Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Константинополь и Балканы




В Константинополе из ранних базилик ничего не сохранилось, хотя и первая св. София и св.Ирина закладывались именно в 4 веке. Дошли до нас перестройки 6го века. Сохранилась базилика св. Иоанна в Студийском монастыре.

И стены построенные при Феодосии 2 (с 405 до 430х гг). Окружили весь город не только со стороны материка, но потом и со стороны мраморного моря и залива Золотой рог. Получилась мощная позднеантичная крепость с двумя рядом стен, башнями и т.д. Техника традиционная для Рима – смешанная кладка с камнем и кирпичом и широко используется бетон в центре (опус тестикулатум).

 

Св. София: первая в 4 веке, 2я – в 5 веке (при Феодосии 2), 3я – в 6 веке (которая стоит и сейчас). Реконструкция западного фасада и размеры (очень большие, равные базилике 6 века: ширина как базилика 6 века более 70м).

 

Базилика св. Иоанна студийского монастыря. Середина 5 века. Региональные особенности церковного строителя на Балканах.

· Не очень большая, 3хнефная с одной граненной снаружи апсидой, без трансепты, укороченная и тяготеет к квадрату. Для балканской архитектурой идея шествия к алтарю оказалось невостребованной

· Характерная для Балкан смешанная техника кирпича и камня (в Риме – чисто кирпич).

· Колонны из прекрасного зеленого мрамора, прямой антаблемент.

· Двухэтажная (галереи на втором этаже над нефами и нартексом)

Есть нартекс, был атриум. Была превращена в мечеть, в 19 веке была разрушена от времени. В конце 19 века была раскопана русскими археологами, но сейчас в таком виде и стоит.

 

Салоники. Город существовал еще с Македонских времен. С 4 в до н.э. был крупным торговыми и культурным центром. С 4 в. н.э. значение растет т.к. находится на дороге из Рима в Константинополь.

Базилика св. Дмитрия (именно здесь был замучен в 4 в). В 1920хх годах очень сильно пострадал в пожаре.

· Башни фланкируют фасад (восточная черта, распространено, например, в Сирии). В 7 столетии уже возникли башни западного фасада и обход восточной части храма.

· Смешанная техника, много каменных элементов (все верхние части и арочные фрагменты – из кирпича).

· Обилие окон (не только на боковых стенах и клеристории, но и на фасаде). Контрастная эстетика: массивная каменная кладка – тяжесть, много окон с изящными арками на тонких колонках и резными капителями – еще большее ощущение хрупкости.

· Пятинефная базилика (5го века) с одной апсидой и трансептом. Он был замучен, его тело пропало но осталась пропитанная кровью рубашка – почиталась вместо мощей. Была заключена в киворий (сень/шатер) и над ней возник храм.

· Боковые окна – часто и много. Нет единого римского ритма. Группы окон образуют аркады с остановками, продолжениями, неровный и воспринимающийся по контрасту.

· Каждый уровень имеет свой клеристорий – много окон и света.

· Внутри тоже нет сплошной колоннады, вкрапляются столбы. Получается сбивчивый темп. Нет торжественного равномерного шествия к алтарю. Мастера сделали все, чтобы сбить это равномерное шествие. Многое отвлекает внимание: столбы, сбивки ритма, второй этаж…

· Западная часть – тройная аркада. Очень красивая, торжественная стена.

· Простое стропильное перекрытие

 

Ахейропиитос в Салониках (нерукотворный образ). Тоже 5го века.

· Западный фасад: лоджия с многочисленными окнами: тройные аркады второго яруса и сплошная аркада первого яруса. Получается опять контраст: почти ажурность аркад и тяжелая кладка

· Трехнефная с одной неграненой апсидой, нартексом

· Двухэтажная: над нефами и нартексом

· Сохранились замечательные мозаики с декоративными сюжетами: растительные, птички и т.д.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты