КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранневизантийская живопись 4-6 ввСамые ранние памятники – 4 век. Санта-Костанца. Мозаики. Не было опыта изображения божественного, был скорее страх. Появились мысли, что это вредно, что изображение Бога, Христа, Богородицы и святых невозможно. Своеобразное раннее иконоборчество. Страх перед возможностью согрешить этими изображениями. Своды кругового обхода (1я половина 4го века): · Декоративные фигуры, танцующие, птицы, виноградная лоза, сбор, перевозка, изготовление вина маленькими путти. В центре бюст (обычно толкуют как бюст императора Константина, либо аллегории ветров, сезонов или чего-то еще). · Все профили, кайма украшены орнаментом. Еще есть вазы, поющие птицы. Очарование, поэтика позднеримского чувства природы в катакомбах и раннехристианскй живописи. · Ваза с водой и голубями. Божественная живая вода, которую прилетают пить птицы, а иногда и разные твари. В византийских изображениях разные существа стремятся напиться воды живой. Именно из вазы, сосудов. На западе будет больше использоваться фонтаны. Стена в церкви это всегда проповедь, поэтому скоро иконоборческое настроение прошло (1-2 поколения). Разделяли это раннее иконоборчество строгие ученые богословы. 2я половина 4го века: композиции в нишах на стене. Они очень сильно правлены (в Равенне тоже, но поменьше, КН и Греция – живые, т.к. она была под турками), а Рим с 18 века был уже очень туристическим городом. И в 19 веке для красивости эти мозаики активно реставрировались во вкусе своего времени (лишь бы не было пустого места). Ученая реставрация это уже 20 век, причем не ранние. · Христос, Петр и Павел и овечки – символы учеников и апостолов. Очень гротескный Петр. Линия контура тонка (в одну тессеру), причем разноцветная. · На другой стороне: Христос на славе. Или Моисей получает на Синае законы от Господа. Некоторые считают, что это Петр. Огромные глаза, сильный экспрессивный взгляд (сохранился). Все их оконтуривающие линии трепещут, они не образуют единой жесткой линии. В них есть мелькание и ощущение разнообразия. Импрессионистический подход. · Моисей хорошенький, миловидный, с тонкими чертами, ничего такого не было в раннехристианском искусстве. · Окружены пышными плодами (обожали в древнем Риме).
Следующий по времени в базилике Санта Пуденциана (401 – 417). Тело создано в 17 веке, но старая апсида выжила и сохранилась. · Христос в золотых ризах на троне в Небесном Иерусалиме. Трон Господа драгоценен, такие троны потом будут изображаться много раз. Это трон, приготовленный для страшного суда. · Вместе с Христом 12 апостолов – они судьи. За фигурой Христа – голгофская гора с золотым крестом. В небесах (в раннехристианское время они всегда полосатые) – символы Евангелистов. Т.е. сцена из будущего Страшного Суда. Две женские фигуры в золотых ризах с двух сторон. Это аллегории мудрости и великодушия. · Много правок. · Очень величественно. Искусство стало ораторским, риторским, пафосным. Искренность катакомб заменилось таким несколько театрализованным искусством. Но той искры, огня теперь нет. Это искусство демонстрирует себя: сюжеты, сценарии. Более скромный, тихий пафос уже в 6 веке, а пока так. · Апокалиптические животные в раннем искусстве очень грозные (только на Руси они сказочные, очаровательные). · Евангелисты: Павел, Андрей, Петр – сохранились. Остальные – римская академия художеств. Головы – как скульптуры (можно было только в раннее время, потом нет, т.к. профиль не предполагает общение с молящимися). Большое многоцветие, многосоставность палитры, что непросто в мозаике. Петр даже улыбается (резкий профиль, резкий подбородок, много резковатых контрастов, что придает экспрессию, сияющую энергию).
Санта Мария Маджоре. Облик 17го века, когда Рим становился весь барочным, но внутри она цела. · Триумфальная арка: фризовая композиция – нормально для римского и раннехристианского мира. Нет разграничений сцен, они перетекают друг в друга. · На что рассчитывал художник? Он создавал свои драгоценные картины Господу, а не зрителям. Богородица как Царица Небесная, тоже на троне. Рядом ангелы-стражи, силы небесные сопровождают ее с двух сторон. Две прилепившиеся фигуры: Ангел и Иосиф о том, что нужно уходить. Ниже младенец тоже на троне. С двух сторон волхвы и пастухи. Иосиф стоит отдельно слева. Две женские фигуры: Богоматерь в двух видах (простая Мария и Царица Небесная?). Сейчас возникла другая интерпретация: в Санта Сабине на западной стене есть две огромные фигуры-олицетворения церкви (от иудеев и от язычников) – там есть надпись. Может и здесь то же, т.к. время то же? · С двух сторон 2 города с 12 овцами (аллегории апостолов, в 7 веке это категорически запретят). Эти два святых города всегда фигурируют. · Сретение. Избиение младенцев (в нижнем регистре – волхвы перед Иродом). · Контур двойной (два ряда), тем самым черный широкий контур становится скрепой, которая вбирает в себя все импрессионистическое мелькание камня. Лазарев: В Санта Мария Маджоре этот цикл приобрел налет несколько нарочитой торжественности, в чем нельзя не усматривать воздействия триумфальной тематики: первое пришествие Христа прославляется здесь согласно схеме императорских триумфов. Сам выбор сцен продиктован не столько исторической последовательностью событий, сколько их символическим значением. В первом ряду сцен главный акцент поставлен на признании Христа его родителями, Симеоном, Анной и первосвященниками (т. е. евреями), во втором ряду — на признании Христа царями (волхвами и Египетскими согласно апокрифу о прибытии св. семейства в Сотин, где согласно Псевдо-Матфею Христос сокрушил идолы в храме Капитолий J и тогда весь народ, включая правителя Афродисия Ему поклонился) и в третьем ряду — на показе бессилия Ирода перед мистической силой божественного Младенца. Весь цикл задуман как наглядное опровержение учения константинопольского патриарха Нестория, отвергнутого на Эфесском соборе 431 года.
Сцены из Ветхого Завета · Переход через Красное море. Мелькание деталей, но есть ощущение целого: победоносная тема тех, кто перешел море и идет в святую землю. · Взятие Иерихона. Падает стена. Мозаики воинственны как и вам Ветхий Завет. И снова везде острые взгляды, резкие движения, все пульсирует. · Книга Иисуса Навина. Множество людей, штыков. Все племена, которые жили на земле обетованной были истреблены. · Троица или гостеприимство Авраама. Верхняя сцена – Арваам на путях своих встречает Троицу и приглашает их к себе. Такого эскизподобного, легкого, набросочного искусства дальше не будет. Оно станет очень отобрано, продуманно, Где каждый штрих и черточка будут иметь символическое значение. Оно здесь не велеречиво как Санта Пуденциано, но очень подробно рассказывающее (дальше будут отбирать важнейшее, причем важное для литургии). А здесь также живо, разнообразно. Сан Лоренцо в Милане. Центрическая купольная церковь с тремя отростками-капеллами. Он стоял еще в древние времена, но не сохранился. В 16 веке все перестроили, сейчас это замечательное изделие ренессансного стиля (но план 5 века). На опорах, между опорами лепестки, с обходами вокруг. Именно Сан Лоренцо послужил образцом купольных церквей Рима и Италии в целом. Назначение капеллы Сант-Аквилино (самая большая южная) не известно. Она восьмигранная, предполагали, что это баптистерий. Но никаких признаков купели и воды не нашли. Признали, что скорее всего это был мавзолей. Возможно, императорский (одно время Милан был столицей). Восьмигранник с полукруглыми и прямоугольными нишами. Мозаики сохранились только в двух нишах. Это искусство средиземноморское. Ранний 5й век. Христос, восседающий на троне, с апостолами. Фон золото с серебром: переливчато, мерцает. Просто какой-то небесный мир. Перед Христом на земле стоит короб со свитками. Одной рукой Христос благословляет, другой что-то держит. По-видимому, это передача закона апостолам. · Все серебристое, мерцает и мелькает. Одежды белые, широкие как облака. Христос молодой безбородый. Это будет любовь запада, Византия выберет Христа средних лет с бородой. · Живые, свободные позы, все в ракурсах, подвижны, живые взгляды. Еще остался эффект набросочности, мгновенно схвачено. Античный импрессионизм. Они очень непосредственны. Сложно сказать, что они очень высокого качества, другие более художественно совершенны. Но эти привлекают своей живой непосредственностью. Искали новые пути, экспериментировали как сюжетно, так и стилистически. · Лики широкие, римского типа. Тессеры брошены как мазки кисти. Отметин мало. В другой нише огненное восхождение пророка Илии. Внизу очаровательные жанровые сценки пастушков с овцами. · Пасторальная сцена вполне в духе античной литературы. Очень очеловеченная сюжетика. Один из пастушков возлежит в пасторальной позе на берегу ручья. Это будет поза рококко.
Мавзолей Галлы Плацидии. Полумрак, электрический свет принципиально меняет замысел архитекторов (горели лампады). Таинственно светятся какие-то фигуры на темно-синих фонах. Везде свое какое-то излучение. Алебастровые окна дают очень тусклый свет, все мерцает и погружено в таинственный полумрак. На этом фоне высвечиваются фигуры в белых одеяниях. · Четыре цилиндрические свода украшены орнаментами как все профили арок. Орнаменты как драгоценности. В рукавах креста поставлены саркофаги. Наверху между окон фигуры беседующих апостолов (редко для Византии, частый сюжет для Запада). · Потолок (вспорушенный свод) с мерцающими звездами и символы Евангелистов на парусах. Символы изображали очень хищными и страшными. Нарядные подпружные арки. · Между фигурами Евангелистов непременно ваза с фонтанчиком и подходят птицы (потом будут подходить разные существа: и верблюды, слоны, зайцы, и чаще всего птицы). · Апостолы Петр и Павел в повороте, в ракурсе (еще ценили живое движение). Византийское искусство изображение в профиль отвергнет (прерывается общение с молящимися). Но станет использоваться для вторичных персонажей. Например, служанка в сюжете Благовещания. · Широкие, обильные одеяния что создает монументальный профиль всей фигуры. Глаз изображен в фас, а лицо в профиль. Это не от неумения, а для выразительности (чтобы утрировать, увеличить внутренний акцент). Мощные фигуры, похожие на позднеантичные императорские статуи. Короткошеий, что придает большую выразительность и монументальность. · Мученик Лаврентий идет на казнь. Шкафчик с рукописями четырех Евангелий. На одном плече крест в знак мученичества. «На крови мучеников стоит церковь». (минологий/месяцеслов состоит из толп мучеников). В эту эпоху очень развился культ мощей. В руках держит Евангелие и пюпитр, на котором оно лежит. Очень почитаемый святой , дьякон ранней церкви в Иерусалиме (Сан Лоренцо в Милане ему посвящен). Он сам полыхает как костер, полыхают контуры его одежды, контур его платья извивается как пена, фалды плаща развеваются подобно языкам пламени. Вся фигура трепещет и готова воспламениться. Все трехмерно, объемно и живоподобно. Здесь система моделировок – трепетные, тревожные и острые линии. А лицо спокойно, прекрасно и антично. · Напротив над входной дверью в люнете сюжет «Христос – добрый пастырь». Молодой, одна из излюбленный поз раннего христианства (очень живая). В золотых ризах, полнокровный, очень чувственная, может быть воплощена в скульптуре (округлые формы, объемы). Живой взгляд (жанровый, не уставившийся пронзительный). · Две люнеты с изображениями райских кущей. В середине – источник. К этой живой воде идут олени. · В одном из сводов Хризма: Анаграмма: Иисус Христос и альфа и омега. Баптистерий православных в Равенне. 2я четверть 5го века. Что было первично: поднять пространство или разместить в куполе композицию. · В центре – сюжет Крещения (персонификация Иордана, все-таки они обожали античные аллегорические фигуры). · Вокруг по кругу движутся 12 апостолов. Они всегда в круге, т.к. они вестники, они в вечном движении. Соединяются встречей Петра и Павла. Разделители – изысканные цветущие стволы или торшеры. · Еще один круг – разные церковные мотивы: престол с раскрытым Евангелием, кресло для епископа, есть «этимасии» (128) - кресло Господа в день страшного суда. Решетки алтарной преграды и кивории над престолами на четырех колоннах. Очень много античного. · Нижний ряд – чередующиеся ниши (вогнутые и плоские). Надписи в арках. Плоские ниши инкрустированы мраморами (как в богатых римских домах). На темно синем фоне растительные ветки и фигуры апостолов и пророков (похоже на Сан Аквилино в Милане). Второй этаж – большие окна, между ними штуковая декорация (скорее всего пророки, но надписей нет) · Композиция Крещения – старая, лики и часть композиции (более светлая) были переложены. · У всех шагающих апостолов в руках венцы славы. Небесные заслуги они несут как особый дар и демонстрируют всем (не так театрально как в римской Сан Пуденциано). Все в ракурсах движения, у всех широченные одеяния, которые еще больше распахивают из контуры. Тщательно передана красота драпировок. Возможно, мастера были из КН (к несчастью, в самом КН ничего этого времени не сохранилось). Впечатление, что в одеждах много золотой смальты, но, возможно, золото рассыпали везде для света. · Сверху висят как занавес античные шторы (тоже очень театрально), которые перешла в византийское искусство и в древне русское вслед за ним. · Варфоломей и Симон (111). Здесь много как античной преданности, так и много нового (золотые лучи, одухотворенность), нет еще абстрактных, отрешенных, уставившихся в одну точку. Они еще вдохновенные и живые. · Петр (113) безупречен с точки зрения античного искусства: от пластичен, великолепная цветомоделировка. Андрей (116). Иоанн (118) тяжелый, крупный римский, но он очень светлый, осенен чем-то иным. Павел (120). Лики выкладываются разнообразной смальтой. Нет единообразности, плоскости смальты, т.к. под углом он играет больше. Как создано живописное поле? К чему стремятся к единообразию или однообразию. Здесь явно разнообразию, не стесняются класть разные тона. Варфоломей (125) и Симон (126). Варфоломей более спокоен и сдержан, спиральный поворот, что дает возможность играть с формами и складками. Самые разные кубики как мазки кисти округляют форму. Симон другой: кубики чуть больше и лежат чуть ровнее, поверхность более гладкая и зеркальная. Все замыкает утолщенный контур (раньше такого еще не было) – пружина, которая сдерживает художественное разнообразие. Ротонда св. Георгия в Фессалониках. 1я половина 5го века. Они так классичны, что близки концу 4 века (феодосиевский ренессанс). Прямоугольные ниши, завершенные арками в стенах, сверху купол – еще 3 век. На стенах мозаики не сохранилось. Сохранилось на подкупольной полосе. · Купол (скуфья): возносящийся Христос в мандорле славы. Мандорлу поддерживают четыре ангела, а между ними четыре птицы феникс. Ангелы юные, моложавые, крепкие как Христос из мавзолея Галлы Плацидии. Птица Феникс – бессмертие души. Орнаменты – римский тип: ветви, соки земли, все полное, налитое. · Вокруг купола шел ряд, от которого сохранились только ноги (огромные ступни): 24 апокалиптических старца (частый сюжет для Запада, для Византии – редкость). «МоистА» - видение Господа. Эти старцы видели Господа на небесах. Также ряд пророков были удостоены моисты. · Третий круг, который плохо, но сохранился. На фоне роскошных дворцовых зданий изображены фигуры молящихся святых, которые стоят по двое или по трое. Все в позе орантов, в фас. Мир такого художественного качества и совершенства. Единая круговая композиция. Это дворцы (не храмы) с многочисленными колоннами, конхами, нишами, фантазии на тему античной архитектуры и продолжение стиля 4го помпейского с архитектурной телесностью. По карнизам расхаживают птицы, побольше (павлины – императорские, греки до сих пор их любят и разводят их в монастырях), поменьше. На фоне этого архитектурного царственного мира стоят фигуры в молитвенных позах орантов. Большинство молодых, прекрасны своей молодостью. Часто круглолиции, с обтекаемыми подбородками, склонные к полнокровности (свойственно римскому искусству). · Самая популярная пара: св. мученики Порфирий (146) Анесефор (147) (142 - вместе). Почему именно такой выбор персонажей – не известно. Предположения: частицы мощей в храме, их имена не складываются в какой-то осмысленный ряд с точки зрения календаря. Есть юные, есть и весьма пожилые, воины. Анесефор знаменит своими золотыми волосами – отсюда в том числе пойду многочисленные златовласые ангелы. Кубики смальты нежно и в согласии друг с другом. Ищут стилизованные приемы (утрированные приемы), он иногда больше дает, чем натуральный. · Лики разные, бывают более созерцательные, углубленные (более близкие византийскому кредо, которое осуществится уже в раннем 6 веке). 144. Уже практически иконописен, только очень нежно создан. Все перетекает друг в друга, полутон соседствует с полутоном (в смальте это очень трудно). Порфирий (146). · У многих есть внутренний свет, некая осененность образа (доброта, мягкость, душевность, но другие оценки это изнутри лучащееся духовное счастье). Исходит от духовного, но передано на уровне душевном и часто эмоциональном. · 149. Отрешенный от мира созерцатель. Все в лице симметричны - дает остановленность в выразительности. В приемах много условного. Линии подчеркнуты, не только линии бровей, но ровные желтые дуги. Это уже житель не античности, а уже средневековья, но все это еще рядом. Рядом находится здание охраны памятников. Там можно просить и умолять, чтобы пустили (!).
Осиос Давид в Фессалониках (в Латомне – район города). Мозаики – 2я половина 5го века. Давид фессалоникский столпник (стоял на ветвях дерева). Очень ранний (5 век), купол был, но сейчас его нет (большое землетрясение где-то в 12 веке). Он крестово-купольный (венец развития византийской архитектуры). Большие дебаты, откуда это взялось: постепенная эволюция или был всегда (еще 5 век – Осиос Давид). От первоначального вида сохранилась абсида и в ней мозаика 5го века. · Редкий сюжет «МоистА» - ведение Господа. Бывает пророками, а бывает старцами. Здесь как раз пророки. Бог в облике Христа в мандоле славы (круг – переливчатая драгоценность, все оттенки радуги, сочетающиеся очень гармоничным способом). Вокруг – символы евангелистов. По сторонам два пророка: разные варианты. Может быть Исаия (слева – воздел руки, ошеломлен), Иеремия (слева – более спокойный), но подписей нет, поэтому предположение. Внизу текут четыре райские реки, райских холм (он же Голгофа). Чего только тут ни нарисовали: рыбы, существа, всякая водная мелочь. · Христос выложен очень мелкой смальтой. Она положена более ровно: меньше лучится, сверкает. Меньше объемных характеристик. Лик его очень иконен. Спокойное, созерцательное, появляется молчаливая созерцательная отрешенность. Черты лица симметричны. Другие понятия, которые необходимы для образа. · Пророк Исаия: состояния ошеломленности будет повторяться (скорченная, сгорбленная фигура в каком-то страхе, возбуждении поднятые руки). Лев с каким-то очеловеченным выражением.
Капелла Сан Витторе ин Чьел д’ Оро в церкви Сант Амброджо, Милан (втор. пол. 5 века). Юго-восточный угол. Базилика 5 века, в конце 11 века ее перестроили в 11 веке в романском духе. От ранних времен сохранилась только эта капелла. Там раньше было кладбище: св. Виктор был там похоронен. Над его могилой и была построена капелла. Амвросий не был даже духовным лицом и граждане Милана желали, чтобы он стал их епископом. Он не отказал. Вероятно, он был знаменит своими очень хорошими делами. Став епископом, акцентом его деятельности было почитание древних мучеников и Амвросий совершал целые раскопки и переносил найденные остатки в свою базилику, где он служил. Потом он умер и был довольно быстро канонизирован и стал очень почитаемым святым. Капелла была создана после его кончины (т.к. он там изображен). · Все, что в парусах – 19 век. · Св. Виктор на золотом небе в куполе. Он держит книгу, на которой написано имя Виктор. В руках с двух сторон кресты (таких изображений больше нет), он сам помещен в венце славы. В этих крестах на перекладинах – имена в родительном падеже: слева Панеририя (женское имя), справа Фаустин (мужское имя). Кто они – не известно (может заказчики?) · По стенам огромные святые (все титаны, больше нашего роста), св. Амвросий – один из них. Местные святые северной Италии, мощи которых находятся в этом храме. Матерн, Навор (164), Протасий, Гервасий (165, 166). Все в светлых одеждах (похожи на столпы света). В Византии будут любить пропорции узкие, без тяжелых ступней (балансирующие на носочках). Здесь от материального начала не отказываются, но придают ему большую остроту. Огромные неподвижно стоящие глаза. Амвросий и Матерн (167). Амвросий чуть отличается (поражающая портретность): некрасив, невеличественен, нет оглушительной статуарности. · Усиливается контур, уменьшается живописное разнообразие фактуры (все более однотонно и однообразно). Не разнообразие природы и жизни, а емкая концентрированность на внутреннем. Известно, что Иоанн Златоуст был невысоким с некрасивым лицом, но огненным. Слушать его было страшно, страшно было попасть ему на язык. Про Амвросия тоже было известно, что он был некрасив.
Баптистерий ариан в Равенне. Конец 5 века (около 500 года). Тоже октогон с четырьмя выпуклыми нишами, но без надстройки. У него плоская кровля, но внутри скрыт купол. В куполе схожая композиция как в православном баптистерии. Только здесь два круга. · Сцена Крещения во Иордане. Тоже титаническая персонификация Иордана. Контуры старые, но переделан в 19 веке (добавили тессеры). Весьма телесное существо. Выразительность лица Христа огромная, но другая чем раньше. Все ассиметрично, все скошено, утрированные толстые черные линии (выразительность лица строится на экспрессии рисунка). · 12 апостолов, шагающих по кругу. Они приходят к трону Господа. Все в белом как лучи света. Нет разнообразия красок как было в баптистерии православных. Между ним пальмы (перейдет и в среднюю Византию) – рубежи, промежутки. Тоже держат в руках венцы славы. Петр с ключом, Павел со свитками (ученый, книжный человек). За Петром – Андрей, но они не имеют надписей, поэтому все не точно. У всех белые верхние плащи (гиматии на хитонах). Они гораздо более жестко линейно выглядят, чем в баптистерии православных. Более столбообразные и единообразны (моделировки одежд). Все более структурно, архитектонично, линейно. · Лица очень индивидуализированы, но складывается определенная типология облика апостолов. Но появляется нечто обязательное и однотипное: у всех расширенные глаза смотрят напряженно и пристально (еще несколько десятилетий и это будет регламентировано), но это уже типология Византийской образности. Т.е. все становится более строгим и более идеологизированным. Живописного и эмоционального разнообразия становится меньше, а больше духовной дисциплины. Сохранили римскую физиогномику: округлый, тяжеловатый, тучный. Утрированность отдельных черт (вместо равновесии отдельных черт античности). Взгляд менее конкретный и более отрешенный и более вытаращенным.
Конец 5 – начало 6 вв. Архиепископская капелла в Равенне. Теперь собор 19 века, а капелла осталась. · Алтарь – в звездном небе золотой крест. · Есть вспорушенный крестовый свод. 4 подпружные арки (небольшие сводики). Перед алтарем (восточная): Христос и 6 апостолов в медальонах. В других: на западном: Христос и еще 6 других апостолов, еще на одном – анаграмма Христа в медальоне и женские образы, и последнем – 6 мучеников и тоже анаграмма Христа. · В крестовом своде: анаграмма Христа в центральном медальоне, поддерживается четырьмя архангелами. Между ними четыре символа евангелиста с большими кодексами в руках. Ангелы классических пропорций, в античных одеждах. · Везде пока еще образ молодого Христа. Ровный спокойный образ. Достигнута какое-то равновесие, гармония. Внеэмоциональное молитвенное состояние. Византийский идеал. · Характерна какая-то большая ровность и гладкость. Смальта никогда не крупная, нет вкраплений золотых смальт как в баптистерии православных. Выделили контур, но лицо тоже имеет свое очертание. Сероватая тональность лика с контуром с брошенными оранжевыми «движками». Этим хотят подчеркнуть связь с натурой и пластику формы. Общая тональность доминирует, но чтобы не было скудно вместо румян – брошенные отдельные цветные мазки. · Очень индивидуальный Павел (190), так адекватен тому, как мы представляем себе ап. Павла по его описаниям. Он был очень умный интеллектуал, античный философ. Очень живой, нет контуров, очень свободно. · Взлохмаченный Андрей (191). Лицо описывается одной единой линией. Филипп (193). Иоанн (194) – все черты лица симметричны, полный фас, никакого ракурса (застылость, появляется оттенок вечного «раз и навсегда данность», это духовная дисциплина и она рождает художественную дисциплину). Западная арка (197): Фома и Филипп самые молодые. А здесь Фома никакой не молодой, а средних лет. Начинает усиливаться черный контур. Художественно без него можно обойтись, но это делалось (Симон Канонит – 199, Варфоломей – 201) и т.д. Возможно, это какое-то понятие дисциплины. Имеется в виду строгое исполнение самого важного в церковной жизни. Стиль и приемы разные вещи. Приемы – передающиеся от мастера к мастеру особые способы выражения (как поставить движки, выложить кубики параллельно или иначе). Только в совокупности вместе с образной выразительности появляется понятие стиля. Чувствуется связь с фаюмским портретом. Тонкое соединение римской основы и восточной образности и выразительности. В люнете над дверью входа: «Христос воин и победитель». Крест на плече и наступает на льва и змея. Христос в одежде римского воина.
|