Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Система росписи крестово-купольных храмов




Раньше не было единой системы росписи. Например, образ Христа мог помещаться в конхе апсиды (Косьмы и Дамиана в Риме). Теперь Христос царит над всем храмом в куполе.

Богоматерь раньше могла помещаться в разных местах. Теперь как 2е лицо после Христа, как воплощение Церкви Земной, помещается в конхе апсиды. Она может сидеть на троне, держа Младенца в руках, может стоять с Младенцем или в позе Оранты (София Киевская) – так она защитница града «стена нерушимая» - в молитвенном стоянии с простертыми руками. Такие большие значимые образы повторяли священные образцы, так киевская Оранта воспроизводит не дошедшую до нас, но описанную в источниках, Богоматерь Влахернскую (храм 5го века). Ее огромный плащ (омофорий) как покров охраняет город. То же с ярославской Орантой.

Что принципиально меняется?

· Был разброд сюжетов и свобода размещения, теперь строгий канон.

· Был исторический подбор сюжетов, подчиняющийся евангельской или ветхозаветной линии событий. Теперь доминирует символический подбор сюжетов, связанный с главными двунадесятыми праздниками. Набор может быть немного расширен, но это основной цикл.

Сложно сказать, какой храм и когда стал воплощением этой новой системы росписи. София КН не решает этот вопрос. В ней сохранились отдельные изумительные по качеству изображения, относящиеся к разным временам.

 

Часто власть захватывали авантюристы, выскочки, побеждавшие хитростью, авторитетом, злобой. Василий 1 пришел как мужик, конюх. При нем была освящен храм Нео «экфразис» Фотия:

В куполе – Пантократор, окруженный ангелами, Богоматерь в конхе, на сводах – ветхозаветные патриархи, пророки, апостолы, мученики…

34:26

Архитектурный (купол) и смысловой (Христос) центры совпадают. В смысловом контексте придумана гениально. Просуществовала до допетровской Руси. С другой стороны, она поднадоела за много веков.

София Киевская – приезжие византийские мастера (как сицилийские правители), хотел иметь у себя самое лучшее.

· В скуфье купола – Пантократор (Вседержителей). Одно из трех возможных. Еще может быть Вознесение (более ранние) и сошествие Святого Духа на Апостолов. Высшая небесная сфера, изображение того, что может быть на небесах. Круговая композиция с выраженным на ней центром. Образ Пантократора висит над миром и им повелевает. Круг держат ангелы, как и всегда. София: только один ангел мозаический, остальные 4 – живописью в 19м. Одному Врубель сделал башмачки, самого ангела сделали его ученики.

· Между окнами барабана всегда изображаются либо пророки либо апостолы. Пророки – провозвестники Христа, апостолы – ученики, которые разносят его учение по миру. Чаще всего 8 или 12 окон.

· Подкупольные столбы. Паруса (тромпы реже): 4 Евангелиста, сидят за столиками и пишут или обдумывают. Они 4 столба евангельского учения. Они верхушка столбов, на которых стоит купол. В Софии (только Марк 11 века, остальные – 19й). В Софии росписи до пола, чего не было в Византии, там были мраморные панели. Между парусами чаще сего небесные силы. В Софии: изображение Христа (поясной в образе Иерея с выстриженном бубенцом на голове – признак священства). Напротив – Богородица в образе Оранты. С третей стороны Деисус. Это не обязательный признак.

· Вима: в середине – уготованный для страшного суда Престол. Ниже по вертикали вниз – Богородица Оранта. Ниже во всех храмах (если храм достаточно большой) – Евхаристия (причастие апостолов), прямо под образом Богородицы изображенный Престол. С двух сторон от него фигура Христа. Он причащает двумя видами: хлебом и вином. Сдобный vs пресный/бездрожжевой. У престола всегда стоят архангелы: Михаил и Гавриил. Они также часто сопровождают Богородицу в конхе апсиды.

· Ниже ряд Учителей Церкви. Святители, отцы Церкви, жившие в древние времена. Самые почитаемые церковные иерархи, люди. Нижний ряд росписи.

· По всем стенам – представители земной церкви. Стоят чаще всего по их рангам, функциям. Преподобные, целители, жены, девы. Они стоят ближе всего к нам. Человек молящийся хорошо их видит и как бы уподоблен им.

· По сторонам от алтаря – Благовещание в виде двух фигур, разведенных на два столба, разведенные по двум сторонам от апсиды. Богородица может быть у колодца, может сидеть. В Софии Богородица ткет красную кровавую пряжу (символично ткет тело своего сына).

 

София Киевская. Московская школа – при Ярославе Мудром. В Киеве считают, что при Владимире.

 

Мирожский монастырь

· В скуфье: Круг с возносящимся Христом поддерживают сонм ангелов. Могут быть коленопреклонённые. Под Христом – Богородица-оранта и Апостолы.

· Между окнами барабана – Пророки. Они всегда со свитками, на которых написаны начальные слова пророчества.

· Евангелисты в парусах. Сидящие перед пюпитрами – прямо сошедшие со страниц рукописей. Расширенная композиция – велумы на окнах, архитектурные декорации. Между ними Нерукотворный образ дважды (т.к. он на «чрепии» – на керамике и на «убрусе» – на холсте)

· На арке по той же линии – Христос-Эммануил («С нами Бог»)

· Вима: Христос в Преображении.

· Апсида: в большой конхе – Христос на троне, по сторонам – Деисусная композиция (Богородица и Иоанн Креститель). Молитва за род человеческий. Ниже: Евхаристия, по центру – престол с киворием. Ангелы по сторонам и Христос причащающий хлебом и вином. С 11 века стало популярно: по сторонам от престола мраморные панели, отгораживающие алтарь (византийская алтарная преграда).

Важные нити идут не только по вертикали, но и по горизонтали. Например в рукавах креста – ключевые моменты церковной христианской истории. Рождество и Успении чаще всего корреспондируют друг с другом. Воплощение второго Лица Троицы. Успение – символика утверждения и создания Церкви. В третьем рукаве креста (на западе) – сошествие св. Духа на апостолов. Грядущее спасение праведников. Мотивы близости рая. Символические концепты соотносятся друг с другом в храме определенным образом.

Есть важные, часто доминирующие темы:

· искупительная жертва Христа и страсти Христовы. Если вдуматься в Евангелии все темы сказаны.

· соборное единство: Христос в куполе и Богоматерь в апсиде, а вокруг собирается все небесное и земное. Все это предназначено во Христе и через него стать новой тварью. Ангельский, человеческий род, звери, птицы, растения (орнамент), светила небесные – т.е. вся вселенная объединяется в единый храм Божий, в главе которого в куполе – Христос. Т.е. под сводами вмещается весь космос.

· Церковь – тело Христово. И ей как телу Христову принадлежит все мироздание. После Его воскресение все подчиняется его власти. «Дана мне всякая власть на небесах и на земле» (Матфей). Проклятая земля становится землей благословенной. Начало новой земли под новым небом.

· Тема христианского календаря.

Расположение тем и смыслов всегда иерархично.

 

На стенах располагаются обычно двунадесятые праздники. Другой важный цикл – страстной.

Важна западная стена. Если храм посвящен Успению, то туда выносится эта композиция. По канону там полагается быть страшному суду. Иногда страшный суд выносили в нартекс (писали с другой стороны из нартекса: Милешево в Сербии).

 

Существует три системы символического осмысления декорации центрического крестово-купольного храма:

· Византийский храм образ космоса, символизирует небо, святую землю или рай и земной мир в иерархической упорядоченности. От сферы купола (неба) к земным зонам нижних частей.

· Храм – изображение мест, связанных с земной жизнью Христа и тем самым магически идентичных с ними. Отсюда стремление к подробному топографическому изображения. Каждая часть храма идентифицируется с различными местами св. Земли. Там верующий может совершать паломничество. Демос написал, что, возможно, поэтому в Византии реальные паломничества играли значительно меньшую роль, чем на западе.

· Символика, основанная на христианском календаре. Литургическая, не историческая последовательность. Сцены слагаются в некий магический замкнутый цикл. Т.о. фреска может играть роль праздничной иконы. Очень контрастно по отношению к росписям западных базилик, где сцены иллюстрируют историческую последовательность сцен в Евангелии. Там есть начало и конец, некий поток развития истории. В Византии другой подход к идее исторического времени: повторность, цикличность.

 

Самое очевидное расчленение в храме: три зоны, разделенные часто карнизами:

· Небо: купол и верх сводов, включая апсиду. Самые священные персонажи: Христос, Богородица и ангелы. Сцены только такие, которые могли происходить на небесах. Купол – только 3 варианта. Купольный декор обладает еще одной стилистической необыкновенностью: изображения могут быть написаны плоско, линейно, но при этом они живут пространстве. Они имеют объемное существование: реальное пространство перед ними.

· Св. земля или рай: паруса и высокие части сводов (напр. рукава креста). Все праздники.

· Земной мир: нижние своды и нижние части стен. Только стоящие фигуры.

Все святые имеют свое топографическое место:

· Воины – на опорах, потому что они хранители и опора от бед и внешних врагов.

 

Есть иконографические энциклопедии Византийского (2 немецкие старые, позже еще одна американская) и Западного. На каждый сюжет изложены основы композиционные, иконографические.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты