КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
София ОхридскаяМакедония, но часть греческой Македонии, хотя попало в славянскую часть. Базилика. Есть предположения, что был купол, но точно не известно. Македония вошла в империю при Василии 2 в 1022г (раньше была частью Болгарии). Там жили македонские славяне, пришли греки, назначена греческая администрация: церковная и светская. Архиепископ Лев с 1037 - 1054г. Лев был страстным участником споров перед схизмой. Он переписывался с Ватиканом, где отстаивал принципы православия. Т.е. был активный богослов 11 в. В росписи присутствуют следы этих споров (причастный хлеб сдобный). Ремонт и реставрация. Примерно в это же время работы в Софии Киевской. Во всем храме фрески. АПСИДА: · – Богородица на троне в редкой иконографии «Никопея» (на груди щит с образом благословляющего Христа). Она защитница. При Льве написали, довольно быстро заштукатурили и написали другую – Одигитрию (в конце 11в). Сейчас она стоит в углу в храме. Одежды имитируют золотые ризы, написаны золотом. · Ниже – Евхаристия. Христос - один раз за престолом. Держит сдобный хлеб. Ученики в сильном шаге, в экспрессивном движении. Укрупненность, масштаб, монументальность и величие. Большая часть ликов крайне напряженная, страстные лица, огненные взоры, много световых колебаний и контрастов (лица темные и яркие световые включения). Нет неподвижности, застылости Осиос Лукас или Софии Киевской. Чтобы усилить напряжение – зрачки скошены, почти никогда не бывает зрачки посередине. Сильный личностный, экзальтированный момент. Драматический акцент. Пульсирует все: свет, тень, форма, пластика. · Святительский чин. Написаны чуть более сдержанно и гармонизировано.
ВИМА · Вознесение. Единственный свод, остальной храм – плоское перекрытие. Композиция по цвета мажорная, яркая, нарядная. Много полутонов, все светлое и праздничное. Самая живая во всей программе росписи. · Христос: одежды широкие, мягкие, завязанные узлами. Они не такие остро рубленные, как у апостолов в Евхаристии. · Ангелы, держащие круг очень изысканны. Византийцы нашли типологию, очень напоминает эллинистическую традицию. Но при этом, конечно большие глаза, немые взоры, смотрящие поверх нас. · По кайме с двух сторон – летят коленопреклоненные ангелы и поют литургическую песнь Богородице. Низ бесплотен и превращается в сплошную скользящую ткань. · Два Архангела, как всегда бывают с архангелами. Гавриил (031). Пластичен, округлый, вполне трехмерный, классичен, вполне можно представить в виде скульптуры на ступеньках акрополя. Это то чего не имел Запад. Учились по античным статуям, их копировали. · Апостолы – живые, в движении. Желание показать пластику очевидно (ткани несколько избыточны, они их хватают в изумлении перед Вознесением, чтобы они не мешали). Много оттенков, психологических нюансов, в то время как в Осиос Лукас была одна центральная установка, повторенная сотни раз. Мы уже приближаемся к новой эпохе. СТЕНА БАЗИЛИКИ · Ветхозаветные сцены, выбранные по литургическому принципу. Северная стена: o Литургия Василия Великого. В руках круглый, сдобный хлеб, просфора. Такая же у Христа в алтаре. o дальше сцена из жития Иоанна Златоуста. o Дальше сцена Лествицы (Сон Иакова): ангелы спускаются и поднимаются: вечное движение благодати с небес к земле. o Дальше три отрока в огненной печи. Очень огромный ангел с крупными чертами лица. · Южная стена: o Жертвоприношение Авраама. Очень подробная, сценическая, пасторальная. Сопровождают детишки, несут дрова, ослик. o Гостеприимство Авраама. Центральный ангел всегда с крестом в нимбе. Ее ассоциируют с Христом. На Троице Рублева увидели подготовительный рисунок, у центрального видны остатки креста. Он был написан, но стерся. o Встреча Авраамом Трех Путников на дороге
По всему периметра в нижней зоне стоят белые стройные фигуры. Сонм епископов. В два ряда: внизу в рост (как свечи), над ними в квадратных рамах (могучие, кубические). В алтаре святители входят в этот ряд. Откуда так много епископов? Есть и папы римские, несмотря на надвигающуюся схизму еще не было анафематствования и взаимного проклятия. Они представители всех церквей всех времен как знак изначального церковного единства. Целый собор епископов, который архиепископ Лев хотел иметь в своем кафедральном соборе. Поликарп сохранился во всем своем цветовом великолепии. Здесь меньше деталей и разнообразия, чем в композиции Вознесения. Здесь более застыло, аскетично. Они как пьедестал, они светлое начало, основание церкви.
ЗАПАДНАЯ СТЕНА Выше святительских рядов были композиции, но сохранилось только Успение на западной стороне. С двух сторон от двери – архангелы. В золотоволосом Гаврииле легко под’искиваются античные родственники, в рельефе великих Панафиней.
|