КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, ФУНКЦИИ.Важное значение в цивилизационной динамике имеют властные отношения. В истории социальной философии к трактовке феномена власти сложилось несколько подходов: а) директивный (Т.Гоббс, М.Вебер); б) функциональный (Т.Парсонс); в) информационный (М.Фуко, О.Тоффлер). Каждый из них в качестве атрибутивного свойства власти принимает или силу, или мобилизацию ресурсов на выполнение цели, или информацию. В современной литературе власть, как правило, определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Социально-философский анализа власти предполагает выделение следующих ее составляющих: а) источника власти (авторитет, сила, закон), б) субъекта власти (государство, институт, индивид), в) объект власти (общество, класс, группа), г) функции власти (господство, руководство, мобилизация). При классификации власти наиболее распространен критерий выделения видов власти по СФЕРАМ её ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, при этом соответственно выделяются экономическая, военная, семейная, политическая и др. власть. ПОЛИТИЧЕСКАЯ власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих коренных интересов. В качестве основных характеристик политической власти выделяются суверенитет, воля, авторитет, принуждение. В социальной философии М.Вебером было разработано учение о типах легитимного господства, т.е. такого господства, которое признано управляемыми индивидами. Под господством он понимает готовность повиноваться определенным приказам и выделяет три типа господства. Первый тип он называет «ЛЕГАЛЬНЫМ», в его основе лежит целерациональное действие. Для данного типа характерно подчинение установленным законам, наличие специально обученного аппарата управления, призванного действовать по формальным и рациональным правилам. Программу действия этому аппарату должен задавать политический лидер, ставящий формальный механизм управления на службу определенным политическим интересам. Второй тип легитимного господства Вебер называет ТРАДИЦИОННЫМ, для него свойственна вера не только в законность, но даже в святость традиционно-существующих порядков, нравов и властей. Для данного типа характерно отсутствие формального права, аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от господина людей, а личная преданность служит основанием для административной карьеры. Классическим примером является патриархальное господство. Третьим типом господства, по Веберу является ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ господство, при этом под харизмой понимается некая экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Эта способность, как правило, дается свыше и заключается в выдающейся силе духа, слова, в пророческом даре. Харизматический тип во многом авторитарен, здесь нет установленных правил: решения по всем вопросам вносятся на основании творческого вдохновения, личного опыта, понимания. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства, а эмоционально окрашенная преданность лидеру, вера в его харизму служит источником личной преданности государю. В цивилизационной динамике политико-властные отношения реализуются через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социально-правовых норм и отношений, которые образуют ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ общества. В качестве важнейших КОМПОНЕНТОВ политической системы выступают: а) государство; б) политические партии; в) общественные организации и движения. Решающее значение среди данных компонентов принадлежит ГОСУДАРСТВУ, под которым понимается политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок., установленный правящей политической элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения В истории социальной философии в понимании природы и функций государства сложились две наиболее характерные точки зрения: а) КЛАССОВАЯ, при которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм); б) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, при которой государство рассматривается как необходимый механизм регуляции и координации усилий, распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора, Т. Парсонс, Г. Алмонд). Так как государства существенно отличаются друг от друга, то для отражения особенностей устройства и функционирования государств в социальной философии используется понятие «форма государства». Под формой государства понимается единство трех основных компонентов: а) формы правления, т.е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти. Формы правления государств проявляются в структуре высших государственных органов, в особенностях их формирования и взаимодействия. В качестве форм правления выделяются монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т.д. б) формы государственного устройства, т.е. территориально-организационная структура государства. По форме государственного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства; в) политический режим, т.е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранение власти. По политическому режиму можно выделить демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства. При всей важности государства в жизни общества нельзя сводить к нему все богатство социально-политических отношений. Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, неконтролируемая государством, Для реализации данных интересов люди формируют различные институты гражданского общества – разнообразные производственные объединения, создаваемые по личной инициативе, общественные организации, органы самоуправления, независимые средства массовой информации и т.д. Становление эффективных структур гражданского общества представляет собой несомненную ценность современной цивилизации, данный процесс характеризуется ростом роли самоуправления в жизни общества, эффективным контролем граждан за деятельностью государства, высокой политической активностью, установлением гражданского мира и социальной стабильности. Важнейшим элементом гражданского общества является построение и эффективное функционирование правового государства. В качестве важнейших признаков данного государства выступают следующие: господство права, разделение властей, неотчуждаемость прав и свобод личности, ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью, наличие эффективных форм контроля за государственной властью. В своей совокупности эти признаки свидетельствуют о том, что государственная власть должна быть ограничена правом. С учетом этого правовое государство можно определить в самом общем виде как государство, где господствует право.
|