КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство 12 века в СицилииНормандские короли охотно и задорого приглашают византийских мастеров. Чефалу на юге Сицилии. 1130-1140е гг. выстроен огромный кафедральный собор. Сама постройка чисто нормандская. Длинная базилика в форме латинского креста как ранние базилики на западе. Трехнефная на колоннах с плоским перекрытием. Великолепный театрализованный храм, как триумф Нормандии в Сицилии. Перемычка между башнями – переплетающиеся арабские арки, как и многие другие орнаменты. А мозаики – византийские. Главный меценат – Рожер 2. Все сохранившиеся мозаики в алтаре (возможно, в других местах их не было). АЛТАРЬ · Купола нет, поэтому Пантократора помещают в апсиду. Очень большой размер. Очень яркий, насыщенный, видимо византийские мастера не жалели драгоценную смальту. Декоративнее и наряднее, чем Пантократор в Дафни. Не столько на внутреннюю экспрессивную энергию, но больше на внешнюю красоту. Как кристаличны и мелки складки его одеяний. Очень сложный рисунок лика, не пластические акценты формируют лицо, а линейные росчерки, не всегда идут по скруглениям формы, а создают часто свои рисунки. Издалека это совсем не мешает, а придает искомый мастером драматизм. Т.е. усилены декоративный и эмоционально-драматический эффект. · Богородица на этаж ниже – она в иконографии Оранты с 4мя архангелами (еще Рафаил и Уриил). · Дальше еще два регистра: 12 фигур апостолов фронтально в двух регистрах. Как статуи очень величественные и монументальные. В апсиде святителей нет. Фигуры чуть повернуты в ¾ и спиной друг к другу, чтобы имитировать нахождение в пространстве, как статуи. Пластически активны, они мощные, статуарные. Очень много классического. Некоторые акценты чуть преувеличены и создают почти гротескные формы. Очень помпезно и празднично. Очень широкие одежды с узлами, совпадающими со световыми акцентами. Опять широкие плечи, огромные ноги – тоже воспоминания о аскетическом искусстве, но оно ожило.
ПРЕСБИТЕРИЙ Святители и избранные святые. С одной стороны все греческое (и святые и надписи), с другой – все латинское. Делалось для разных слоев населения. Южная стена пресбетерия – верхний ряд: ветхозаветные персонажи: Адам (праотцы), ниже цари/пророки – Давид и Соломон, еще ниже – ветхозаветные пророки. Очень нарядные и интенсивные орнаменты. Византийский цветок, он же лепестковый орнамент. Еще ниже – воины (Георгий, Меркурий, Нестор). Последний регистр – отцы церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов). Северная стена (латинская) – верх пророки – врачи – святители (Григорий Великий, Августин и св. Сильвестр). Та же сильная стилизация в ликах, рисуночная геометризованная стилизация цветов, определяющая форму, но скульптурная идентичность остается. В крестовом своде пресбитерия: 4 ангела и 2 херувима и 2 серафима.
|