КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Центрическая архитектураТ.е. архитектура с куполом или каким-либо заменителем купола. Назначения в раннехристианкой архитектуре: · Баптистерий, · Мартирии (на святых местах в Палестине, позже церкви над телом мученика). Мартиус – умерший за веру. · Мавзолей Т.е. весь цикл человеческого бытия, имеющий христианский космический смысл. Это символ космоса, как и рассматривалась человеческая жизнь. Базилики были больше распространены. Рим Мавзолей Санта Костанцы. Для двух дочерей: Елены и Констанцы. Не использовался как Мавзолей и был переделан в церковь Санта Костанца.
· Большой купол и он – самое главное. Опирается на сдвоенные (т.к. купол тяжелый) колонны. Трехнефная базилика сомкнулась кольцом: клеристорий образовал барабан, а боковые нефы получили круговой обход. · Колонны держат вес купола, а боковой распор передается через цилиндрические своды кругового обхода (играет роль аркбутана) на толстые боковые круговые стены. А вокруг раньше наружное окно было обнесены колоннадой (сейчас не сохранилась) · В стены врезаны ниши (крестом по осям) – в них мозаики (в куполе тоже, но не сохранились, а в обходе мозаики выжили). Между этими нишами – мелкие ниши в стенах, куда ставились канделябры, подсвечники и др. · Нартекс, скругленный по сторонам для большей легкости. · В барабане скрыт купол. Италия если делала купол, его скрывала в каком-т геометрическом объеме (кубе или цилиндре). Византия всегда его показывала, для нее это было самое главное. · Центр очень светлый, свет сконцентрирован, т.к. вокруг идет круг полутемного пространства. · Центр выделен не только светом: еще мозаикой, мелкими архитектурными деталями. Колонны, стоящие на центральной оси выделены цветом (красноватые). Разные капители: выходящие в кольцо – поменьше и вынуты и других построек, те, что в центр выходят – по-крупнее и специально выточены. Над капителями двухэтажный пульван (сильные, чтобы арки спокойно лежали – увеличивает площадь сопряжения). Велика зрелищность службы. Истоки – Пантеон, мир центричен. В Санта-Костанце мир сложнее устроен (разные ракурсы, разные планы из-за обхода). Пантеон – однопланов, пространство Пантеона цельно, грандиозно и пластично. А в Санта-Костанце пространство обладает живописными элементами, оно не цельно, оно разнообразно. · Мозаики сводов обхода – орнаментальные (еще в первой половине 4го века - своеобразное иконоборчество), только в нишах – сюжетные (уже 2я половина 4го века). Сан СтЕфано Ротондо. Мартирий. Тоже 4го века. Гораздо больше, чем Санта Костанца. Устройство сложнее: · Два круга колонн (пятинефная базилика свернулась) · Купола нет, есть шатровый верх. Меньше инженерных проблем. · Вокруг центра одно кольцо колонн – круговой обход – другое кольцо колонн – наружная стена с частично опадающими объемами. Базиликальный разрез. · В круговых обходах – легкие деревянные перекрытия. Есть мозаики 7 века, но много и поздней живописи… · Прямой/сплошной архитрав (как в Риме и некоторых базиликах), капители без пульванов (наружная колоннада – ионическая). В средние века вставили колонны в центр (в 9 веке – коринфские. · Прозрачная, чистая структура.
Ротонда св. Георгия в Фесалониках. Она римская 3 века. Взяли римский объем и приспособили под нужды церкви. Сейчас там рядом турецкий минарет (к счастью тюрки не разрушали византийский храм, просто превращали в мечети и ставили рядом минареты). Рядом римская триумфальная арка Галерия. Одно время Фессалоники был даже римской столицей. · Ротонда идеально круглая. Объем стоит в объеме. Потом пристроили апсиду с контрфорсами и стало это алтарем. · В куполе и барабане – остатки мозаики конца 4го века.
|