КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Колонные базилики римского типаСредиземноморские колонные трех и пятинефные. Каждая часть определенная сакральная ценность: чем ближе к алтарю, тем больше ценность. Роль ордера другая: отсчет мерному движению и течению пространства. Мерность и постоянство масштаба. Пространственное и временное развитие архитектуры константиновского времени. В античности основная роль ордера в пластической ценности (а не просто пространственная единица), элемент не пространства, а пластики архитектуры. Очень организованный характер пространства. Нет разнообразия форм. Формы одинаковые, яркость и разнообразие – в мозаиках. Роль формы – меньшая роль, чем в античности (унифицированность и идеальный характер формы: все одинаково отражает Божественную волю и умонаправление посетителей). В античности ритм определял структуру масс, здесь – структуру пространственных форм. Особая роль клеристория. 4 параллельные стены обрамляют пространство. Эффекты: тоненькая колонка зрительно держит огромную массу. Пространство большое, цельное, без внутренних перегородок (нельзя же интерколумнии называть перегородками). Ордер теряет пластические и тектонические ритмы античности. Красота общего важнее красоты отдельных форм. Надо всем этим пространством располагается светлый клеристорий. Его пространство становится центром (хотя пространство не центрированное, оно продольное, движущееся, базиликальное). Й век Базилика св. Петра. Общий план остался прежним. Одна из главных и первых базилик. Три великих базилики Рима: св. Петра, Латеранская, св. Павла за стенами города. Появились в первой половине 4 века и сразу выстроены огромными. · Перед базиликой всегда атриум (квадратен иногда немного прямоугольный). В западной Европе потом тут строили целые райские кущи. Перистиль, окруженный колоннадой, в середине – фонтанчик/бассейн для омовения. Ранние христиане должны был умыть ноги перед входом в храм. · Само тело базилики длинное (колонная базилика римского типа). · Несколько нефов (центральный и боковые). Петра – пятинефная · Перед базиликой находится нартекс или вестибюль. · Алтарь на востоке. АпсИда. Между нефами и апсидой – трансепт (служебное помещение для служащих церкви). · При базилике обычно сразу строили крещальню. Иногда отдельное круглое или восьмигранное помещение. Наружный объем не всегда воспроизводит внутренний. Верхний неф поднят, дает впечатление трехчастного объема. Повышающийся объем центрального нефа – клеристорий (приподнятая и высокая часть базилики). Имеет ряд окон, обеспечивающие свет. На востоке – повышенный объем трансепт, одного уровня с объемом центрального нефа. Запад этот трансепт перенес ближе к центру – латинский крест. А Византия выберет центрическую архитектуру. Возникнет особая крестово-купольная архитектура.
Строить нужно быстро, а здания большие, широкие, для большого количества народу – делали простые стропильные перекрытия. Сводов нет, распора нет, нефы могут быть очень широкие. 5 век: Санта Сабина, начало 5 века (на Авентинском холме). Не утратила свой первоначальный облик. Кирпичная (дешево, легко транспортировать), высокая, трехнефная. На востоке очень выпуклая пузатая апсида с окнами (для света алтаря), окна в клеристории очень частые, простые плоские. Украшений нет, очень аскетична внешне. Внутри – райский мир, никакого простого мертвого места на стенах нет. Все украшено. Стройные ряды часто поставленных колон разграничивают нефы и образуют строчный ряд арок. Наверху все занято либо мраморными плитами, либо мозаиками и все сверкает.
Санта-Мария Маджоре (начало 5 века). В древнем Риме 2 огромные базилики, посвященные Св. Деве. Первая – на римском форуме Санта-Мария Антиква (сохранились лишь некоторые фрески). Связано много чудес. Потолок открытый, стропильный (ренессанс – позолоченный кессонированный). Алтарь открытый. Православие выбрало другой путь (на Византии: сначала маленькие преграды, до 1.5 человеческого роста, но таких глухих как на Руси не было). Сохранились мозаики между верхом колонн и низом окон клеристория: картины, заключенные в рамки. Сложные сюжеты Ветхого завета. Много многофигурных композиций, битв. Высоко, и тогда увидеть все это было сложно. Значит, художник работает не для людей, а для Бога. Арка перед алтарем – триумфальная арка. Здесь мозаики нового завета. Эта традиция сопоставления Нового и Ветхого завета останется. Колонны тянутся бесконечными длинными рядами, люди двигаются сообразно ритму колонн, колонны определяют интерьер. Т.к. строили быстро, часто брали колонны из античных построек (особенно пострадали термы). Часто оказывались колонны разных ордеров, но это не смущало архитекторов. Короткие колонны ставили на постамент. Преданность античность – прямой антаблемент. Санта-Сабина внутри. Не прямой антаблемент, а строчный ряд арок. Санта-Сабина потеряла декорации. Как раз смешанные типы колонн. Втягивание ордера в стену. Всеми способами архитекторы хотели дать стенам видимую облегченность, чтобы они выглядели хрупкими: · Окна интерколумния имею очень маленький профиль · Ордер: колонны не грузные, толщина арки (равная толщине стены) не превышает толщину колонны, которая наглядно хрупкая. Т.е. стена хрупкая, ничего не весит. Фреска в апсиде поздняя. Световая иерархия интерьера. Центр освящен лучше, чем боковые нефы. Множество узких улиц: окна боковых нефов узкие, не сравнимые с большими окнами клеристория. Ярко выраженная иерархия объемов: величественный центральный неф, к которому примыкают боковые нефы. Иерархическое поднимание центрального пространства приведет к доминанте центра. Также и световая композиция базилики построена иерархически. На западной стене окна в ранних базиликах делались в готические времена. Видимо, они были модными и их стали добавлять в ранние храмы. Сан-Аполинаро ин Классе(порт) в Равенне. 6 век. Осталась стропильная кровля. Строчные ряды колон опять отмеряют пространство и шаг. Декорация дошла только в алтаре. Медальоны над колоннадой более поздние. Византийские колонны: тонкие без энтазиса, тонкие как свечи. Нет соотнесения с человеческим телом, теперь это длинные хрупкие, мраморные, гладко отполированные, излучающие свет. Они отражают не только свет, но и пространство. Оно их легко огибает. Они являются только мерой счета и ритма. В античном здании ритм измерял структуру масс тел, а здесь пространство. Соотношение величин: пространства и массы другое, чем в античности, несмотря на использование тех же элементов. София киевская огромная, а места мало! Т.к. опоры огромные и граненные. Здесь все подчиненно превалированию пространства над массой и желанию сделать массу более хрупкой, легкой. Порт, открытая местность – поэтому много окон и они большие, т.к. нет городских улиц.
Базилика в Аквилее. Теперь облик романский 11 века, а пол сохранился. Мозаика с историей пророка Ионы. Много рыб, рыбаков, водоросли… Часто на полах изображали разные твари. Причем они борются. Аллюзия на тематику страшного суда или чего-то еще.
Базилика: · Преобладает внутреннее пространство · Вытянуто в длину · Боковые нефы как портики и открываются аркадами · Средний неф как и трансепт всегда выше и светлее – перевес внутреннего пространства · Движение колоннад направлено к алтарю, оно, по идее, бесконечно. Но перистиля никогда нет (замкнутое пластичное пространство). Этому же способствует и световая композиция. · Стремление создать некий идеальный мир в отличие от реального. Главное – интерколумнии и легкость всей стены. Процесс втягивания ордера в стену – в результате наглядная хрупкость стен.
|