КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базилики христианского востокаСирия, Малая Азия, Месопотамии. Больше всего сохранилось в Сирии Тип отличается от холодного Средиземноморского. Базилика в Турманине. Сейчас ее нет, есть только реконструкции… · Нет атриума, но есть фасад. Чувство, важность фасада: как картина, как представление о всей базилике. Двухбашенный, за которыми находится соединяющий их фронтон клеристория базилики. Очень большой красиво оформленный вход с раскидистой лестницей. Арка – в экзонартекс (открытый нартекс). Дальше дверь внутрь базилики. · Базилики короткие. Нет шествия. Есть входы с боков, что предполагает движение поперек, а также внутреннее пространство будет также делиться поперек. Базилика в Калб-лузе (Qalb Louzeh). · Тоже фасад с башнями и фронтоном, нартексом, экзонартексе. · Нет тонких колонн, предполагающих шаг, а есть большие опоры – столбы с огромными арками. Пространство рассчитано не на длинное и постоянное шествие к алтарю, а на стояние групп/толп людей. Ощущение менее индивидуальное, более массовое. Мотив «предстояния» перед алтарем и Господом. В ней много сохранилось. · Очень плотное, тяжелое здание (из громадных квадр камня, замечательно вытесанных, что почти не нужно было раствора). · На апсиду наложены колонны с арками (арочный пояс, окружающий выступающую вперед абсидку). Т.е. колонны как очень пластичный декор (3/4 колонны). Они стену утолщают, утяжеляют. Этого никогда не будет в Византии. Там украшения вынимались из массы, чтобы убрать излишнюю тяжесть. У Византии было «презрение» к стене. Восток делает прямо противоположное. · По стенам ползет некая лента, украшая их. У нее нет конца и края: огибает все профили здания. В Риме все имеет начало и конец, всякое украшение может быть отдельно взятая деталь. Восточное мышление – бесконечно тянущаяся непрерывная череда (поэтому Востоку свойственны арабески). В лентах много выразительности, это чувство бесконечности. Неимпрессионистического познания жизни. Раз и навсегда данное. · Внутри никаких колонн. Вместо них короткие невысокие толстые тумбы, членящие редким строем пространство. Арки раскидистые, широкие. Тумбы тоже имели капители (с валютами, какими-то листьями). В столбах проделаны квадратные ниши (точно не знаем для чего: возможно, светильники). · Все проемы и окантовка арок имеют очень тонкую резьбу. Контраст между тонкой резьбой и грубой кладкой. Кружево резьбы абсид. Большое мастерство по грубому камню. · Про классический ордер тоже не забывали (канелированные пилястры арки апсиды, украшение апсиды). Сочетание классики и восточных элементов Базилика в Тафхе. Найти не смогли. · Укоротилась до квадрата. · Трехнефная со столбами. Между всеми столбами арки (через 3 нефа). Полностью поделенное поперечно пространство. Элемент массового религиозного сознания.
Калат-Симан. До сих пор много паломников со всего христианского мира. Монастырь Симеона-столпника. Монах, аскет, пребывал на столпе (около 20 метров) всю оставшуюся жизнь. Читать страшно: черви ползали, раз в неделю что-то кушал. Очень суровая аскеза. Совершал исцеления и чудеса. Аскеза была распространена в 4-5 веках, где-то до 7 века. Тогда Константинополь решили архитектурно оформить это место. · Сооружение в виде греческого креста (ок. 480 г.) по сторонам света. 4 колонных базилик римского типа. Только обращенная на восток имеет трехчастный алтарь, там служили. В трех других паломники ночевали, жили (свободный мир для пришлых людей). · Западная кончается обрывом (рельеф местности – обрыв), поэтому входим с южной. · Центр со столпом. «Двор» – октогон (8 столбов неправильной формы). Между базиликами перекинуты арки. Углы выходят наружу маленькими апсидками. В углах – компартименты. Была кровля (центрический шатер, купол на 8 опорах в пятом веке сложно себе предстваить) или открытый двор – разные варианты. Каждый из столбов обставлен с двух сторон колоннами (между ними просветы – светотеневая игра). · Каждая базилика: экзонартекс, три огромных портала, нартекс… Тонкая резьба, бегущая лента. Тонкие карнизы. · Преобладают колонны, а не столбы. Соединение роскошного римского стиля колонных базилик с восточным элементов. Сложно сказать, что преобладает, скорее всего, Рим. · Снесенная турками базилика св. Апостолов, возможно, этой же типологии. · Все снаружи украшено колоннами с несохранившимися арками (декор).
|