьего уровня. Творческая интеллигенция генерирует культурные инновации.

 

58.Традиции и новации в динамике культуры.
Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.
Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.
Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни. Новации бывают:
- эндогенные – внутренние, внутри самой культуры
- экзогенные – внешние, заимствованные из других культур
Эндогенные новации возникают в ответ на какую-то потребность, которая не может быть удовлетворена традицией. Эндогенная новация – это мутация традиции.
Сложнее обстоит дело с экзогенными новациями, потому что всякая культура защищает свою самобытность. Поэтому легче всего усваиваются материальные новации.
Характер взаимоотношений традиций и новаций:
- Конфликт (церковные реформы Никона)
- Симбиоз. Сосуществование традиций и новаций в разных сферах общества (дворянство и народ)
- Синтез. Результат взаимного приспособления друг к другу (марксистское учение, совпадавшее с российской действительностью).

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты