КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Греческие храмы средневизантийского периодаВ Греции сохранилось очень много древних Византийских храмов. В 12 веке было массовое строительство крестовокупольных храмов на колонках или столбах. Афины Храм св. Апостолов на Агоре. Ок. 1020 г. Кристалличность, вычеканность объемов, что очень характерно для Греции. На четырех колонках. · Купол сложной визанийской формы. Высокий, восьмигранный. Колонны, утопленные в ниши, на гранях сдвоенные окна на колонках. · В плане не квадрат, а объемный крест. · Кладка опять смешанная: светлый камень, кирпич и цемяночный раствор. Все стены расчерчены зубчатыми фризами, что тоже создает светотеневую игру. Все очень природно, натурально. А еще и дает дыхание стене. Есть рельефные под «арабский шрифт». · Четыре апсиды завершают четыре рукава креста. Между ними апсидиолии (маленькие апсиды), снаружи – все выглядит графично и геометрично. Очень похоже на кристалл. · У нартекса три приподнятых крестовых свода и три входа. Перед ним – остатки квадратного поля, окруженного колоннами. Такой музейчик архитектурных рельефов на воздухе · Фрески не сохранились. Есть остатки 17 века. · Очень изящные мраморные колонки с подкрашенными капителями. · Алтарь отделен антаблементом, вставленным между колоннами. Внизу алтарной перегородки – мраморные плиты с резьбой.
Храм св. Федоров в Афинах. 1060-70е гг. Федор Тирон и Федор Стратилат. · Все окна оконтурено кладкой с зубчатым рисунком. Также и по всему периметру здания. Как и орнамент, похожий на арабскую вязь. Это разряжает тяжесть плотного объема стен, дает им дыхание и ее облегчает. · Серьезная, весомая, пластичная. Греки ценили не прозрачность и ликвидация материи как в КН, а пластику. · Небольшие, глубоко врезанные окошки. Двухчастное окно (чуть менее элегантно чем трехчастные в КН) с колонкой (без нее в Греции представить себе ничего не возможно) и низкими арочными пролетами. Но декоративно оно мыслится как трехчастное (зубчатый рельеф окантовывает ложное «трехчастное» окно, где само окно – середина). · Все апсиды с внешней стороны граненые · Барабан украшенный (обычно это октогон). Каждая грань имеет свою архитектурную окантовку. Как и во всей византийской архитектуре. Непременно колонна (здесь в маленьких нишах в углах октогона). · Трехчастное членение западного портала (три входа, зубчатые арки окантовывают единой линией, как в ленточный орнамент сирийских базилик). · Опоры – столбы
Капникарея в Афинах. Кон. 11 в. , нач. 12 в. · Стройный, крепкий. Хорошо видно иерархия объемов, как и в западном искусстве. Здесь купол растет и он уже скорее свеча, чем покров. Очень непривычно для купольных базилик, где было истекания сверху и распространение пространства сверху. · Открытый экзо-нартекс с аркадой с ложными трехчастными окнами над каждым компартиментом. Слишком объемный для такого храма. Большая свобода планировки, некая пейзажность. Новый акцент. Нет константинопольской строгости, логики. · Окна опять с колоннами приземистые, очерченные единым зубчатым бегунком. · К храму пристроен с северной стороны придел со своим куполом и престолом. Св. Федору. Внутри отдельное пространство, отделенное стеной. · Росписи поздние 19-20вв. · Храм на 4х колоннах, в углах крестовые своды. · Алтарная преграда всегда на колоннах, внизу мраморные плиты, которые в раннехристианские времена и отделяли алтарь (что осталось в католических храмах навсегда). Антаблемент чаще всего завершал алтарь, но иногда наверху ставили мелких невысокий ряд икон с двунадесятыми праздниками (чаще в монастырях). Первый высокий иконостас сделали Рублев с Феофаном Греком.
Малая митрополия в Афинах (главная митрополия, т.е. главный храм города, стоял рядом, но он не сохранился и на его месте в 19 веке был построен новый огромный). 2я пол. 12в. Кому был посвящен, не известно. · Очень камерный, высота (без купола – 3 человеческих роста). Хотя в 12в. масштаб увеличивается (мон. Пантократора в Афинах). · Драгоценная игрушка города. Целые ряды рельефов разного времени, много древних (стены и торцовые части саркофагов используются в качестве кладки), как и на западе в романских соборах. Каменная кладка из больших квадров, хотя храм самых маленьких размеров (возможно, брали, что было). Были рельефы, специально сделанные для храма. o Очень нравилась тема терзаний. Все перевито крутящимся и вьющимся ленточным орнаментом. o На апсиде преобладающая геральдическая схема: что-то в центре и симметричные фантастические звери (сфинксы, звери). o Много крестов (есть с человеческими фигурами. Человек без одежды – он таким предстает перед Господом). · Храм на 4х свободно стоящих опорах (тоненькие столбики до купола). · Все было закрыто тонкими мраморными плитами. В куполе остатки поствизантийской росписи. В цилиндрических сводах и на барабане были росписи.
Панагия тон ХалкЕон в Салониках. 1028г. Незадолго до этого Фессалоники были частью болгарского царства. Василий II расширил границы и часть Болгарии присоединил, в т.ч. Фессалоники (население всегда было смешанным). Этот храм был построен как первый византийский на этой территорией. · Весь из кирпича, но стены по-гречески толстые. Самый мощный из всех в средневизантийское время. · Три купола: один центральный (с двумя ярусами окон) на 4х колонках. Рукава – цилиндрические, в углах – пониже крестовые. Над нартексом еще два купола. · Очень свободный по пространству. Стены во фресках, много сохранилось (правда, сильно почернев) · Экзонартекс с сильно профилированными арками (пластическое изымание массы стены) – система постепенно углубляющихся перспективных арок, разделенные колоннами. А сверху навес закомар. Тройное членение фасада: окна с перспективными арками, под ними слепые окна, верхний этаж отделен карнизом. Внизу опять перспективные арки. Не повторяет ни Грецию и КН. · Зубчатые фризы составляют в основном карнизы. Барабаны скромные, но очень пластичные (с перспективными арками) · Выступающие рукова креста дополнительно оконтурены фронтонами
|