Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема субъекта и движущих сил истории.




Вопрос о субъекте философии – это вопрос о том, кто движет философией, кто её делает. В этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории – это те слои общества, по средствам которых осуществляется воля субъекта. Реальные исторические изменения обеспечиваются движущимися силами, которые субъектам ведомы.

В качестве субъекта философии выделяют: 1)личность,2) народные массы, 3)элиту.

Под движущими силами истории понимали: 1)народ, 2)народные массы, 3)массы.

Роль личности как субъекта философии абсолютизировалась в эпоху просвещения. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей и её возможности повести за собой широкие слои населения. Личность приводит в движение народ – реальную движущую силу истории.

Учение о народных массах как субъектах разработано в марксизме. Народные массы как производители материальных благ и носители социально-политической активности выступают подлинными творцами истории. Мыслители, изучавшие феномен толпы (масс) – Фрейд, Ортега-и-Гассет, Тард и т.д – отмечали такие особенности толпы, как готовность к импульсивным действиям, склонность ко внушению, бездумное следование за лидером и т.д. Можно сказать, что рассматривать толпу (массы) в качестве субъекта истории является неправомерным.

Теория элит разработана на выделении элиты (творческого меньшинства) как субъекта истории. Элита обладает материальным, политическим, интеллектуальным превосходством над массой, влиянием в обществе. Таким образом и выделяют политическую, экономическую, военную элиты и т.д. Теория элит говорит об изначальном психологическом неравенстве, отдавая приоритет власти, тем, кто имеет больше способностей. В Парето выделяет два вида политической элиты: “лисы” и “львы”. 1 – мастера политических комбинаций и интриг, 2- консерваторы, используют силовые методы.

 

49. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации

Выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории.

Нелинейные интерпретации истории - генети­ч. Первичн., восходят к мифолог. представлениям о «колесе времени», воспроизв. одни и те же сюжеты в пов­торяющихся космических циклах. Первая концептуализация НИ - в XVIII в. (Дж. Вико – историч. Круговорот три стадии: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия)).

В неклассич. Фил-ии НИИ развиваются в цивилизационно-циклических моделях, КОНЦЕПЦИИ: культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. «Цивилизация» - обознач. устойчивое этнокультурн. образование, сохраняющего свою специфику и целостность долгое время (искл. О. Шпенглер, «цивилизация» - стадия стагнации и деградации культуры, связанная с исчерпанием ее творческого потенциала).

Общ. для цивилизационно-циклических моделей: а) отказ от идеи единого общечелов. прогресса и акцент на множественности типов историч. Развит.; б) приоритет духовно-мировоззренч. факторов над матери­ально-производств.; в) подчинение развития цив-ии «жизненным циклам» (у Данилевского - рождение, развитие, ста­рость, смерть; у Шпенглера - весна, лето, осень, зима; у Тойнби -возникновение, рост, надлом, распад).

Линейные концепции истории восходят к христианству (впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве историч. судьбы челов-ва). Два вида: прогрессизм и регрессизм.

Регрессизм идеализир. прошлое, в котором усматривается «золотой век» цив-ии, настоящее и будущее пред-ся в образах грядущих катастроф (религиозный эсхатологизм, экологический пессимизм, технокра­тический антиутопизм).

Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рам­ках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свобо­де (Просвещение - Ж. Кондорсе, А. Тюрго, Д. Дидро и др.) + нем. Классика.

Для неклассич. концепций прогрессизма хар-но: а) выделение мат.-производств. факторов в качестве критериев и гарантов прогресса; б) подчинение истории единым универсальным законам; в) абсолютизация про­гресса как направленного развития общества от низших стадий к высшим. Выделяют формационный и цивилизационно-стадиальный подходы.

Формационная - развивается в марксизме (история - это закономерн. смена обществ.-экономич. формаций (первобытнообщин., рабовлад., феодал., капит. и коммунист.)). Формация - это исторически конкретный тип общества, характе­ризующийся определенным единством базиса и надстройки. Базис - определяющий по отношению к надстроечным институтам.

Цивилизационно-стадиальные модели постиндустриального (Д. Белл, А. Турен и др.) и информаци­онного (Е. Масуда, А. Тоффлер) общества. Понятие «цивилизации»: I) противопостав­ление доцивилизацион. Обв-ам (призна­ками перехода к цив-ии являются возникнов. городов, гос-ва, письм-сти); 2) длит. стадия в разви­тии общ-ва, основанная на определенном типе технико-техно­логич. факторов, определяющих историч. специфику социокультурной практики.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты