КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Церковь Сергия и Вакха в КН527 (год вступления Юстиниана на престол) - . Раньше считалось, что София – главное здание, а это вариант. Теперь считается, что на Сергии и Вакхе архитекторы тренировались перед созданием Софии (но письменных доказательств нет). Анфимий из Трал и Исидор из Милета.Анфимий был великим математиком и изучателем истории математики, он собрал все труды Архимеда, он был автор системы статического равновесия для св. Софии. Исидор был самым знаменитым зодчим эпохи. Считается, что им же принадлежит церковь св. Апостолов (не дошла).
Довольно большое здание с огромным, лежащим на нем куполом. Купола делали как покров, как распростертое покрывало над храмом. Это только в 6-7 веке. Дальше купола будут стремиться вверх, вырастут барабаны, и будут похожи не на платы, а на свечи, пока, наконец, это вообще станет тоненькими и изящными свечками. Это очень декоративно, а 6 век – мощно и солидно. · Куб в объеме, над которым поставлен купол (занимает большую часть площади храма), который опирается на 8 столбов. Чтобы согласовать круг купола, создающий главную часть храмового пространства, и квадрат объема, в углы вписываются ниши. · Узкий обход, да еще временами на северных и южных боках сужается, становясь маленькими струйками, по которым течет пространство. · С запада нартекс, с востока граненая по восточному апсида. · Структура двухярусная: двухэтажный обход. Верх открывается в центр через прозрачные ниши-экседры (полукруглые по углам, прямоугольные по осям). Создает красоту и переливчатость форм. · Кирпичная кладка с прокладками для прочности каменных плит. · Купол пологий, тягучий, стелящийся, распростертый над зданием и оберегающий его. С восьми граней приставлены контрфорсы. · Внешний вид сейчас – гладко, чисто, заложены много широких окон. Интерьер: · 8 столбов держат купол, между ними подпружные арки, т.е. это цветок, на котором стоит купол. Внутри арок экседры: вогнутые или прямые с аркадами. · Пропорции: самая масштабная часть – купол, второй этаж меньше купола, но больше первого. В классической архитектуре было всегда наоборот: самое масштабное было снизу. Здесь все наоборот, все масштабное наверху. · Одна из арок выдвинута на восток. Это арка конхи, перед ней вима и перед ней небольшой цилиндрической свод. Бегущая, цветочная опора купола. Сам купол имеет ребра, их называют тыквообразные. Он был золотой, а в отсеках ребер были фигуры (это могли быть ангелы, архангелы, могли быть пророки (хотя проемы слишком маленькие) · Профиль, делящий этажи очень резной. Капитель колонн и пояс, опоясывающий весь храм с тонкой как кружево резьбой. Это горизонталь – стабильность, покой. Эта резьба создает контур для цельного понимания пространства. Эти формы никогда не теряют живой связи с античностью (листья, аканфы), но они не натуральны (Запад будет очень натуралистично воспроизводить античные формы, Византия останется где-то по середине: размышления на тему античности). Они подкрашивались легкими тонами. · Интерьер приобрел, конечно, мусульманский оттенок. Но сохранилась большая прозрачность: прозрачный колонный ряд. Столбы облицованы мраморными панелями нежных тонких оттенков (что-то с одной стороны мерцающее и очень светлое). Этот контраст белого и химического синего не идет византийской архитектуре, которая тонкая, переливчатая, а совсем не контрастная. · Капители сложной формы с трапециевидной подушкой, увеличивающей сочленение пяты арки и самой капители. Преобладает гармония, статика, стабильность. Нет никакой динамики. Горизонталь, охватывающая все стены, как обруч – очень важный элемент. Колонна только опора, причем в малых формах. Ее основная идея – баланс и гармония, равнозначность, равновидимость всего со всех сторон.
|