Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Святая София




Вершина византийского архитектурного творчества. Ее больше не повторили, даже не подражали, строили чуть по-другому.

Выстроен на месте старого храма св. Софии, построенного в 4 веке при Константине. Это была римская базилика. Во время восстания Ники город сильно пострадал и София была сильно порушена. Юстиниан задумал в знак победы над восстанием построить самый великий храм эпохи. Были призваны Амфимий из Трал и Исидор из Милета. 532 – 537 гг.

· Внешне она очень искажена, хотя и раньше его внешнее устройство было не так блистательно как внутреннее. Ее все время перекрашивают. Теперь соотношения другие и София больше не выделяется как самый большой объем (другие турецкие мечети либо такие же по величине, либо даже больше и повторяют ее по конструкции укрупнив ее). Она перестала быть мечетью после 1й мировой войны (по репарациям 1й мировой войны). Появились возможности реставрации, открыли мозаики.

· Огромный купол с 40 окнами, дальше стекающие вниз объемы. София вообще стеклянная, там застекления так много и стены так прозрачны, что хрупкость стен здесь очевидна.

· Огромные подставные контрфорсы, появляющиеся на протяжении веков. Здесь бывают очень сильные землетрясения (даже в алтаре Софии написали молитву, чтобы сохранить храм от землетрясений). Русь собирала много раз деньги на ремонт св. Софии.

· Западный фасад с огромными контрфорсами. Остатки перистильного атриума и экзонартекс от константиновского храма.

· Больше метра культурного слоя – чуть искаженные пропорции.

· Большие окна с закомарами. Членение на основные линии вертикали (колонны) и горизонтали – сплошное застекление. Все стены легки прозрачны.

· Нартекс – 9 больших дверей ведут во внутреннее пространство. Центральная – императорский вход исключительно для церемониального входа: переступив порог император останавливался, из алтаря подходил патриарх, император трижды становился на колени, патриарх его благословлял. После этого император проходил в алтарь. Императорский выход в Софию это церемониальное действо (театр), на которое сходился весь КН. Облицован каменными плитами (как в церкви Дмитрия в Фессалониках) – спрессованный камень с горными рисунками. Перекрыт крестовыми сводами. Над главным входом сохранилась люнета с мозаикой: император Лев 6 (9 век) на коленях перед Христом сидящим на троне. Двери и панели вокруг них были заняты реликвиями (чудотворными и особо почитаемыми, древними иконами и т.д.).

· Переступаешь через дверь и наступаешь ошеломление. Огромное безмерное пространство, залитое светом. Двигаться не хочется, человек застывает, замирает и впадает в какое-то созерцание. Свет играет по-разному, лучи сильные ослепляющие.

План

· Квадратная в плане. В середине стоит купол огромный, массивный тяжеленный (кирпичи особой крупной формы – 70-90 см сторона, в ответственных местах с прокладками из свинца). Типологически она никуда не входит, это одновременно и купольная базилика и центрическое здание.

· Опирается на 4 огромных столба, куда уходит его тяжесть. Боковой распор гасится через систему полукуполов: с восточной и с западной примыкают полукупола, которые берут на себя его распор (но его не достаточно), к каждому из этих полукуполов примыкает еще по три полукуполов. С западной стороной: два полукупола, а третья – цилиндрический свод (т.к. это вход). Что же с севера и юга? Стены легкие и хрупкие – одно стекло. Все 4 стены укрепляют столпами (по два с каждой стороны ровно напротив центральных столбов – это контрфорсы, чтобы быть точками сосредоточения этого давящего распора). На западе и востоке тоже впаяны в стены укрепляющие столбы (в пятах центрального полукупола). Передатчиками распора служат крестовые своды боковых нефов – получается круговой обход вместе с нартексом. Это как ожерелья, которые идут вокруг основного центрального подкупольного ядра базилики. Они играют роль аркбутана, переносящие распор на стены.

· Столбы из кирпича с хорошо отесанными блоками камня и с перемычками в ответственных местах из свинца.

· Браманте: «св. София - это купол Пантеона поставленный на базилику Максенция».

· Внутреннее пространство – эллипс-овал и это прекрасно соединяет купол с кубическим объемом.

· Начало проекта – выбор масштаба купола. Значит столбы тоже должны быть определенной величины, отсюда размеры экседр и колонн между столбами (по 4) именно это зона является границей между главным и боковыми нефами. Т.е. это не стены, а само пространство разделяет пространство. Т.е. зная величину купола можно рассчитать весь объем.

· Все верхние закомары были стеклом (только пара колонок держит конструкцию рам), но было разрушение из-за землетрясения. КУпол имеет 4 подпружные арки. Они выделены легким профилем их облицовки (масштабно вычерченная рама пространства, которое имеет свой контур.

· Вверху вращающиеся кругообразные очертания – движение каких-то небесных форм. Огромный тыквообразный 30м купол с 40 окнами. Когда его чинили, его немного приподняли, т.е. раньше он был еще более плоским.

· На щитах и в скуфье купола – цитаты из Корана.

· Двухярусная. Внизу боковой обход, наверху галерея. Но оси колонн не совпадают, симметрии нет (нет тектонических сил). Цель – уничтожить видимость тектонических сил. Создать как можно больше впечатления, что все ирриально. Подчеркнуть метафизические, а не конструктивные компоненты. Например, столбы – гиганты, но они все обтянуты полированными мраморами светлых хрупких оттенков. Тяжесть массива зрительно исчезает.

· Второй этаж был для императрицы и ее свиты (северная) на южной – для свиты императора и были административные помещения (приемная патриарха – сохранились надписи, есть и русские – граффити).

· Все подкупольное пространство охватывают чугунные решетки (большинство сохранились старые). Перед закомарами тоже решетка, но у нее еще и другая функция: на ней по большим праздникам горели факелы (в дополнение к сотням светильникам, которые спускались с купола – был специальный механизм, который их кружил. Светильники висели на драгоценных цепях, светильники разных форм в виде крестов, блюд, кораблей и др.).

· Световая игра очень ценилась. Подоконники окон неровные, а поставлены под углом. Они так были отесаны, что давало зеркальную поверхность и дополнительные лучи в храме.

· Кружево резьбы заполняет не только капители, но и все пространство над арками на всех этажах.

· Стены выкладывались инкрустированными мраморами (традиции римской инкрустации). Мозаики только наверху в сводах (как и фрески в других храмах, но никогда не до пола, как в русских храмах). Внутри мраморной облицовки делаются орнаментальные вставки: поверхности внутри орнаментальных рамок (возможно, это под иконы, но это точно не известно).

· Византийская капитель: отвлеченный стилизованный аканфовый лист (но он не сильно удален), Запад позже сделает либо сильно натуральный как из биологического учебника, либо настолько стилизованный, что Византия никогда на это не согласится.

· Мощи в Византии выкладывали при строительстве в стены (на Западе – крипты, где паломники могли им поклониться), чтобы почитать отмечали эти места крестами (то же в Софии Киевской).

· На восточной стене сохранились мозаики. На виме архангелы (сохранился только Михаил, был еще с другой стороны – Гавриил).

Боковые нефы несоизмеримы по высоте с центром. Они соразмерны нашим понятиям, взгляду и росту. Они уподоблены коридорам, проходам царского дворца. Как бы подуменьшить его наглядную гнетущую тяжесть. Мастера приставляют к нему колонку и на нее упираются арки. Эти колонки «заслоняют» столб, к ним сходятся пучки параболических линий окантовки разных сводов. Чисто оптически взгляд не фокусируется на толстенных столбах.

· Второй этаж галереи с южной стороны. Некоторые отступают от стены сильно, создавая компартименты, которые использовались для служебных целей (были административные сооружения). Большущие позакамарные окна. Проемы закрывались вэлумами (тканью), а на стене (столбе) рядом с приемной патриарха сохранился знаменитый мозаический деисус 13 века.

· Сохранились орнаменты на закомарах арок на южной галерее 2го этажа.

 

Епископ из Клемоны. Император на золотом троне, поднимается в одних одеждах, спускается в других, рядом два золотых дерева, на которых сидели золотые птицы и пели. Гордый византийский император горделиво и величественно раздавал подарки приезжающим к нему варварам.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты