КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая основаРаннехристианский период 3-5 вв Историческая основа 4в – принятие христианства. 313 – Миланский эдикт: христианство - одна из возможных религий, 390е – Феодсий: христианство - единственная религия империи. 330 – перенос столицы в Константинополь. Рим – не единственная столица (собственно еще при Диоклетиане с конца 3 века). 4 век наполнен борьбой (Юлиан-отступник, ереси, время первых вселенских соборов и формулирования символа веры). С 3го века начинается эпоха переселения народов. Многие из племен оказываются в рядах римской армии, пришельцы теснят разваливающуюся римскую державу. 5 век – поражение Рима (476г. захватывают Рим скиры, затем остготы). Рим перестает играть хоть сколько значимую роль (у остготов – Равенна), только вокруг папы римского остается культурный центр. Смешение населения – долгий, болезненный процесс. Восточные римские императоры ограждали территории от варварских вторжений (подкупы, хитрость и т.д.). В 6 в. Константинополь вступил в новую эпоху во всей силе и красе (те же города-центры ремесла (Антиохия, Александрия, Иерусалим, Афины и т.д.), население, язык (греческий, но официальный до 8в. – латинский). Поворотный момент в сознании Византии – правление Константина и принятие христианства – но все же они себя ощущали наследниками греко-римской традиции с его многочисленными провинциями.
Христианство. Бог – единый источник и цель бытия. Он сотворил мир из ничего из любви к творению и наделил его свободой воли, чем человек воспользовался и отступил от Бога. Т.к. мир предопределен к соединению с Богом, то и человек этой возможности не потерял и второе лицо Святой Троицы приходит на землю и воплощается от Пресвятой Богородицы, чтобы вернуть человеку эту возможность. Два типа жизни наиболее приближенных к Богу: путь мученичества, путь монашества (с 4 века) – монахов очень уважали, к ним прислушивались императоры. Эта часть жизни Византии во многом определяла и пути византийского искусства. В остальном жизнь двух половинок империи была очень различна. Те же дома, те же блага цивилизации, те же зрелища в цирках, те же бани, акведуки, высокие стандарты образования еще по Гомеру, те же статуи на улицах. Специфические черты восточного христианства из-за большого влияния римской империи (власть дарована императору свыше и его царство должно быть устроено по образцу Царствия небесного, что реализовывалось во многих ритуалах: обряд омовения ног в Великий Четверг). В искусстве: · Переходит свойственное античному искусству представление о человеке (осознание целесообразности и красоты человека и природы, почитание человека как прекрасной ценности и воплощения гармонии), но добавляются христианские идеалы: человек создан для обожения. · Значима и восточная составляющая: условность и дистанцированность человека, ничтожного перед богами. · Вошло и древнееврейское ощущение абсолютно прямой личной связи с Богом. Отсюда гораздо большая степень абстрактности, но и адресная обращенность образа к тому, для кого это создается (момент личного контакта образа и первообраза, с которым лично общается «зритель»). К 6 веку все уже переплавилось в нечто новое, цельное. Было и светское искусство. Жизнеподобие, которое было важнейшей составляющей античного искусства, было тем приемом, к которому культура обращалась не раз. Эти идеалы (мимисис – теория Аристотеля подражания реальности) были настолько опустошенными, исчерпанными, что они не представляли интереса. Найденные украшения дворцов, фрески/мозаики, часто просто тиражируют образы 3-4 веков, они не интересны ни нам, ни людям того времени. Этот мир преходящий, а главное - Царство Небесное, но это пока не изобразимо, и это и есть центр интереса христианского искусства. Именно человек, стяжавший Царствие Небесное, является героем византийского искусства. Именно здесь возникает импульс, чтобы попытаться в искусстве изобразить это неизобразимое. Почему первые века нет искусства? Христианство боялось идолопоклонства, при обращении к античным формам. Луций Феликс: «какое изображение бога я сделаю, когда сам человек есть образ Божий. Как я изображу его в этом мире, если Он больше всего мира. Не лучше ли содержать его в нашем уме и сердце».
После поддержки императорской власти христианство быстро обратилось ко всем формам искусства и оно начинает очень активно развиваться.
|