КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Купольные здания Сирии.На Востоке на первый план выходит центрическая архитектура. Базилики строили еще долго, чем дальше, тем меньше, но лидирующую роль они утратили. Центрическая постройка – иерархична. Ее центр венчается куполом (или деревянным шатром), который доминирует над всей остальной композицией (и внутри и снаружи). Как один Бог на небе, так и в церковном здании есть один центр (модель мироздания). Для христианина в мире есть центр и этот центр – Бог. Многообразие храмов и вариантов велико. Размеры тоже начинают расти. Церковь св. Георгия в Эзре. Убрать колокольню и ограду (достройки). Центрический купольный храм с обходом. · Глухой объемный куб. Скупые небольшие окна и двери. Замкнутость, статичность, преобладание тяжелой каменной массой. · Граненая апсида. · Видно, что постройка центрична с большим доминирующим куполом. Купол опирается на небольшой восьмигранный барабан, который опирается на восемь Г-образных столбов. Купол восстанавливался на средства Николая 2. · Центральное ядро окружено обходом. По углам ниши – усложняется внутреннее пространство (пространство растекается от центра в обход к угловым нишам. Пространство зального типа, ничем не нарушаемое. Обход небольшой, узкий. Постоянное обращение мысленного взора к куполу. Его организует шествие столбов с полуциркульными проемами арок с невысокими приземистыми пропорциями. Идея, что все выходит из купола и растекается к периферии затухающими волнами. Движение также и центростремительное – центральная часть притягивает. · Трехчастный алтарь с боковыми пастофориями (которые со временем станут жертвенником и дьяконником/ризницей).
Церковь Сергия, Вакха и Леонтия в Бозре (516 г). Остались только основания. Есть старинные гравюры и реконструкции. · Тоже есть Г-образные столбы, между ними колонны с арками (квадрифолий (четырехлепестковый объем) с чередованием столбов и колонн) – усложнилось подкупольное пространство. Пространство начинает пульсировать. · И сама стена изрыта нишами. Световой рисунок был более сложен из-за тройных проемов стен · Более сложная алтарная часть (пятичастный алтарь). · Все перекрытия реконструируются: шатер (т.к. очень тонкие опоры) – архитекторы рассчитывали исходя из технических характеристик камня. Какие конструкции были в круговом обходе – тоже скорее всего плоские деревянные перекрытия. Своды только в абсиде и в перекинутых арках центрального пространства, которые несут стены, на которых граненный барабан с деревянным шатровым перекрытием. · Колонны не только обрамляли центральное подкупольное пространство, но скорее всего были и в декоре фасада (контраст тесанного камня с ордерными формами – как Халат-Симан). Придумали, скорее всего в Риме. Уже Санта-Костанца достаточно близка к этому. Архитектура дворцов с колоннадами, пространствами тоже подходит к этому. Но теперь собранное из этого целое имеет принципиально другая идея. Пространственно соподчиненные пространства от купола к обходу и дальше. Получается такая воздушная конструкция, когда все пространства нанизаны на одну ось (римляне мыслили камнем, а не пространством). Важнейшая задача византийских архитекторов – переосмысление римской архитектоники камня.
|